ПМ, который не выстрелил
vikond65 — 10.06.2020Если спросить: "что означает аббревиатура ПМ?", то подавляющее большинство наших мужиков наверняка ответит, что это пистолет Макарова. Однако, наверное, мало кто знает, что в истории российской авиации тоже был свой ПМ, однако, он не получил и тысячной доли известности своего оружейного "тезки". Но сегодня надо бы о нем вспомнить, поскольку ровно 95 лет назад, 10 июня 1925 года, впервые поднялся в небо самолет ПМ или ПМ-1 - один из первых советских авиалайнеров.
У него ПМ означало "Пассажирский-Майбах". Первое слово в пояснениях не нуждается, а второе означало, что на машине стоял двигатель немецкой фирмы "Майбах". Вообще, обозначения самолетов по моторам было довольно распространенным явлением в советской авиации 1920-х годов. Однако в случае с ПМ именно выбор двигателя, оказавшийся крайне неудачным, сыграл в судьбе машины роковую роль и в конечном счете поставил крест на ее карьере.
Шестицилиндровый "Майбах" мощностью 260 л.с. был снят с какого-то трофейного немецкого самолета времен Первой мировой войны, а некоторые авторы предполагают, что - со сбитого дирижабля. Мотор был старый, сильно изношенный и от того весьма ненадежный, к тому же, он не выдавал паспортной мощности. В результате, тщательно изготовленный самолет с хорошей для биплана аэродинамикой развивал скорость не более 180 км/ч, потолок не превышал 3000 метров, а дальность полета - 900 км.
Вдобавок, мотор в полете то и дело отказывал. Пять из 11 полетов ПМ-1 завершились вынужденными посадками вне аэродрома, а одна из таких посадок, в ходе попытки полета из Москвы в Ленинград, обернулась серьезной аварией. Самолет перевернулся вверх колесами и получил большие повреждения. К счастью, пилот и механик отделались ушибами, а больше на борту никого не было.
Непонятно, почему для в общем-то удачной и перспективной машины не нашлось нормального мотора. Возможно, дело в том, что на ПМ-1 не было госзаказа. Он создавался в инициативном порядке группой работников московского авиазавода №1 под руководством инженера-конструктора А.А. Семенова.
При этом мощные и современные авиамоторы были в дефиците и в первую очередь шли на военные свмолеты, а этнузиастам, решившим сделать пассажирскую машину, выделили для нее двигатель по остаточному принципу. Вполне закономерно он оказался барахлом.
Тем не менее, в середине июля 1925 года самолет, получивший наименование "Московский Авиахим", рискнули отправить в агитационно-пропагандистский перелет Москва-Париж. Однако затея завершилась конфузом. В ходе полета летчику пришлось трижды совершать незапланированные посадки из-за различных поломок, а в районе Кёльна мотор сломался окончательно.
До Парижа и даже до Франции "Авиахим" так и не дотянул, а обратно его пришлось везти в разобранном виде по железной дороге. На этом карьера ПМ-1 завершилась и никакой информации о его дальнейшей судьбе я не нашел. Скорее всего, машину просто отправили на слом.
В истории ПМ есть еще один неприятный момент, связанный со скандалом между его непосредственным разработчиком Семеновым и его начальником - авиаконструктором Н.Н. Поликарповым, который уже тогда считался важной персоной. Поликарпов решил присвоить себе авторские права на машину на том основании, что на заключительном этапе проектирования он внес в ее проект незначительные поправки.
Уладить вопрос миром не удалось и в сентябре 1925-го по жалобе Семенова была создана "Комиссия выяснения авторства по пассажирскому самолету с мотором "Майбах". Изучив обстоятельства дела, комиссия встала на сторону Семенова и присудила авторство ему, чем Поликарпов был очень недоволен. Больше об авиаинженере Семенове ничего не известно и никаких самолетов он в дальнейшем не проектировал. Возможно, Поликарпов, пользуясь своими связами, добился его увольнения из авиапрома.
ПМ-1 выглядел довольно элегантно. В фюзеляже овального сечения размещалась пятиместная пассажирская кабина с багажным отделением, освещением и вентиляцией. Правда, туалета на борту еще не было.
Вид спереди.
Фото ПМ-1 с автографом Семенова.
Группа разработчиков машины и участников ее постройки.
Авиахимовский плакат в распространенной стилистике "тычущий палец", на котором можно угадать ПМ-1, хотя, художник исказил форму вертикального оперения.
|
</> |