Страсти по Нобелю...

Ведь сам он эту Нобелевскую премию мира так хочет, так хочет, прямо всеми фибрами своей души...
Так что на гребне этого нынешнего интереса любопытно заглянуть на нобелевскую "кухню" - на примере одной давней истории:
присуждении Нобелевской премии по литературе в 1933 году.
Тем более, что в той истории тоже был номинант, который был уверен, что он и только он достоит Нобелевской премии по литературе.
Но по порядку.
Дмитрий Сергеевич Мережковский и Иван Алексеевич Бунин


Русский проект
Итак, после смерти Ленина молодая советская республика не развалилась. О чём так страстно мечтали в эмиграции уехавшие из России после 1917-1920 годов.
Не случилось и новой революции, которая смела бы власть ненавистных большевиков.
А через полгода после смерти Ленина и Борис Савинков, на которого возлагались хоть и вялые, но ожидания типа -
ну а всё-таки? а вдруг? Савинков кроме болтовни что-то сможет сделать? -
а он взял да и признал на весь мир своё поражение в борьбе против советской власти...
Нужно было срочно доказать, что литературная эмиграция ( большая часть которой обосновалась в Париже ) не только перепечатывает старое и строчит мемуары,
как "доблестная" белая гвардия, но и способна (литературная эмиграция) на кое что большее.
Идея "Русского проекта" - присуждение Нобелевской премии по литературе русскому писателю -эмигранту
принадлежит Марку Алданову (Марк Ландау, 1886-1957).
Марк Алданов - тоже писатель, тоже эмигрант, большой литературный почитатель Бунина и Куприна.
Кроме того, Алданов был ещё и влиятельным масоном, членом нескольких французских лож (плюс ложи в Америке).
(Из-за массонства Алданова позже (уже после присуждения) присуждение премии Бунину будет обсуждаться в эмигрантских кругах -
а насколько Бунину помогло масонское влияние?
Мол, не было бы Ивану Алексеевичу Нобелевского счастья, да масоны помогли...
Алданов масоном был. Бунин масоном не был.
Вот Марк Алданов:


О том, что хорошо бы Нобелевскую премию по литературе получил бы писатель из эмигрантов,
Марк Алданов заговорил первый раз ещё в 1922 году.
Его идею с воодушевлением подхватил французский литератор Ромен Роллан, который стал нобелевским лауреатом по литературе в 1915 году.
А это значит – Роллан мог напрямую (как действующий нобелевский лауреат) выдвигать от себя чью-то кандидатуру на Нобеля.
До трёх кандидатур.
Ромен Роллан в 1914 году:

Таким образом, присуждение престижной премии русскому писателю -эмигранту, во-первых,
было бы этаким приветом большевикам от европейского литературного бомонда –
смотрите, кого вы потеряли, варвары...
А во-вторых, это был бы знак большого уважения и признания русской литературы в изгнании.
Мережковский
В принципе, никого среди эмигрантов-литераторов особо искать и не нужно было.
Можно было воскликнуть - Есть такой номинант! – по примеру - Есть такая партия! и... победить.
Дмитрий Сергеевич Мережковский ещё в России выдвигался на литературную премию Нобеля в 1914 и 1915 году.
В 1914 году у Мережковского были все шансы на победу: во-первых, от России ещё никто не получал премии.
Во-вторых, тогда только что у него вышло 24-томное собрание сочинений;
в Европе читали его трилогию "Христос и Антихрист", пьесу "Павел I", роман "Александр I".
Кроме того, присудив премию Мережковскому в 1914 году, Нобелевский комитет мог показать,
что они (нобелевские академики) не поддерживают антирусскую пропаганду, развернувшуюся в предвоенной Германии.
Но война и закрытые границы привели к тому, что в 1914 году премию вообще не присуждали.
В 1915 году Мережковский опять был выдвинут.
Но тут России было не до выполнения всех необходимых бюрократических процедур по выдвижению номинанта.
Получил премию в 1915 году как раз Ромен Роллан.
Наверное, два этих выдвижения подряд 1914 года и 1915 года способствовали тому,
чтобы Мережковский проникся до мозга костей убеждённостью – он как никто другой достоин литературного Нобеля.
Об этом его "хочу премию" есть и в дневниках "Устами Буниных".
Есть и у Ирины Одоевцевой в книжке "На берегах Сены".
Как я хочу получить Нобелевскую премию - это не раз слышали от Мережковского завсегдатаи воскресных литературных собраний.
Эти собрания, начиная с 1927 года, устраивали Зинаида Гиппиус и Мережковский в их парижской квартире, купленной ими ещё в 1906 году.

-------
- Бунин? Но разве можно считать Бунина серьезным конкурентом?
Он просто бытовик, бытописатель, надоедливо и скучно фотографирующий скучные мелочи существования вперемежку с надоевшими всем давно закатами,
снегопадами, дождливыми вечерами и заходами солнца.
Кому это нужно? Кому это интересно?
"Жизнь Арсеньева"? - безмерно растянутое описание молодости никчемного дворянского недоросля, к тому же перегруженное описаниями природы...
- Ведь не совсем же идиоты судьи, не слепые же кроты они! Разве можно сравнивать меня и Бунина?!"
-------
Однако в 1923 году Ромен Роллан ( большой почитатель Горького ) выдвинул свою "тройку" номинантов,
обойдя Мережковского! - Горький-Бунин-Бальмонт.
В то время как Марк Алданов предлагал ему вариант - Бунин-Мережковский-Куприн.
Никто из номинируемых в 1923 году - Горький-Бунин-Бальмонт - премии не получил.
А потом весь конец 1920-х годов тянулся под знаком "страсти по Нобелю".
В сентябре 1926 года Алданов пишет Бунину:
" - Думаю, что у русских писателей, то есть у Вас, у Мережковского и - увы - у Горького, есть очень серьёзные шансы получить Нобелевскую премию.
С каждым годом шведам всё труднее бойкотировать русскую литературу.
Но это всё-таки лотерея..."
------
И, заметим, не только лотерея, но и - "везде блат"... Знакомства. Лоббирование...
Про это скоро будет в продолжении
|
</> |