Страдания среднего класса

Это же буквально Европа-сад Борреля и "мир основанный на правилах". Если ты хороший мальчик или девочка, поступаешь правильно, то тебя ждёт радость и успех. То есть санкции главным образом были направлены на российский средний класс, который должен был взбунтоваться без голливудских фильмов, и снести власть, которая украла прежний уровень потребления. Остаётся только удивляться недальновидности Запада, который недостаточно вкладывался инвестициями в Россию, чтобы этот средний класс составлял не жалкие 10-15%, а хотя бы 30-40%, жадность сгубила такой хороший план.




В Штатах наоборот, при всех признаках демократии власть у пассионарного меньшинства, поэтому там при всем недовольстве сказать слово недовольство особо некому — если ты недоволен, ты уже в политике.

Сидя в условном Мордоре, и мечтая об условном Валиноре, практически невозможно воспринимать валинорские реалии, как они есть. Психологические защиты не позволяют обрушить картину мира, где мнятся высшие источники справедливости. Это я к вопросу о способности посмотреть под другим углом.
Я про то, что плохо быть вот в какой ситуации: ты думаешь, что пришел на детский утренник, а клоун-то на самом деле Pennywise. Если ты поймешь, что на самом деле происходит, это не гарантирует твоего выживания. Но если не поймешь — шансов нет вообще никаких.

И в современной России система управления тоже непрозрачная. И вообще похоже, что главный зажим за время после Ельцина произошёл именно в этом. Вертикаль власти стала вертикальней только внизу, и то далеко не во всех областях. Но система стала непрозрачной, перестала быть видна грызня во власти, как это было при Ельцине. И поэтому кажется, что всё находится под единым согласованном управлением.

Я говорю об очень типичной ситуации, когда решения нет ни у кого, его нужно совместно искать. И тогда невидение проблемы — выключает человека из поиска.
О соучастниках поиска. Или о деятелях, которые прут, не видя проблемы.



Иногда может оказаться, что самый извилистый путь является самым коротким. Наверно этот регресс человека необходим, чтобы преодолеть враждебность к разуму, чувству, природе, и наконец, обрести долгожданное мужество признать то, что уже знаешь.

Модель демонстрирует и знаковая, а ориентирует символическая картина.
знак - указатель на.
символ - соединитель с.
знаком может быть картинка-иконка, но потому что она уже символична.
а картина содержать знаки, но потому что они часть мира.
традиционные психопрактики позволяют управлять гормонами, но не всем.
И в буддизме, даосизме и конфуцианстве нет "вождей", "племен" и "справедливости" - это тоже западная модель.
в буддизме есть страдания, их причины (привязанности к удовольствиям, отвращение от неприятностей, тяга к моделированию и иллюзии от этого) и путь избавления от страданий в нирване.
в даосизме - дао, естественный исток, закон и путь всего сущего и отклонения от него при моделировании и эгоизме, ведущие к противоестественности.
в конфуцианстве - этика служения младших старшим и мораль милосердия и любовной заботы старших к младшим как основание общественной гармонии.
мужество — это быть мужиком, т.е. построить дом, семью, защищать свою бабу, своих детишек, свое отечество, свою веру и не бегать от смерти ни в молодости, ни в старости.
к звездам — см. "Возвращение со звезд", написанный 60 лет назад, когда человек делал первые шаги к звездам, не ведая своей судьбы в Великом Молчании Вселенной...

Ну а про более высокие цели государства с такими говорить бесполезно. На самом деле главное назначение государства — спасать человека от нравственной деградации, ведущей к коллапсу. Оно представляет собой нравственный организм, в котором каждая клетка находит для себя определенную специфику и живёт жизнью целого, служа ему. Вы же — раковые клетки, у которых внутри пустота, которые замкнуты в себе и сосут, как черная дыра. Это и есть самое страшное, что может с человеком случиться. И если вас заставят свой долг исполнить, то это может для вас быть последней надеждой на возрождение, собственно.

Выяснится, что у государства нет интересов, но есть объективные свойства. Презрев эти свойства вы можете повредить государство, но рано или поздно придут люди, которым надоест жить в поврежденном государстве, и накостыляют вредителям. И починят государство.

Именно мощный рациональный интеллект, да еще и усиленно развиваемый, подавляет духовную сторону, да и душевную тоже. Недаром особенно много таких среди программистов, вынужденных активнейше эксплуатировать именно формально-логическую сторону мышления. Кстати, именно они больше всех боятся смерти и упоминаний о ней.



Нравстеннность, например. Животные лишены способности к нравственному совершенствованию.
Если вам не чуждо христианское мироощущение, то ниже из Феофана Затворника: "
В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества — совесть и ничем не удовлетворенность. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа — низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душой животных, возвел ее на степень души человеческой". И стал человек двояк. Одно тянет его горе, другое – долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божиим водится, и совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, а дух этой безмерностию желает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его.

даны яркие психологические портреты и образ мысли Феликса Юсупова, Ленина (фанатичный прагматик-русофоб и гениальный тактик при ничтожности стратегии), Колчака, некоторых левых эсеров
к сожалению скончавшийся в 2003 году Кир Булычев не успел закончить цикл.
интересно, как бы он его закончил сегодня...
есть орден хрононавтов, контролирующих ход мировой истории в русле
главного потока стабильного существования нашего мира, не давая ему
попасть в тупиковые ответвления, где его ждет гибель. хрононавты с
помощью компактных устройств видом портсигаров или табакерок,
происхождение которых пока мне не известно, могут перемещаться во
времени только вперед, корректируя ход событий. боковые гибельные
ответвления истории связаны с агентами некоей силы, природа которой мне
пока тоже не понятна.
характеры многих исторических деятелей 1910-1930 гг переданы верно.
проблема Булычева, как российского интеллигента, в вере в прогресс к царству свободы.
alexander-pavl. Пролистывая пухлый том биографии братьев Стругацких, написанной Антом Скаландисом, я задержался на интересном воспоминании Аркадия Натановича об одном разговоре с Иваном Ефремовым по поводу «Понедельник начинается в субботу».
«Чиф нашел там идею о смене оккультных наук средневековья новыми оккультными науками на основе современной физики, объявил, что мы погребли эту идею под массой пустословия и опошлили её хохмами. Предложил писать настоящую серьёзную повесть о вторжении оккультизма в современную науку. Я визжал и отмежевывался, кричал, что для нас магия — просто символика и никаких таких идей мы проводить не собирались, но Чиф был неумолим. Раз мы талантливые писатели, значит, это вышло у нас помимо воли, и нечего тут… Кажется, в конце концов, он согласился, что ПНвС можно печатать в том виде, в каком она есть. Пусть это будет мудрец в шутовском колпаке, пусть эта повесть постепенно приучит соответствующие умы к новой идее. Так он решил. Пусть».
Аркадий Стругацкий не понял, что имел в виду Ефремов. Ант Скаландис не понял тем более – он решил, что речь идёт о сайенс фэнтези. Честное слово, в этот момент мне стало жаль Ивана Антоновича. Его указание на наступление новой эры оказалось поистине гласом вопиющего в пустыне, ибо даже такие умные и талантливые люди, как братья Стругацкие были не то что несогласны – не понимали, о чём речь идёт. Книги Ефремова созданы напрасно: читали их криво, мимо смысла. Я даже удивлён, что Ефремов не бросил литературу после «Лезвия бритвы». Увы и ах, уровнем тогдашних советских интеллектуалов был не Иван Ефремов, а Александр Казанцев с его «Фаэтами» и Владимир Ажажа с лекциями о летающих тарелках. Достаточно сказать, что Ромил Соболев, умный, вдумчивый и аккуратный исследователь западного масскульта, ознакомившись с фильмами Кеннета Энгера, попросту не понял, что за фигня такая - восход Люцифера. Хотя часть советских и постсоветских читателей всё же смогла постепенно дорасти до понимания Стругацких, но до Ефремова и посейчас ещё сотни световых лет.
Одной из реперных точек, оставленных Иваном Ефремовым в нарочито неправильном (и потому очень заметном) месте было упоминание «Путешествия к Арктуру» Линдсея в «Часе Быка». К «Часу Быка» Торманс, описанный в странной книге забытого британского автора, никакого отношения не имеет, но Ефремов хотел, чтобы читатель хоть случайно, хоть по ошибке, но зацепился за «Путешествие».

...Молодой Александр Прокофьев был бойцом РККА, прошел всю Гражданскую с ее запредельной жестокостью, побывал в плену у белых и выжил чудом, а потом работал чекистом на Русском Севере. Сколько и чего он взял себе на душу в те годы - знал, наверное, только он сам.
И еще он писал стихи - и этот провинциальный чекист был невероятно, неправдоподобно талантлив. Его ранние вещи читаешь с вытаращенными глазами. Откуда? Откуда вся эта первобытная хтонь, виртуозно переплетенная с пафосом революции - у малограмотного, в общем-то, человека? Почитайте его "Невесту" - это не стихи, это древнерусский северный заговор какой-то. Ведовство, которого он набрался у местных карелов, а они, как знают даже малые дети, все до единого - колдуны.
Или вот - одно из самых известных.
Я песней, как ветром, наполню страну
О том, как товарищ пошел на войну.
Не северный ветер ударил в прибой,
В сухой подорожник, в траву зверобой, -
Прошел он и плакал другой стороной,
Когда мой товарищ прощался со мной.
В 70-х на эти стихи написали песню и она стала шлягером. Но меня постоянно в ней что-то смущало.
И только взрослым я понял - нездешность.
Слова были не отсюда.
Не из 70-х. Они были из другого - невегетарианского времени 20-х. В них было что-то звериное, какая-то первобытная мощь и первобытная пластика, бахвальство хищника, пустившего кровь врагу.
...У Гражданской войны в России была одна уникальная особенность. Вскоре после Революции что-то пропитало воздух, воду и почву на территории бывшей Российской империи. Не знаю, что. Всё, что угодно. Флогистон какой-то. Может быть, прорвавшиеся демоны какую-то демоническую энергию с собой принесли - не знаю.
Но что-то точно было.
Ничем другим невозможно объяснить невиданный взрыв творческой активности, эпохальные прорывы во всех видах искусств, всех этих Платонова и Олешу, Прокофьева и Шостаковича, Довженко и Эйзенштейна, Жолтовского и Николаева, Грекова, Филонова и Родченко, Багрицкого, Маяковского, Смелякова и легионы других.
Причем работало только в стране, это эфемерное нечто нельзя было унести с собой на подошвах сапог. Ничего и близко похожего не случилось в эмиграции, и только самые прозорливые и талантливые из ушедших давились тоской длинными вечерами оттого, что здесь - тлен, а жизнь - там.
Андрей Фурсов. В полифоничности творчества В.В. Крылова отчетливо проявляется русский склад мысли, для которого – от Михаила Ломоносова до Александра Зиновьева – характерно стремление охватить как можно бoльшую часть мира и отразить ее в понятиях и образах. Разумеется, у этого склада мышления есть и другая, слабая сторона – некоторая незавершенность (впрочем, ни один претендующий на целостность и системность комплекс идей не может быть до конца завершенным – полностью интегрированных живых систем нет, только мертвые, но это уже не системы), некоторые, по крайней мере внешне, разбросанность и неоформленность, отражающие социальный и духовный код российской жизни. В творчестве В.В. Крылова, однако, эти недостатки суть продолжение достоинств. Кроме того, большей частью они компенсируются четко структурированной и организованной мыслью, которая находила выражение и в ясной структуре и логике его работ, и в отшлифованной аргументации, и в прекрасно организованных конспектах, на которые, судя по их подробности, потрачено много времени. Создается впечатление, что В.В. Крылов полагал: впереди у него – вечность, а не 56 неполных лет, большую часть которых он провел, как это не редко случалось с русскими талантами, «в сетях мелочных нужд и неизвестности».
Трагичность русского быта заключается в его почти открытости внешним обстоятельствам, бардаку и метафизическому ужасу русской жизни, в которой очень многие не столько живут, сколько выживают, борются с «тысячью мелочей», отравляющих, съедающих жизнь. Если к этому добавить, что советское общество было массовым обществом мелких начальников, мелких администраторов, которые как тип тяготеют (верно заметил Ю. Нагибин) «к террору и мелким переделкам, именуемым “переустройством”», то становится ясно, что к противостоящим человеку мелочам «системным» следует добавить мелочи «волюнтаристские», еще более хаотизирующие и без этого бардачно-бессмысленную ситуацию. Отсюда: повседневная борьба в советском обществе часто велась не за что-то, а против – например, нехватки многого. В том числе, нехватки денег.
Что можно противопоставить такой бедности и ее неизбежным спутникам – необязательности, разболтанности, несобранности, в конечном счете – непрофессионализму. Скрепами западного общества являются частная собственность, право и социальный контроль, личностно интериоризированный несколькими столетиями работы репрессивных структур повседневности. В русской жизни ничего этого нет.
|
</> |