Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

топ 100 блогов swamp_lynx29.08.2023 "В Италии его прозвали "синьор Хоррор" и вполне заслуженно, поскольку он был основоположником итальянского готического фильма и джалло. Но любой, кто видел его фильмы, знает, что элементы хоррора в них, хоть и мастерски сделаны, но почти всегда откровенно ироничны. Бава подрывает ужасное в своих картинах, не скрывая своего насмешливого к нему отношения - и этим радикально отличается от своего самого известного последователя и эпигона Дарио Ардженто. Он словно бы пытается намекнуть зрителям: ребята, все эти убийства и кровища в моих фильмах - не главное." Дмитрий Комм.

"Главное в фильмах Марио Бавы - это мистическое видение мира, как тайны и чуда. Он не создает фантастические миры, а заставляет нас увидеть окружающую реальность как фантастическую. Он использует всю свою феноменальную техническую изощренность, чтобы создать образ призрачного, иллюзорного пространства, способного меняться прямо на глазах у зрителя. Он буквально "переодевает" при помощи света и цвета дома и целые улицы, так что они становятся неузнаваемыми. Он комбинирует разные локации в пространстве одной сцены, порождая несуществующие площади и закоулки. Он стилизует кадры под живопись романтиков, символистов и сюрреалистов, заставляя нас воспринимать действие по законам поэзии, а не логики.

Авторская тема Бавы - прошлое, которое существует рядом с нами и влияет на нашу жизнь, даже если мы, по своей ограниченности, не способны его замечать. Время в фильмах Бавы такое же размытое, как и пространство. Минувшие эпохи существуют параллельно с современностью и попасть в них можно, просто заблудившись на улицах старинного городка. Двойники из прошлого приходят навестить героев буквально от первого до последнего фильма Бавы: в его формально считающемся первой ленте "Маска демона" княжна Катя оказывается точной копией казненной двести лет назад ведьмы Азы, а в его последней картине "Венера Илльская", извлеченная из-под земли античная статуя оказывается доппельгангером героини Дарии Николоди (мотив, отсутствующий в рассказе Мериме). И даже передвигающийся в инвалидной коляске пожилой американский миллионер может оказаться безумным австрийским бароном из XVII столетия.

Бава также архетипически итальянский режиссер, даже несмотря на то, что сам он именовал себя "больше греком, чем римлянином" (из-за любви к древнегреческой мифологии). Никогда не умиравшее, проросшее сквозь католицизм средиземноморское язычество торжествует в любом кадре картин Бавы, в их пышной, "оперной" зрелищности, обилии оптических иллюзий, дерзких экспериментах с цветом и освещением, а также чувственности, неразрывно связанной с жестокостью. В его фильмах много солнца, чей свет - насыщенный, золотистый, почти физически ощутимый. Но еще больше в них тьмы - такой же плотной, физически осязаемой, словно сотканной из черного бархата. Этот контраст в равной степени можно отнести к влиянию барочной живописи, равно как и к средиземноморским реалиям, где день переходит в ночь почти мгновенно, без сумерек.

Марио Бава был мистиком, вынужденным маскировать свое мироощущение под бульварные фильмы ужасов, поскольку в его времена мистический фильм был обязан быть страшным. Ни на что другое продюсеры не дали бы деньги, да и вообще не поняли бы, о чем речь идет, как не понял Альфредо Леоне самый личный фильм Бавы "Лиза и дьявол". Но преодолевая за счет своего мастерства бредовые сценарии и глупость продюсеров, Бава умудрялся создавать на экране настоящие мистерии, образы из которых поражают воображение и врезаются в память навсегда. Тайна мира в его фильмах нередко оказывается зловещей, лишь потому что мы утратили способность видеть ее и понимать древний язык символов, на котором она разговаривает с нами. Поэтическая ностальгия, а вовсе не ужас - вот доминирующая эмоция в фильмах Марио Бавы.

Я бы хотел написать книгу про Марио Баву, но, видимо, не судьба уже. Мир сегодня еще менее способен чувствовать поэзию, чем в его времена. Но я верю, что Марио, подобно своим героям, гуляет и сейчас, невидимый, по соседним с нами улицам, и ему будет приятно, что мы помним и любим его. С днем рождения, Марио!"

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Мир, живущий по законам поэзии, а не логики

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Возьмем гепотетическое поселение в котором у каждого есть собственность/товар/property У Кати есть куры, у Саши есть столы для пикника, у Бори - бананы. Катя меняет курицу на связку бананов, но курицу она отдает сейчас, а бананы ей отдадут в сезон вызревания. Т.е. Катя дает Боре курицу, ...
Ни когда не испытывал ни малейших признаков любви к родине. Ни в раннем детстве, ни тем более сейчас. Не понимал и не понимаю саму суть этого термина. Что это такое? Тошнотворно-архаичные берёзки, стандартный, угрюмый двор из четырёх ...
с начала года, как вернулась из отпуска, никак не могу себя заставить снова начать ...
Обратил внимание на забавный эффект возникший в ВПК в последнее время. Дело в том, что в рамках ГОЗа предприятиям оплачивается не результат, а выполнение конкретных работ. И представители заказчика за этим бдительно следят. С каждым годом - все бдительнее и беспощаднее. В ...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В эту субботу 18 марта состоится сеанс в киноклубе МГК Объединенной Коммунистической Партии.  Вместе с ...