Сто лет одиночества
bantaputu — 30.12.2022 Сто лет тому назад ничего особенного не произошло. Просто был сделан ещё один шаг в выбранном ранее направлении. Случилось естественное продолжение ленинской национальной политики. Статус националистических советских федераций был повышен до конфедеративного - чтобы местные национализмы ещё лучше цвели и пахли. В этом месте советские олигофрены обычно заявляют нечто вроде: "В советской семье братских народов не было буржуазного национализма и всë это ничего не значило". Ну, значит был социалистический национализм, добро пожаловать в реальность; а если всë это ничего не значило, то зачем случилось? Без умысла? Проснулись поутру, и решили: "А давайте страну переформатируем"? Если так, то лучше бы обошлись разсолом. Кроме того, из названия страны убрали слово "Российская"; это был ребрендинг в интересах новой клиентуры, она же клиентела; у советских эти вещи шли "в одном флаконе". Но в целом - ничего особенного не случилось..
У якобы созданной сто лет тому назад якобы страны была занятная особенность. Она "по умолчанию" пребывала в состоянии экзистенциального конфликта с капитализмом как с общественным и экономическим явлением. При этом у советской партийной элиты, ответственной за должное поведение страны в ходе конфликта, полностью отсутствовал интерес к тому, чем являлся еë противник. Как так? А вот так.
Если не верите, почитайте советские учебники по политической экономии капитализма, призванные, по идее, описывать анатомию и физиологию врага. Представления об анатомии капитализма там излагались на уровне: "Это рука, это нога", представления о физиологии напоминали анекдот о Карузо, которого Изя напел. Много проще сказать, чего там не было, чем что там имелось. Советская страна жила в капиталистическом окружении, а свою элиту воспитывала так, словно снаружи никого нет.
К примеру, представления о банковской системе капиталистов исчерпались схемой: "Банки берут деньги вкладчиков под процент А и дают их в долг под процент А+Б, и на эти два прóцента живут". "Палка, палка, огуречик." Советским элитариям не давали представления ни о Федеральной резервной системе, ни о частичном резервировании. Ни о Бреттон-Вудской схеме, ни о роли доллара после отмены золотого стандарта. Ни о "нефтедолларе", ни о казначейских обязательствах США и их значении в міровой финансовой системе. Ни о чëм.
А ведь, казалось бы, какая благодатная тема и какой материал для пропаганды! "Банкиры делают деньги "из воздуха" и дают в долг то, чего у них нет." Или иное, не менее прекрасное: американский закон о запрете ввоза в США больших сумм наличных долларов. "Мы Вам скинули резаную бумагу, и Вы там теперь как хотите еë обезпечивайте, торгуйте между собой, а на наши ресурсы не претендуйте." Проводим прямую и совершенно верную по сути аналогию с имперскими и оккупационными марками гитлеровской Германии. Почему бы советской пропаганде было не поговорить об этом? А почему бы советской политической экономии об этом не разсказать советской же элите? Или другой пример истинного положения дел, замечательной красоты: хранилище золотых слитков в Нью-Йорке. США свезли золото своих вассалов к себе. "Пусть твоя казна хранится в сокровищнице князя; это же так удобно." И какой отличный, образный пример для разъяснения того, как на самом деле работает реальный Запад, уж зови это капитализмом, или нет? Вот что нужно было втемяшивать советской интеллигенции, а не Стругацких. Реальность. Просто и без вранья. Не для того, чтобы дискредитировать, а чтобы люди могли понять своë потенциальное место в описываемой системе. Статус. Главное это статус. Остальное - следствие.
Про то, что безналичные доллары существуют только на корреспондентских счётах в американских банках, то есть исключительно в американской юрисдикции, можно было поведать простым советским элитариям? Другая превосходная тема для разговора - currency board, валютная опора для местных денежных систем подчинëнных стран. Сначала разсказываешь, как это устроено. Потом добавляешь статусное положение: чтобы получить право на обмен своей валюты на доллары, нужно дать американской финансовой системе взятку в размере стоимости своей национальной денежной массы. Потому, что это именно взятка. Плата за вход в здание рынка. На этом фоне становится понятнее элемент политической экономии социализма - торговля с "неприсоединившимися" странами в национальных валютах, с Индией в рупиях, например. Желающие могут провести аналогию с текущим моментом, в частности отождествить "движение неприсоединения" с современной позицией не-западных стран. Это мы тут у себя можем играть в капитализм и в социализм; "сегодня строим одно, завтра другое", а мір не меняется от того, как мы разложили игрушки на своëм ковре.
Почему советскому партийному и хозяйственному руководству не разъясняли всего этого? Не говорили о том, как на самом деле работает капиталистическая - читаем, "западная" - политико-экономическая система? Не говорили, что там всë начинается не с денег, а со статуса, и что если твой статус низок, то деньги у тебя просто отберут? А говорили вместо этого: "Выходите уже на міровой рынок, костные советские руководители, привыкшие, что государство о них заботится!" К слову: "государство заботится" это не социализм. Это покровительство, "крыша". Вещь никогда не лишняя. Советские руководители и вышли. Они же были уверены, что капитализм это "купи-продай", и всё. "Они там просто барыги; мы их прожмëм." В результате "барыги" приезжают на авиационный завод Яковлева, заключают договоры о сотрудничестве. Яковлевцы отдают им все секреты - партнëры ведь, нужно делать общее дело! Через год "барыги" уезжают, забрав всю нужную информацию. Советские люди не были предупреждены. Почему? Потому, что их никто не предупредил. Семьдесят лет было, чтобы предупредить, но времени не нашлось. Советская элита и попëрла вперëд с песней; думала, что "впишется". И "вписалась", мордой в стену.
За все свои годы советской жизни я встречал более или менее адекватное мнение о Западе только 1 (прописью - один) раз, и, конечно, это было частное мнение. Я знаю это мнение в пересказе саратовских врачей. В горбачëвские времена один хороший советский врач отправился в США чтобы посмотреть, как оперируют там, и показать что-то особенное, что он умел. Американская клиника его пригласила, и он провёл в ней несколько месяцев; такие контакты случались время от времени. По возвращении врача спрашивали о разном, и помимо прочего о том, не приходила ли ему в голову мысль остаться в США? Он отвечал, что мысль ему в голову приходила, конечно. Но он увидел, что чтобы достичь в США того же, чего он уже достиг в СССР, ему потребуется двадцать лет. А он уже не мальчик. Поэтому для него лучше здесь.
Один разумный человек понял, что Запад это, конечно, "дорогой, многоуважаемый шкаф", во всех отношениях. Но что присоединиться к этому шкафу ты можешь лишь подставкой под ножку. А так - "шкаф" великолепен, спора нет. Есть только один нюанс. Нюанс, который нужно было разъяснять всеми средствами. Не про страдания несчастных безработных талдычить и не про Леонарда Пелтиера, а про вот это. Что этот мір прекрасен, но что тебя туда не пустят. Пойми.
Советские элиты имели совершенно "эльфийские" представления о своëм противнике. Сейчас многие "левые" любят подтрунивать над наивностью своих воображаемых оппонентов - дескать, те ещё верят в "сферический капитализм в вакууме" и прочий "экономикс". Кумы, оборотитесь лучше на себя. Это коммунисты пропагандировали "эльфийские" взгляды на своего врага, и ладно бы они пропагандировали их народу - но ведь самим себе. Вместо того, чтобы учиться своему противнику настоящим образом, они болтали про "власть чистогана". То есть, что на Западе всë можно купить за деньги. И потом попробовали. А вот хрен им.
Можно, конечно, построить логику, в которой советские коммунисты на самом деле и не враждовали с капиталистами, а работали на некоторых из них. Может быть это и правда, в какой-то степени - комми и не очень хотели стать могильщиками капитализма. Но Запад-то хотел их "замогилить", и работал над этим, и добился успеха. Важно не только то, что хочешь ты сам, но и то, что хотят другие люди. Внезапно. Нельзя провести в одиночестве сто лет, а потом вылезти из банки и начать процветать. Так это не работает.
Советской элите и советским людям разъясняли, что капитализм это история про "хватательный рефлекс", про жадность. Советские люди до сих пор так думают. И считают, что их противник очень примитивен - "Рефлекторно же действует". "А у нас-то вторая сигнальная система, мы такие умные, мы такие возвышенные, мы легко сможем эмулировать примитивных буржуев, тупых барыг и жиробасов, способных только жрать и давить простой народ." Ан вышло иначе. Казалось, что если бывшая гусеница сто лет провела в куколке в виде белкового бульона, то когда она станет бабочкой, все будут в восторге и дадут ей первый приз. Нет, ну, может быть, ей поаплодируют - как аплодируют моли. Но вообще еë просто склюют, и всё. Нельзя сначала надолго окуклиться, а потом вдруг вылезти из торта и стать душой вечеринки. "А мы тут решили перестроиться; встречайте наши заводы с цветами!" Встраивание в общество это длительный и болезненный процесс. Российская Империя когда-то решала ту же самую задачу, и относительно решила еë примерно к 1815 году. Через сто лет все достижения, уж какие имелись, были утеряны. Спустя ещё сто лет продвижение равно нулю.
Прям путь человека в глазах его, но судьба взвешивает жребий. И лучшее, что можно положить на свою чашу весов, это адекватность, недостижимую без вовлечëнности. Одиночество это очень плохой метод самоутверждения. Нельзя самоутвердиться в пустоте.
|
</> |