Старый западный проект завершён

Необычность западных олигархий заключается в том, что их институты и законы не изменились. Формально они по-прежнему являются либеральными демократиями со всеобщим избирательным правом, парламентами, избираемыми президентами, а также свободной прессой. При этом, демократический дух в них исчез. Высшие образованные классы убеждены в своем превосходстве, элита отвернулась от низших классов, которые она презирает и считает популистами. Последние испытывают недоверие к элитам." Эммануэль Тодд.
"Было бы ошибкой полагать, что такая система может гармонично функционировать без всякого давления. Перерождение либеральных демократий в олигархии не должно становиться слишком явным и слишком жестко оспариваться как таковое. Оно требует усиления политического контроля над «плебсом», которому надо постоянно лгать. Это требует много усилий правящего класса; можно даже сказать, что отныне - это его основная работа.
Все это негативно сказывается на геополитике, дипломатии и военных делах. Полностью сосредоточенные на своей цели - победить на выборах, которые превратились в спектакль - представители западных правящих классов больше не имеют времени на то, чтобы учиться управлять международными отношениями. В результате они выходят на мировую арену без необходимых базовых знаний. Хуже того, привыкнув у себя дома навязывать свои "дискурсы" менее образованной публике (это дается им все сложнее, но пока они с этим справляются), они убеждаются в своем интеллектуальном превосходстве. Однако, когда они сталкиваются с реальными противниками на международной сцене, то, оказывается, что они не производят на последних никакого впечатления - ведь у авторитарных лидеров было, естественно, куда больше времени, чтобы разобраться в том, как устроен мир и как функционируют международные отношения."
*
La Défaite de l'Occident, Emmanuel Todd

Кто помнит СССР времён застоя — это был зомби. США сегодня это точно такой же зомби. Мораль диагноза в том, что нет смысла рассуждать, прогнозировать, тем более искать путей умиротворения — это всё методы отношений между единицами сознания, а не зомби. Американская жизнь может казаться кипучей, но это бактериальнная жизненность, не цельная органичная, а фарш невозможно провернуть назад, не дойдя до упадка США технически не смогут отказаться от тех психо-ментальных причин, которые обуславливают все нынешние следствия. Мессианская мировая позиция прожектора свободы + по уши накопленный запас пролитой по всем миру крови не допускает никаких изменений политики, или как говорил небезызвестный карманник Кирпич: «Что у тебя приятель, дурачок? Чтоб я сам себе с пола срок поднял?». Точно так же как украинская руководящая компания гопников не может не бормотать мантры про борьбу за свободу, насыпая всё более высокую гору трупов — им лично отступать некуда, пока их лично не поставят к стенке.
Одной из психологических скреп трагикомедии современности является ложная идея истории вообще и производная от неё идея «правильной стороны истории». Проще всего её проиллюстрировать строками падшего ангела отечественной попкультуры: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир – Пусть лучше он прогнется под нас, Однажды он прогнется под нас…» — ага, сейчас он всё бросит, и начнёт прогибаться. Иллюзия истории (производная от неведения хода времён) наделяет прогибателей мира надеждой на то, что правильной стороной истории всегда может быть та, в которую они сами её способны прогнуть. Это вполне логично в мире дарвинизма, в мире человекоживотных.
Эммануэль Тодд. Под руку подвернулось событие, которое позволяет обозначить переход религии в западном обществе из состояния "зомби" (соблюдения норм без веры в реального Бога) к этапу полного нуля – неверия ни во что. Эту концепцию стадии зомби в религии вы можете найти в других моих книгах: это период, когда вера уже исчезла, а мораль, ценности и способность к соборному действию – все эти вещи еще остаются. Иногда эти ценности в период "зомби-состояния" религии рядятся в другие одежды – национальные, социал-демократические, коммунистические. Но в целом религия сейчас, в начале третьего тысячелетия, вышла у нас в "нулевое состояние" (это новый термин): при нем и от ценностей уже ничего не остается. Для этого состояния у меня есть три статистических индикатора. Сейчас я о них расскажу. В целом я всегда опираюсь на статистику, чтобы оценить моральные и социальные феномены. Я поклонник Дюркгейма, основателя социологии, основанной на количественных данных, а в еще большей степени я поклонник Вебера.
Что касается стадии "зомби" в религии, то вот вам его описание. Люди больше не ходят на церковные службы, но все еще крестят детей. Сейчас же из нашей жизни исчезают и крещения, что означает достижение нулевой стадии. На стадии "зомби" люди хоронят мертвых с определенными обрядами, покоряясь церковному запрету на кремирование. Но сегодня кремирование становится всеобщей практикой, в том числе из-за удешевления процедуры. Значит, и здесь нулевая стадия достигнута. Наконец, третий признак. В период "зомби" вполне возможен гражданский брак, но он имеет все признаки старого христианского брака: мужчина, женщина и дети, которым надо дать образование. С появлением однополого брака, не имеющего смысла с точки зрения религии, мы выходим даже из стадии "зомби". Так что, дату, когда во Франции были введены законы о "браке для всех", можно обозначить как четкий хронологический показатель "нулевой стадии" религии.
|
</> |