Главная проблема "среднего класса"

Комфорт - это набор социальных стандартов. Классический пример - это подбор определенного места проживания, образования, работы, супруга, дома, машины, досуга и политического воззрения. Это все стандартизировано и несложно сложено в судьбу.
Тут воли вообще-то нет. Если туда и стремятся аутсайдеры, то это ведь не по воле, а по безысходности. Это как доза и страх ломки." Bark Bark
Андрей Игнатьев. Важнейшая особенность современного нам "либерального" общества состоит в том, что здесь и "нормальные", т.е. хорошо социализированные индивиды, и делинквенты составляют меньшинства и даже закрытые сообщества, представителей же большинства, подавляющего в обоих значениях эпитета, следует диагностировать как "пограничную личность" со всеми вытекающими отсюда следствиями.

Виктор Размеров. Стандартная картина блаженной Евроатлантики является мгновенным снимком счастливых мгновений буржуазного успеха первых двух волн консьюмеризма (до середины девяностых), что-то вроде семейных фото в Сочи с обезьянкой, до возвращения в Воркуту, к рукоприкладству, скандалам и безденежью.
А сейчас огромная часть ипотечной прозак нейшн сидит на таких антипсихотических препаратах, что позавидует Канатчикова Дача.

Варвара Уризченко. История - это когда живут в настоящем, здесь и сейчас.
Пост-модерн - ностальгия по-прошлому, или - вне времени, оно утекает мимо, как вода из прохудившегося крана.

Низы не могут жить нормальными, а верхи не могут себе этого позволить. Серединка сочетает самонеможность с самонепозволением.

После умницы Уильяма Джеймса читать американских психологов, выросших на кальвинисткой почве, очень вредно для душевного здоровья. Однако прогресс это всегда прогресс психопатологий, в т.ч. неврозов. Цветы жизни все более бесплодны.
Флоренс Гауб. Мы не должны забывать о том, что русские, хотя и выглядят как европейцы, не являются европейцами в прямом смысле этого слова. У них совершенно иное отношение к насилию и смерти. Они не относятся к жизни как к современному либеральному постмодернистскому проекту.
- Способны больше страдать, или как вы думаете?
Ну, нет того либерального, постмодернистского подхода к жизни; жизнь как проект, который каждый проектирует для себя.
Андрей Игнатьев. Коротко говоря, понятие "среднего класса", как оно сегодня реально функционирует в медиа и специальной литературе, прежде всего идеологема, у которой, однако, есть исторический прототип, именно поэтому её формирование связано прежде всего с контекстами Нового Света, в обществах которого соответствующий транзитивный статус (именно статус, кстати, а не реальная социальная группа) был представлен достаточно широко и сохранялся долгое время, в Европу эта идеологема и её заглавный герой пришли только после разорения, вызванного сначала наполеоновскими, а затем мировыми войнами.
Виктор Размеров. Образ жизни и социальные порядки среднего класса Нового Света (а в Новой Англии так и до сих пор) были позаимствованы из, прежде всего, быта и политических инстинктов мелкой буржуазии Британской империи, специфического выгодоприобретателя колониально-промышленной революции.
То, что квазистационарный режим статусного потребления этой прослойки обеспечивается преимущественно транзитом, вот это действительно важно.

Младшие сыновья, усвоив культуру родителей, став священниками или военными, ее воспроизводили на более низком социальном уровне, насыщая ее.
Александр Дугин. Знаете, Америка строилась как страна, в которой не существует национальных культур, либо они не отражены в правовых нормах. США строились на отсутствии коллективной идентичности. Это логика либерализма, естественный результат развития англо-саксонской номиналистской философии, англосаксонского протестантского духа. Эти же тенденции сформировали философию современности, структуру модерна. В этом смысле американцы даже не понимают, что что-то можно разрушать. Они искренне считают, что если кто-то не воспринимает их систему ценностей и правил как высшее благо, тот просто недоразвит. Американцы не воспринимают другое, альтернативное устройство, как нечто существующее, с чем надо спорить, что надо опровергать, критиковать и т. д. Они просто сносят это с лица земли и ставят силой то, что им близко, понятно. Американцы не стоят перед нравственным выбором: нужно ли подавлять, разрушать, уничтожать другое. Другого для них нет, так как нет, по большому счету, и своего. Они говорят: «цивилизовать», «развить», «включить в современный мир», «привнести демократию», «дать свободу информации». Это типичный американский бессознательный расизм. Американцы искреннее считают себя пиком развития человечества, его вершиной. Все остальное человечество — это просто недо-Америка.

Для американцев истинно только то, что они непоколебимо считают полезным для себя. И разговаривать с ними можно только держа в руке хороший кнут.
Андрей Игнатьев. Сокращение "среднего класса" означает только, что колониальная экспансия закончилась, происходит стабилизация социальной структуры, вследствие этого снижается устойчивость транзитивной зоны и сокращаются её размеры.
На понятие "прекариата", сказал бы даже, что вот это и есть теперешний, post-modern "средний класс", порождаемый уже не колониальной экспансией, а технологической революцией, которая уничтожает сложившееся разделение труда, а вместе с ним и его специфические статусы или социальные амплуа. То есть, "средний класс", как я его понимаю, реально становится большинством только в условиях тотальной и перманентной революции.
Майкл Снайдер. Apple утверждает, что Vision Pro, цена которого начинается с 3499 долларов, является началом так называемых “пространственных вычислений”, которые в основном сводятся к запуску приложений повсюду вокруг вас. Реклама показывает людей, которые постоянно носят Vision Pro, на работе, во время стирки белья, играющих со своими детьми. Амбиции огромны: наложить приложения и информацию поверх реального мира - дополнить реальность. К сожалению, по мере того, как технологии и реальность продолжают сливаться, различие между “реальным” и “цифровым" будет становиться всё более размытым. Многие будут с нетерпением приветствовать происходящие изменения, но я убеждён, что все эти технологии открывают дверь для ужасов, которые большинство из нас сейчас даже представить себе не могут.

Со времен Кеннеди демократы, а затем и республиканцы, а за ними и Европа, которая и до этого 400 лет была больна идеологизмом, присущим массовому городскому обществу, в условиях надвигающейся гибели переразвитого капитализма позднего модерна на фоне успехов идеологизированного СССР, под влиянием неотроцкистов сменили прагматизм на ценностный идеологизм в интересах ТНК как силы, якобы способной поддержать глобальный порядок без мировой войны, несколько притушенный при прагматичной администрации Рейгана-Буша Старшего, но бурно расцветший при Клинтоне и Обаме, чужими руками приведших мир к закономерному для идеологизма хаосу.
Трамп просто знаменует временный откат к традиционному для США прагматизму, при котором потенциал других государств используется в интересах самих США и против наиболее опасного их противника, а не ТНК, что присуще и современному Китаю.
Александр Дугин. В 60-е годы, в так называемую "оттепель" мы сталкиваемся с новой идеологической волной, странно напоминающей мондиализм предыдущего периода. Сам строй мысли и дискурса Хрущева постоянно выдает идею сопоставления, сравнения двух цивилизаций — советской (евразийской) и капиталистической (атлантистской) — по материальным параметрам, что имплицитно подразумевает качественную однородность. Лозунг Хрущева "догнать и перегнать Запад" (т.е. неявное признание мондиализма, единства цивилизаций, так как любое соревнование может проходить только при наличии общего, единого критерия) является строгой антитезой геополитической, евразийской максимы Иосифа Сталина — "даже самый последний человек социализма выше самого первого человека буржуазного Запада". У Сталина два мира, не имеющих общего знаменателя, у Хрущева — две версии одного и того же мира, причем лучшее определяется по материальному критерию.
fvl1_01. Средний класс - это стабильность государства только в автаркиях. В государстве открытом миру второе поколение среднего класса - это главный источник геморроя и авантюр.
Скажем, МММ - это надгробная песнь "советского среднего класса" - людей у которых на конец 1980х была квартира, дача, машина и кое-какие деньги. Вот и было что терять народу - он и потерял голову.
Пока СССР был автаркией - стоял. В 1970-1980-е слишком многое в хозяйственной жизни уже было завязано на ПРЯМЫЕ контакты с "западным миром" - плюс размытие через страны СЭВ. Уже при Горбачеве появились легальные способы "вывода" средств за рубеж (Тарасов как пример) и посыпалось.

Психологическая в том, что «люди труда» в основном состоят из единиц сознания, чья эволюция ещё не довела их до обострения индивидуализма, потому и любые избыточные («с жиру») идеологические заморочки их мало волнуют, их реальные нужды совсем иного рода.
Физическая же причина в том, что либеральный капитализм (а это именно дуэт, иначе не работает) это система жёсткой вертикали экономической власти, в ущерб вертикали власти политической, то есть именно что народной. То есть на практике либеральные «свободы» это волк в овечьей шкуре. В такой системе люди труда находятся в эксплуатируемом и полностью зависимом положении, в то время как олигархическая верхушка снимает сливки, подкармливая с барского стола более широкий слой обслуживающего эту систему персонала, тот самый средний и городской класс старателей «маржи».
Либеральный капитализм во всём мире привлекает свой контингент сторонников именно тем, что предлагает им систему справедливости в их пользу, то есть такую систему, где они имеют и сохраняют привилегии над «плебсом», над «чумазым», пока тот корячится, поддерживая уровень жизни «свободных» и светлоликих людей. Это то лицемерие, за которое они были и будут биты всегда. Это как гражданство Рима во время расцвета империи: есть граждане, а всё остальное — варвары или рабы. Стремление всякой деревенщины в «ЕС и НАТО» не имеет никакого иного содержания, кроме как стремления местечковых элит (прости, Господи) причаститься к барской жизни и вырваться из жизни холопской, в обмен на людей и территории, над которыми они, по разным причинам, оказались властны. Держите карман шире.
Тут нет утрирования, социально-психологический состав «либералов» лучше всего понятен как раз в эгалитарной России. Как не вспомнить Гумилёвские наезды на интеллигенцию: «Ну, какой же я интеллигент — у меня профессия есть, и я Родину люблю!», «нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия». На практике либерализм может существовать только как безответственность и безнаказанность, в противном случае, как огонь в закрытом помещении, он выжигает весь кислород и гаснет от самого себя. Поэтому либерализму постоянно нужен кислород, поступающий откуда-то извне, сам себя он обеспечить не может. Современный мир, в общем-то, представляет собой костёр, на котором прожигают жизни представители так называемого Запада, а весь остальной мир должен подтаскивать дрова, раздувать меха, ну и, естественно, что многие пытаются подобраться к огню поближе. Экзистенциальная термодинамика для «любителей жить».
Российский средний класс пока ещё в первом поколении и как сословие ещё не сформировался, хотя и усиленно оформлял свою сословность, естественным путём расчищая себе особое место под солнцем. Кто теперь знает, во что бы это вылилось лет через 20-ть да при компрадорской власти, как у соседей. Самый же важный пока фактор — психотип и менталитет. Выраженный индивид не обязан быть индивидуалистом, инстинктивно страждущим подходящей для себя либеральной среды. Я как раз потому и вспомнил Гумилёва.
Все рассуждения в итоге сведутся к тому, что считать по настоящему "хорошим" и "естественным", то есть в какую сторону склоняется сознание или хотя бы подсознание, в сторону человека как хитровыдуманного смертного животного, себе на уме, либо в сторону человека как бессмертной сущности. В этом дуализме что одним хорошо, естественно и свободно, то другим — плохо, противоестественно и тюрьма.
"Хорошее воспитание и образование в первую очередь", например, это крайне существенный фактор и идеологический момент. Что значит "хорошее"? В технократическом материальном смысле оно понятно, и в данном случае оно роли не играет, а что будет "хорошее" в воспитании и образовании морально-этическом? Индивидуалистичность и поощрение личных свобод это "естественное состояние", но с точки зрения какого естества оно таково? Почему не служение обществу и смирение? Ну и наконец самое двусмысленное это "успех" — что это такое? Каковы критерии и категории оценки "успешности"? Элитарные они или эгалитарные? На какой поезд успевает успешный человек современности? Всё сводится к фундаментальной двойственности.
Мир уже доказал, что его "хорошее" образование и "естественные" тенденции привели его к деградации и поставили на грань саморазрушения. И это не смотря на все предыдущие уроки. Особенно это касается мира либерального, в котором система и иерархия образования была чётко отлажена в мировом масштабе, выдавая на выходе всех этих хороших мальчиков и девочек, которые сегодня составляют его социопатическую политическую "элиту".

Сейчас деньги в понимании большинства это добыча. Их нужно ловить, выискивать, красть, отнимать. Они стали личными, их прячут, скрывают от глаз, деньги это стыдно. Отношение к ним сродни отношению к христианскому спасению — они глубоко личное, частное дело. Ты и бог, ты и деньги. Обращения к христианскому богу схожи с монологами о деньгах. И сила денег схожа с божественным чудом. Они могут все, ими решается любая проблема.
Тогда простые, понятные деньги, обращающиеся по понятым законам в тесной связи с товарной массой. Сейчас иррациональные, нелогичные инфляционные деньги, ничем не обеспеченные, часто сгорающие. Как и многое в обществе, представление о них отошло от разумного и стало мистическим. Вообще, откат в архаику характерная траектория для общества последние 30-50 лет. Видимо, цифровые деньги продолжат ее.
|
</> |