рейтинг блогов

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества

топ 100 блогов remch_ch08.12.2019 В прошлом году впервые в истории Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО пополнился благодаря совместной заявке от Южной и Северной Кореи. Внесение борьбы «ссирым», народного спорта с длинной историей, в результате совместных усилий даёт надежду на улучшение межкорейских отношений в будущем.

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества
Самое древнее свидетельство о борьбе «ссирым» можно увидеть в настенной росписи гробницы Какчочхон («Гробница борцов») эпохи Когурё. В точно такой же позе, в какой борцы изображены на росписи, меряются силами и нынешние борцы «ссирым».Courtesy of Park Hong-soon

«Ссирым» — это национальная корейская борьба. Два борца меряются силой, ухватив друг друга за матерчатый пояс «сатба», который обёрнут вокруг талии и одного бедра. Побеждает тот, кто заставляет соперника коснуться песчаного ринга любой частью тела выше колена. Для этого требуется быстрота реакции, умелое владение своим телом, а также недюжинная сила тела и духа.

Для корейцев «ссирым» не просто традиционный вид спорта. В древности соревнования по «ссирыму» были неотъемлемой частью празднования начала очередного сельскохозяйственного года и главных праздников. Когда в деревне появлялся песчаный ринг для «ссирыма», это означало, что теперь-то начнётся настоящее веселье. При этом в соревнованиях участвовали все жители: одни боролись, другие смотрели.

Эта борьба, выходя за рамки таланта и интересов отдельной личности, имела социальное и общинное значение в разных аспектах. Поэтому даже тогда, когда в первой половине XX века Корея потеряла независимость и стонала под пятой колонизаторов, борьба «ссирым» не исчезла. В тот период общенациональные соревнования по «ссирыму» нередко длились целый месяц, помогая поддерживать культурную и национальную идентичность корейцев, но в конце колониального правления борьба была запрещена японским режимом.

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества

Последующее Освобождение и даже разделение страны никак не повлияли на статус «ссирыма» как общего наследия корейской нации. На Юге, ещё до формирования правительства республики, «ссирым» официально стал частью общенационального фестиваля спорта, и сейчас каждый год проводятся различные соревнования по этой борьбе на национальном и региональных уровнях. Пусть и не в таком масштабе, как раньше, но во многих школах по-прежнему работают секции «ссирыма», и многие спортсмены сами собирают команды, а затем выступают за регионы и предприятия на соревнованиях по «ссирыму». В то же время на Севере каждый год на Чхусок проводятся общенациональные соревнования по этой борьбе, а на праздник Тано, 5 мая по лунному календарю, — соревнования на уровне деревень. А 1 июня, в Международный день детей, по-прежнему важным государственным мероприятием являются детские соревнования по «ссирыму».

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества

Древнее наследие

Самом древним свидетельством существования борьбы «ссирым» является настенная роспись гробницы Какчочхон («Гробница борцов») эпохи Когурё (37 г. до н.э. — 668 г.). Эта гробница находится в провинции Цизилинь, на северо-востоке Китая. На росписи борцы стоят, обхватив друг друга и слегка наклонившись. Точно в такой же позе меряются силами и нынешние борцы «ссирым». Но когда точно зародился этот спорт, узнать невозможно. Однако, судя по тому, что изображение борцов занимает значительное место в настенной росписи, датируемой первой половиной V века, предполагается, что сама борьба появилась гораздо раньше.

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества

В частности, роспись показывает, что в древнем корейском обществе борьба «ссирым» была не просто спортом. Дерево, изображённое слева, — это «священное дерево»; подобные деревья в прошлом были объектом поклонения во всём мире. Это дерево — источник жизни и звено, связующее небо и землю, а птицы, сидящие на верхушке дерева, — это проводники между этим и потусторонним миром. То, что под таким деревом проходит состязание по «ссирыму», говорит о том, что эта борьба была не просто спортом, а социальным ритуалом. Кроме того, у подножия дерева изображены медведь и тигр — главные символические животные из мифа о создании самого раннего государства на Корейском полуострове.

Борьба «ссирым» появляется в настенных росписях и в других гробницах, из чего можно сделать вывод, что она был популярна в высших слоях общества, в частности в королевской семье и среди знати. Однако это не означает, что борьбой занималось только какое-то определённое сословие. Ни одежда, ни причёски борцов, изображённых в росписях, не выдают в них представителей знати, поэтому предполагается, что «ссирым» любили и простолюдины.

В «Исторических записях Трёх государств» («Самгуг саги»; 1145 г.), важном историческом источнике, есть запись о том, что в государстве Силла, соперничающем с Когурё, состоялось состязание по «ссирыму» между королевским наследником Ким Чхунчху и знатным вельможей Ким Юсином, во время которого у последнего оторвалась тесёмка от одежды. А в «Истории Корё» («Корёса»; 1451 г.) говорится, что в начале и в середине XIV века борьбой «ссирым» с удовольствием занимался сам король, а также придворные и воины. Поскольку в тот период Корея находилась под контролем Монгольской империи, в подобном увлечении традиционным корейским спортом можно увидеть волю к укреплению национальной идентичности и сплочённости.

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества
«Ссирым». Из «Альбома жанровой живописи Танвона». Ким Хондо. XVIII век. Бумага, тушь, светлые краски; 26,9 см x 22,2 см.На своей знаменитой картине Ким Хондо, придворный художник позднего периода эпохи Чосон, изобразил, как аристократы и простолюдины, взрослые и дети вместе наблюдают за состязанием по борьбе «ссирым». Работу отличает выверенная композиция, а также живо переданные эмоции и движения персонажей.© National Museum of Korea

Сплочённость общины

Картина Ким Хондо «Ссирым», созданная в стиле жанровой живописи в XVIII веке (эпоха Чосон), также прекрасно иллюстрирует социальную функцию борьбы «ссирым», объединяющую представителей разных сословий. На этом, самом известном, изображении борьбы «ссирым» запечатлён решающий момент схватки, когда у обоих соперников были равные шансы на победу. Борец на заднем плане, используя силу рук, пытается опрокинуть соперника, ухватив его за пояс. В то время как боец спереди собирается, используя силу спины, поднять соперника и бросить его на песок. Очень примечательны и зеваки, сидящие вокруг ринга. В эпоху жёсткой социальной иерархии вид того, как знатные вельможи и простолюдины, взрослые и дети, сидят рядом и с восторгом наблюдают за состязанием, был крайне необычен.



26 октября 2018 года в ходе 13-ого заседания Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия борьба «ссирым» под названием «традиционная корейская борьба ссирым» была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества — на основе первой в истории совместной заявки Южной и Северной Кореи. Решение было принято единогласно всеми 24 странами-участницами.

В комитете, признавая социальную значимость этого вида спорта и тот факт, что борьба передавалась в неизменном виде на протяжении более 1600 лет, и ею продолжали активно заниматься в обеих Кореях, заявили: «В разных регионах возникли свои варианты борьбы “ссирым” под влиянием специфических обстоятельств, но все они сохранили общую социальную функцию борьбы “ссирым” — укрепление общинной сплочённости и сотрудничества». Также было сказано, что «совместная заявка знаменует собой высоко символичный шаг на пути к межкорейскому примирению».

Если Юг и Север договорятся о регулярном проведении состязаний по борьбе «ссирым» с участием спортсменов обеих стран, то будет сделан большой шаг в направлении мира и примирения

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества
Сентябрь 2015 г. Борец Чо Мёнчжин празднует победу на XII Национальных соревнованиях по борьбе «ссирым» на приз Большого Быка (остров Нынна-до (Рынрадо), Пхеньян). Бык является традиционным призом на соревнованиях по «ссирыму».© Yonhap News Agency

Символический шаг

За прошедшие семь десятилетий Юг и Север в условиях существования разных социальных систем продолжали политическое и военное противостояние. Как следствие, в разных сферах жизни с обеих сторон глубоко укоренились серьёзные отличия. В подобных обстоятельствах совместное внесение борьбы «ссирым» в Список нематериального наследия человечества, выйдя за рамки размытого ощущения общей идентичности, может создать практический шанс для каждого реально принять участие в процессе примирения.

Действительно, в прошлом Юг и Север неоднократно выставляли единую команду на международных соревнованиях по таким видам спорта, как пинг-понг, юношеский футбол и хоккей, но в основном это были одноразовые акции. И помимо общей радости победы или горечи поражения спортсменам в таких межкорейских командах явно недоставало взаимной эмпатии.

Между властями и спортивными организациями Юга и Севера уже ведутся переговоры по поводу проведения совместных соревнований по борьбе «ссирым». И если они договорятся о регулярном проведении таких состязаний с участием спортсменов обеих стран, то будет сделан большой шаг в направлении мира и примирения. А пока, чтобы не терять время, можно было бы организовать квалификационные соревнования в каждом регионе Юга и Севера с приглашением всех желающих, как профессионалов, так и любителей. После чего провести большое мероприятие, на котором победители из регионов выявляли бы окончательного чемпиона в каждой категории. Более того, хочется надеяться, что обе страны будут прилагать совместные усилия, чтобы борьбой «ссирым» стали заниматься во всём мире.

«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества
Это была одна из самых зрелищных схваток на Фестивале «ссирыма», проходившего в спортзале Андона 26 ноября 2018 г. В этот день ЮНЕСКО одобрила включение борьбы «ссирым» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. И сделано это было по первой в истории совместной заявке Южной и Северной Кореи.© Yonhap News Agency

Пак Хонсун писатель-фрилансер

***
https://koryo-saram.ru/ssirym-obshhij-vklad-yuga-i-severa-v-nematerialnoe-nasledie-chelovechestva/

https://koreana.or.kr/

https://koryo-saram.ru/sirym-korejskaya-natsionalnaya-borba/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В России стало больше самозанятых — специальный налоговый режим с 1 января распространен еще на 19 регионов. Теперь он применяется в 23 субъектах страны. Соответствующий закон был принят в декабре. Среди регионов, где с января начал действовать специальный налоговый режим, ...
Текст листовки целиком : http://traktorenwerk.livejournal.com/20930.html «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей — кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили ...
Себорейный кератоз не является признаком "загрязнения" печени."Чистить" печень, кишечник, почки и другие органы, покупая продукцию бадоторговцев - не нужно. Единственное, что очистится в результате такого поведения - ваш кошелек. Существует много научных теорий, о причинах появления ...
Заголовок - один из комментариев к моему недавнему посту о вздувшейся в холодильнике упаковке. Она неожиданно набрала боле 5 000 просмотров. Да, способен. Вот, например Нос Бурвиля, а улыбка Фернанделя (с) ...
Прочитал тут одну историю, про интересную личность и не могу не опубликовать, таких сейчас не делают. Вот это женщины в наших селеньях были. Итак, Екатерина Александровна Мещерская. Жила в роскоши. Она была аристократка. Все у неё было: дворец, драгоценности, платья, рояль... Она ...