Список по старшинству офицеров 7-го гусарского Белорусского полка
rostislavddd — 11.01.2020 Решил заняться статистикой по полкам Старой Армии. Под влиянием момента начал с Белорусских гусар, рядового и провинциального (во всех смыслах) кавалерийского полка Русской Императорской Армии, стоявшего в такой заднице Варшавского военного округа как Владимир-Волынский.Если знать куда смотреть, "Список по старшинству..." офицерского состава книжка весьма небезынтересная.
Начнем с того, что к 1 января 1914 г. этот полк на не самой лучшей стоянке офицерским составом был укомплектован на 100%, читай до нихуя не купринских чудес прямо таки сфотографированных в "ЗабВО - Забудь вернутся обратно" там все-таки было далековато. При этом помощник командира полка по строевой службе еще будучи "зампотылом" был поощрен званием на ступень выше занимаемой им должности, и по освобождению вакансии не получил полк видимо только из-за старшинства гвардейца Суковкина. Последний, будучи всего на на два года старше возрастом, в звание полковника был произведен на пять лет раньше Кальмейера. Константин Федорович Киктенко в звание подполковника видимо тоже был произведен "За отличие". Других возможностей для этого при и без него переполненном штатном расписании (два полковника и три подполковника на четыре должности) у него было немного. Разве что кто-то находился в командировке или длительном отпуске по болезни.
Полковник П.И. Суковкин в Белорусских гусарах был единственным выходцем из Императорской гвардии. Еще два офицера в ходе русско-японской войны проходили службу в казачьих полках, и упоминавшийся уже мной ротмистр Г.Н. Зубов некоторое время служил в Отдельном Корпусе Жандармов ("Да русские офицеры в натуре жандармам руки не подавали! Бля буду! Мамой клянусь!").
Некоторое число офицеров начинали в армии вольноопределяющимися, допустим тот же полковник Кальмейер прослужил в строю рядовым и младшим унтер-офицером не менее восьми месяцев и чуть меньше года эстандарт-юнкером. Датой поступления на службу у него значится 31 октября 1883 года, в то время как в корнеты эстандарт-юнкер Александр Кальмейер произведен только 12 июня 1887. Из этих без малого четырех лет, обучение в Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище заняло два, и еще почти год после выпуска Александр Александрович командовал взводом на положении подпрапорщика, ожидая освобождения в полку офицерской вакансии*.
*Примечание: Основное отличие военного училища от юнкерского - присвоение выпускникам обер-офицерского звания по выпуску, а не в полку, после аттестации на соответствие званию и должности. При этом, выпускники юнкерских училищ сдавшие экзамены по I разряду производились в обер-офицеры после летних полковых лагерных сборов вне зависимости от наличия в полку офицерских вакансий (при необходимости с переводом), в то время как менее успевающим в науках для получения заветных погон приходилось ждать пока кто-то из офицеров покинет полк. Штатное расписание никто не отменял.
На 1.01.1914 г. три офицера, числясь в полку, служили царю и отечеству в иных местах. За штат был выведен только один из них, старший ротмистр полка, все тот же Г.Н.Зубов, преподававший "музыкальное дело" слушателям Офицерской кавалерийской школы. Штаб-ротмистр Сливицкий, откомандированный военным инструктором монгольской армии (!) и корнет П.И.Соколов, который толи обучался, толи обучал фехтованию в Варнавском фехтовальном зале такого внимания не удостоились.
Несмотря на дворянское происхождение основной массы офицеров полка, простолюдинов среди них не так мало. Причем, если подполковник Киктенко был из купцов, то помощник командира полка по хозяйственной части подполковник И.Н. Дементьев самый что ни на есть сын унтер-офицера сверхсрочника (происхождение: "из солдатских детей" в списке). Причем успешно закончивший шесть классов Елисаветградской гимназии* как раз в те времена, когда это якобы было невозможно согласно "
*Примечание: Шесть классов гимназии и соответствующих ей учебных заведений - минимальный уровень образования для поступления в военно-учебное заведение. При этом, шесть классов гимназии и четыре начальной школы уже дают "советские" десять классов, с упором на гуманитарные науки и изучение иностранных языков. VII и VIII классы классической гимназии это по современным меркам как минимум неполное высшее образование, по факту же примерно позднесоветское или современное высшее гуманитарное образование в средней руки провинциальном ВУЗе. Выпускной экзамен зачитывался как вступительный в университет. Курс обучения в кадетском корпусе формально приравнивался к VII классной гимназии, с собственной учебной программой. Реальное училище, давая примерно одинаковое с гимназией количество учебных часов по основным предметам, меняло в учебной программе второстепенные "классические" (типа латыни или древнегреческого языков) на более востребованные в жизни "реальные", типа "коммерции". Кому интересно, может сравнить с общеобразовательным уровнем офицеров штаба Волховского фронта в суровом 1942-м .
Ну а если присмотреться к офицерам-дворянам, все становится еще более весело, причем офицерских детей с фронтира империи можно даже не касаться. То, что, поручик С.К. Натензон судя по фамилии сын выслужившего подполковника и потомственное дворянство крещеного еврея из кантонистов, это мелочь. Сын действительного статского советника,
*Примечание: Действительный Статский советник - чин IV класса табеля о рангах, соответствовал генерал-майору армии. Чиновники, имевшие этот чин занимали должности губернаторов, градоначальников и директоров департаментов в министерствах.
Царских же офицеров из советских карикатур в полку пока явно просматривается примерно двое. Этот отмеченный в недавнем треде корнет, на 1916 год поручик В.Н. Ваксмут и его кореш по Елисаветградскому юнкерскому кавалерийскому училищу В.К. Варфоломеев, ждавшие заветных обер-офицерских погон взводными унтер-офицерами* два с половиной и полтора года соответственно.
*Примечание: Окончившие полный курс Ю. училищ по результатам выпускных экзаменов, строевому образованию и поведению делятся на 3 разряда и производятся в офицеры на тех же основаниях, как и юнкера военных училищ, но исключительно в пехотные и кавалерийские части; первый разряд выпускается подпоручиками и корнетами с одним годом старшинства, второй разряд — теми же чинами без старшинства, третий разряд — унтер-офицерами с правом на производство в офицеры без экзамена, но не ранее как через год и не иначе как по удостаиванию строевого начальства.
У кого есть желание, может продолжить в комментариях.
|
</> |