Советский художник, рисовавший Сталина с копытами и рогами
maysuryan — 14.03.2025
13 марта исполняется 135 лет со дня рождения Константина Елисеева
(1890—1968), одного из лучших мастеров советской карикатуры.
Начинал он со своими сатирическими рисунками, как водится, совсем
не в большевистских изданиях — наоборот, в кадетской газете «Речь».
Ну, а после революции, когда весь пейзаж переменился до
неузнаваемости, стал завсегдатаем «Красного перца», «Крокодила» и
другой советской печати.И какие шаржи он рисовал там в 1920-е годы на советских вождей!
Вот, посмотрите, например, на этот:
Константин Елисеев. «Забиакальный круг партдискуссии». Журнал «Красный перец». 1924
На табели сей
Не ставим подписей.
Преследуя виды,
Чтоб не было обиды.
Вожди большевиков изображены здесь в виде знаков зодиака. Льву Троцкому достался, естественно Лев, Карлу Радеку повезло меньше — он изображён Скорпионом (намёк на известную ядовитость его языка). Зиновьев оказался Тельцом, Бухарин — Овном, Рыков — Рыбой (вероятно, по созвучию), Каменев — Водолеем, «всесоюзный староста» Калинин — Раком, «партийная совесть» Сольц — весами... Оппозиционер Сапронов превратился в Стрельца с пистолетами, Розалия Землячка — в Деву с алой розочкой в руке. Ну, а Генсек товарищ Сталин изображён в виде Козерога, то есть, пардон, козла с рогами и копытами.

А вот другой весёлый шарж Константина Елисеева на вождей. Сталина здесь, правда, нет, зато есть Ленин. Всё это вполне соответствовало атмосфере советского общества 20-х годов.

Шарж из журнала «Красный перец». 1923
Подпись к рисунку:
«Ко дням революционных праздников наблюдается громадный спрос на портреты вождей революции. Красный Перец, идя навстречу интересам художников молодых и старых, начинающих и кончающих, не жалея последней страницы, даёт здесь руководство к массовому и недорогому изготовлению подобных портретов.
Для этого берётся за основу лицо, лишённое особых примет, и служит шаблоном (№ 1). В дальнейшем поступают так: портрет т. Ленина получается путем прибавления к шаблону (№ 1) комплекта особых примет под № 3, что и приводит к желанному результату (№ 2). Принадлежности №№ 5, 6 и 7 дают т. Калинина (№ 4). Реквизит № 9 и 10 (кроме очков, которые берутся взаймы у т. Калинина) создаёт т. Радека (№ 8). Т. Троцкий (№ 11) делается гримом № 12. Наконец, приложения № 14, 15, 16 создают Карла Маркса (№ 13). Таким же образом изготовляются любые прочие лица, для чего необходимо бойко подписать под портретом: тов. такой-то. Это увеличивает сходство портрета. Наконец, предлагаемый способ незаменим в том смысле, что даёт возможность комбинировать принадлежности из разных комплектов. В этом случае получаются портреты, которым обеспечен самый широкий сбыт во всех серьёзных изданиях, если под ними четко подписать что-нибудь в роде: неизданный портрет Степана Халтурина (из частной коллекции NN) и т.п. Один из таких «синтетических» портретов показан под № 17.
Благодарности и поздравления соответствующих художников по случаю опубликования вышеизложенного руководства принимаются в редакции «Красного Перца» ежедневно с 3 до 5 ч. дня".
Ещё рисунки Елисеева разных лет:
Журнал «Красный перец», 1924. «т. Будёный избран почётным студентом.
Профессор: — Вы хотите сдать зачёт?
Будёный: — Что-о? Сда-ать?.. Будёный никогда ничего не сдавал, он только наступал».
Журнал «Красный перец». 1924. «Довольно! Тов. Зорин в «Правде» собрал ряд фактов, когда имя тов.Ленина применяется к совершенно неподходящим для этого затеям.
1). Табактрест Украины выпустил папиросы «Ильич», и рекламировал их таким стишком:
...Но, прочитав в газете все статеечки,
Где бодро слышен Коминтерна клич,
Собрав последние копеечки,
Табакотреста Украины купите «Ильич».
2). Моссельпром не желает отстать и выпускает печенье «Ильич». Нигде кроме, как в Моссельпроме!
3). В Москве существуют бани имени Ильича. Умники из районнного совета не видят в этом ничего странного.
4). По всей СССР стараются халтурные художники, и малюют, и лепят, и обливаются потом...
Они изготавливают портреты тов. Ленина. Не спрашивайте, каковы они...
5). Нет такого городка, чтобы не было в нём Ленинской улицы. А целые городки, утопающие в грязи, захолустные, — но претендующие на имя «Ленинск»! Бывший Талдом, Моск. губ.! Бывшее Пошехонье, Ярославской губ.!!»
1925. «В пустынях Сирии. — Французы идут... Культуру несут... Стало быть, покушаем».
1926. В раннем СССР понимали, что буржуазная кинопропаганда вовсе не безобидна, и хотя не запрещали её, но старались найти и создать противоядия, какими были советские революционные фильмы. Например, «Броненосец Потёмкин»
1928. «Легче на поворотах. Председатель Совкино: — Зачем ты гонишь все буржуазные картины? С пустым местом хочешь остаться?»
Апрель 1927. Этот рисунок написан с «левых» позиций, высмеивает любовь к домашним питомцам, которая считалась в то время мелкобуржуазной слабостью. (Можно вспомнить слова одного из героев «Дома на набережной» Юрия Трифонова, который презрительно говорит жительнице этого «элитарного» дома, увидев там собачку: «В вашем лифте воняет псиной»). Заметим также, что на «тов. Пискунове» не рабочая кепка, а мелкобуржуазная шляпа, а его спутница — явно не чурается моды
1932. «Изменившийся пейзаж.
ПИОНЕР: — Папа! Говорят, на этом месте был какой-то старый дом?
ОТЕЦ: — Да, очень старый. Ему было триста лет и назывался он Дом Романовых».
1939. «Поправка к Дарвину.
— Неужели и мы, отче, происходим от обезьяноподобных предков?
— Надо полагать, — от обезьянопреподобных!».
1948. «Выполненное обещание. 1944 год. — Нет, фашисты от нас не уйдут! Они все...
1948 год. — ...останутся на своих прежних должностях».
Январь 1955. «Не было бы счастья...
— Налей бензина, председатель райисполкома заехал: у него горючее кончилось.
— Подожди немного, а то он сейчас же и уедет...»
1956. «— Мне поручено расследовать вашу жалобу на меня. Ну, что вы скажете теперь в своё оправдание?!»
1965. «Занимательные попутчики». Рисунок высмеивает карточные игры в поездах
Константин Елисеев. Автопортрет. 1925
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Жить в мире? НЕТ!
"Дракула: Цена вечности", или Совершенно осенний спектакль
УБИЙСТВО НЕЛЬСОНА. ТЕОРИЯ СНАЙПЕРА
Рассказ без слов
Вон оно чё, Михалыч!
Why an invitation may be declined
Вива ла Революсьон!
100 лет братьям Медведевым

