Совет с опозданием на 200 лет

Любой материал должен оцениваться в контексте эпохи. Попытки психологически взглянуть на поведение людей в контексте событий двухсотлетней давности могут стать как научным исследованием (при соблюдении принципа историзма), так и житейским развлечением (при его нарушении).
Я благодарна

Попытка взглянуть на их отношения современным взглядом обречена на ошибочность выводов. Как быть супруге, у мужа которой появилась любовница? Универсального ответа на этот вопрос нет и быть не может. Однако дать совет конкретной женщине - Жозефине, разумеется, можно (несмотря на отсутствие ее личного запроса), но при этом необходимо учесть несколько важных моментов.
1. Отношение к брачным и внебрачным отношениям во Франции начала 19 века существенно отличалось от современных представлений. В то время брак не рассматривался как союз любящих сердец – это был договор между мужчиной и женщиной. Наличие любовницы (фаворитки) не воспринималось как что-то недопустимое - главное было вести себя изящно, согласуясь с парижским этикетом. Я думаю, именно в таком ракурсе Жозефина смотрела на наличие любовной связи между супругом и Марией Валевской.
2. Репутация самой Жозефины была отнюдь не безупречной. Через 3 месяца после заключения брака молодой супруг узнал о ее измене, что могло повлиять на дальнейшие отношения. Жозефина прекрасно помнила слова Наполеона: «Более юную и более наивную, я любил бы тебя меньше. Прощай, Жозефина, не пиши мне боле. Тысячи ножей раздирают мое сердце, не вонзай их еще глубже».
Как известно, настоящая любовь сильнее уязвленного мужского самолюбия. И Жозефина это поняла. Предполагаю, что появление соперницы было менее травматичным для самолюбия жены, поскольку воспринималось как отсроченный симметричный ответ.
3. Жозефина, будучи женщиной умной и эмоциональной, знала, что сердце мужа принадлежит ей. Наполеон писал: «Жозефина – талисман, подаренный мне фортуной, только ей одной я обязан своим величайшим возвышением». К сожалению, чувство благодарности – продукт скоропортящийся, однако убежденность в том, что Жозефина приносит удачу, была у Наполеона очень устойчивой. Перед каждым сражением он молился на ее портрет. От жены можно отказаться, а вот от талисмана, гарантирующего успех – нет.
4. И последний важный момент. Наполеон был не просто мужем - он был императором, нуждающимся в преемнике. Жозефина родить наследника не могла. В этом смысле Валевская была не столько любовницей, сколько женщиной, обладавшей детородными способностями.
Итак, Жозефина могла быть спокойна: Наполеон любил ее искренне и глубоко. Как император, он нуждался в наследнике престола, как парижский аристократ начала 19 века – в фаворитке, как страстная натура – в новых впечатлениях. Но – не более того.
Можно ли вообще считать, что у Наполеона была любовница?
Да. И он сам называет ее имя: «Моя любовница – это власть!».
|
</> |