Сорокаминутное «путешествие» здания Моссовета
ad_informandum — 17.09.2021
16 сентября 1939 года здание весом в 20 тыс. тонн было перемещено на 13 метров 65 сантиметров. Оно находилось «в пути» 41 минуту, что стало новым мировым рекордом по скорости перемещения зданий.

Осторожно, но быстро
В ходе перемещения была сделана одна остановка с целью освобождения барабанов лебедок от чрезмерного количества витков троса. Основной тяговой силой были две лебедки. На начальном этапе им помогали 25 домкратов.
«Стремительность» всей этой чрезвычайно сложной и опасной операции объяснялась тщательностью ее подготовки, которая, как сообщали газеты того времени, началась еще в мае 1939 года. Реализация дерзкого проекта осложнялась значительным возрастом строения, построенного в 1784 году архитектором Матвеем Казаковым, и его архитектурными особенностями: на первом этаже здания располагался бальный зал, не имеющий внутренних опор.
Сложность задачи усугублялась еще и тем, что грандиозный «переезд» в пропагандистских целях осуществлялся без отрыва от производства: все служащие внутри здания продолжали работать. Чтобы уменьшить риски, ветхие старые стены стянули металлическим поясом. Транспортировка осуществлялась при большом скоплении москвичей и прессы.
Обстоятельством, существенно облегчающим перемещение, было наличие почти свободного места: в 1927 году архитектор Иван Фомин построил в 1932 году позади Моссовета новый корпус (на ул. Станкевича, сейчас – Вознесенский переулок), однако поставил его не вплотную к старому зданию, а отделил двумя чисто декоративными арками с переходами. В 1939 году эти арки просто демонтировали, освободив таким образом необходимое пространство. Это позволило придвинуть старое здание вплотную к «фоминскому» корпусу.
Передвижка здания Моссовета (ул. Горького, №31) положило начало реконструкции левой стороны улицы Горького, которая на протяжении от Советской (ныне – Тверской) площади до площади Пушкина расширялась с 20 до 50 метров.
Как сообщается в книге Алексея Рогачева «Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города», технология перемещения зданий была отработана под руководством Эммануила Генделя – «архитектурного передвижника», как его в шутку называли коллеги. Первый опыт, произведенный в октябре 1935 года недалеко от площади Маяковского, дал прекрасные результаты: за 2 недели дом был перемещен на 25 метров. Эта «пробная» передвижка проводилась силами Метростроя. В 1936 году была создана специализированная контора (позже - трест) по передвижке зданий под руководством Генделя. Именно она сыграла выдающуюся роль в реконструкции улицы Горького, предотвратив снос ряда капитальных зданий.
Перемены на новом месте
После передвижки здание Моссовета было поставлено на фундаменты, рассчитанные на предстоящую надстройку в два этажа.
В 1945—1947 годы под руководством главного архитектора столицы Дмитрия Чечулина здание было надстроено двумя этажами и приобрело современный вид.
Чтобы старые стены нижних этажей выдержали нагрузку надстройки, их стянули массивным металло-кирпичным поясом, замаскировав его снаружи широким карнизом. Кроме того, каркас здания укрепили 24 металлическими колоннами. Нижнюю часть главного фасада дополнили пилястрами, а верхний ярус - восьмиколонным портиком. Центральный вход расширили, придав ему сходство с Триумфальной аркой. Стены декорировали барельефами работы скульптора Николая Томского и гербом СССР. Была переоборудована система центрального отопления и система вентиляции (смонтирована система кондиционирования воздуха). Кроме того, здание перекрасили из жёлтого цвета в тёмно-красный, выделив отдельные части белым.
Как выбрать обувь Терволина
От Дженнифер Лопес до Эмили Блант: самые громкие модные провалы на церемонии
Китай после введения безвиза быстро стал лидером деловых поездок россиян
Предупреждательное...
Фото дня от Валерия Плотникова
Построено малое гидрографическое судно «Василий Бубнов» проекта 19910
Как сделали окно и стена могла обрушиться
Дизайн
Как образовались горы из курумника. Описание процесса на реальном примере

