Сопротивление клиента – проблема для всех?

О как таковой проблеме сопротивления известно еще со времен Фрейда. Рассматриваемое им явление избегания клиентом терапии, либо препятствования ей, в той или оной форме – он назвал этим термином – сопротивление.
Сопротивление Фрейд считалнегативным фактором, мешающим дальнейшему проведению анализа или делающим невозможность его дальнейшего проведения. Например Фрейдом приводится наступившая война, ставшая поводом для прекращения клиентом продолжения работы с психологом – названо им сопротивлением к продолжению психоаналитического анализа.
Так ли это на самом деле, в современных условиях и в постоянно развивающихся представлениях в психологии? Ответ, как ни странно, в какой-то степени мало изменился с тех фрейдовских времен – и да и нет. С одной, строго формальной, научной точки зрения – конечно, любое препятствование клиентом дальнейшему проведению терапии – может быть квалифицировано психотерапевтом как сопротивление клиента, безусловно. И это действительно может происходить со стороны клиента как сознательно, вполне намеренно, так неосознанно и бессознательно, что происходит само по себе, в целях самозащиты психики его хозяина от возможных болезненных, а возможно и травмирующих ощущений, при дальнейшем проведении психоанализа и/или психотерапии.
С другой стороны, мы видим, что сопротивление может быть связано (и обычно это именно так) с реально мешающими и вполне объективными обстоятельствами, препятствующими продолжению работы с психотерапевтом. Это может касаться как внешних объективных факторов (та же война), или факторов внутренних, клиентских, но тоже вполне объективных – например возможные повторные травматические ощущения клиента, при вынесении психоанализом на поверхность всего бессознательного материала, специально вытесненного в свое время клиентом в бессознательное, того определенного травматического опыта, но связанного с существующей проблемой клиента.
И на практике это вынесение травматического опыта из бессознательного, в сознание – действительно может стать само по себе новым, ретравматизирующим событием для клиента. И для клиента вовсе не факт, что после этого повторного проживания его прошлого травматического опыта, обязательно наступит решение проблемы и облегчение. И действительно, всегда вполне может быть так, что и не станет, а травма будет нанесена снова.
И то естественно произошедшее вытеснение травматического переживания в бессознательное – явилось для клиента в свое время "спасительным плотом", послужившим очень важную и полезную роль для сохранения целостности и здоровья психики и личности его обладателя.
В результате, при вероятном принудительном сломе подобного сопротивления и продолжении работы с травматическим материалом, в психоанализе, мы имеем повторно вскрытую рану, которую еще нужно теперь правильно интерпретировать, с точки зрения причин ее возникновения, а это как вы понимаете, не всегда в принципе возможно. Иначе бы само возникновение травмирующих, стрессовых ситуаций можно было бы искоренить еще до их появления, сами по себе.
Но окружающая нас реальность такова, что стресс, травма, болезнь могут происходить из-за вполне объективных причин, часто вообще не зависящих от поведения человека или людей. И как естественная реакция в таких случаях – природа сама нашла выход. Очень мудрый и происходящий при том автоматически, на уровне бессознательного – вытеснение травматического опыта в бессознательное.
Но что с этим вытесненным травматическим опытом делать в точки зрения психотерапии? Как с ним работать, если он так и останется на бессознательном уровне? Ответ на этот вопрос, как ни странно, тоже был известен еще со времен Фрейда – это гипноз, гипнотерапия. Но Фрейд не учел тогда пожалуй самый главный факт существующей возможности гипнотерапии – с травматическим опытом вовсе не обязательно работать, доставая его вновь не поверхность, в сознание и тем самым вновь травмировать клиента.
С бессознательным опытом, в том числе с травматическим опытом, вполне возможно работать и непосредственно, на уровне бессознательного, то есть – в гипнозе. Это позволяет избежать и ретравматизации психики клиента и при этом еще и решить проблему клиента, с помощью состояния транса.
Опыт моей практической работы в Эриксоновской гипнотерапии показывает, что клиенту обычно достаточно даже легкого состояния транса, для возможности получения им необходимых изменений, чтобы необходимая работа с травматическим опытом (или проблемой, которую он вызвал) была произведена полностью на бессознательном уровне, не вызывая тем самым никакого сопротивления у клиента.
Можно это сравнить с операцией "под наркозом", только наркозом в данном случае выступает трансовое состояние клиента, а "операция" происходит над его проблемным состоянием, в приятном и комфортном состоянии транса.

Желаю всем хорошей, полезной практики!
И вы можете, конечно, также поставить и лайк, и/или поделиться этой статьей, если она вам понравилась.
===========
Контакты:
Дмитрий Рудольфович Евдокимов
+7 916 615-55-91
SMS, WhatsApp Viber