Сообразили на троих
vikond65 — 12.06.2019Ровно 110 лет назад, 12 июня 1909 года, известный французский авиатор Луи Блерио на своем новом моноплане Блерио-12 совершил первый в истории полет на летательном аппарате тяжелее воздуха с двумя пассажирами. Одним из тех, кого он взял с собой на борт, был не менее известный бразильский летчик и авиаконструктор Альберто Сантос-Дюмон.
Этот полет стал важным шагом в переходе авиации из экспериментальной в практическую фазу. А менее чем через два года тот же Блерио на своей очередной машине Блерио-24 "Лимузин" поднял в воздух уже 10 человек, причем они размещались в закрытой кабине. На заставке - взлет Блерио-12 в его первоначальной конфигурации, когда самолет еще ни имел киля.
К сожалению, Россия на этом начальном этапе серьезно отставала от Западной Европы. Первый аэроплан русской конструкции (разумеется, одноместный) впервые взлетел только в конце мая 1910 года. Но, в дальнейшем отставание удалось частично наверстать, а кое в чем даже выйти на передовые позиции.
Блерио-12 при виде спереди. Самолет имел оригинальную силовую установку с цепным приводом от двигателя к винту. На нем стоял английский мотор ENV мощностью 40 л.с.
Блерио-12 в финальной конфигурации с развитым килем. Интересно, что руль высоты у этой машины крепился отдельно от стабилизатора, а элероны размещались не на крыле, а по бокам фюзеляжа, под пилотским сиденьем. Блерио как и другие тогдашние авиаконструкторы, проектировал свои аэропланы методом проб и ошибок.
Блерио и его пассажиры в кабине Блерио-12. Слева от пилота - Андре Фурнье, справа, в шляпе, - Сантос-Дюмон. Сидеть в таком "салоне", конечно, было не очень комфортно, но романтично.
Карьера первого экземпляра Блерио-12 ярко завершилась 29 августа того же года. Во время авиагонок на кубок Гордон-Беннета самолет разбился и сгорел из-за отказа двигателя, едва не угробив своего создателя. Блерио успел выбраться из горящих обломков, получив незначительные ожоги.
Тем не менее, Блерио вскоре построил второй экземпляр, внеся в конструкцию некоторые изменения. В частности, мотор (той же марки ENV, но более мощный, 60-сильный) теперь стоял по центру, а каркас фюзеляжа был сделан не из дерева, а из тонких стальных трубок. Элероны, оказавшиеся неэффективными, с самолета исчезли, а управление по крену осуществлялось перекашиванием крыльев (гошированием).
Аэроплан приобрел английский летчик Клод Грэм-Уайт, назвавший его "Белым орлом" (см. надпись на киле). Позже его перекупило военное министерство Великобритании и передало для ознакомления и тренировки пилотов в Королевскую воздухоплавательную школу. Таким образом, этот аппарат стал первым британским военным аэропланом.
Силовая установка "Белого орла" крупным планом.
|
</> |