рейтинг блогов

Броня империи

топ 100 блогов vikond6509.06.2019 Броня империи russo-balt-bratolyubova.jpg

Ровно 110 лет назад, 9 июня 1909 года, началось производство первого в царской России серийного легкового автомобиля "Руссо-Балт", спроектированного бельгийским инженером Жюлем Поттера по образцу бельгийского автомобиля "Фондю-CF". "Руссо-Балты" выпускались до осени 1915 года, всего было построено 488 машин с разными кузовами и некоторыми различиями в конструкции шасси.

Поскольку этот блог - преимущественно- военно-исторический, я не буду рассматривать гражданские модели "Руссо-Балтов" (тем более, что подробную информацию о них легко найти в интернете), а остановлюсь на их боевых модификациях, появившихся вскоре после начала Первой мировой войны.


17 августа 1914 года военный министр Сухомлинов предложил лейб-гвардии полковнику Добржанскому сформировать первую в российской армии "автомобильную бронепулеметную батарею" и отправить ее на германский фронт. Поскольку формировать было не из чего, Добржанский за несколько дней спроектировал бронекорпус для установки на шасси "Руссо-Балта", создав таким образом первый российский бронеавтомобиль, получивший обозначение "Руссо-Балт тип С".

Он имел лобовую и кормовую броню толщиной 5 мм, а бортовую - 3,5 мм. Машина могла атаковать как передним, так и задним ходом. Вооружение состояло из трех пулеметов "Максим", стрелявших сквозь амбразуры в бронекорпусе. Один пулемет был направлен вперед, другой - назад, а третий был "перекидным" и мог устанавливаться в зависимости от обстоятельств на левом или на правои борту. Экипаж - 5 человек: водитель и четыре пулеметчика.

Военное министерство оперативно закупило восемь шасси "Руссо-Балтов" и уже в сентябре (сроки впечатляют) на Ижорском заводе изготовили и и испытали первые восемь российских бронеавтомобилей. 12 октября была сформирована 1-я автопулеметная рота, в которую, помимо "Руссо-Балтов", включили пушечный броневик, сделанный на базе немецкого грузовика "Маннесман-Мулаг".

19 октября, после краткого обучения экипажей, рота отбыла на фронт, а 9 ноября - впервые вступила в бой под Лодзью. Эффект от применения броневиков был весьма значителен. Уже 10 ноября благодаря их огневой поддержке немцы были выбиты из городка Стрыков, за что командир боевой группы из шести бронеавтомобилей штабс-капитан Шулькевич получил орден святого Станислава.

21 ноября четыре "Руссо-Балта" при поддержке пехоты атаковали городок Пабьянице и обеспечили его захват, но там же выяснилось, что тонкая броня русских броневиков не держит винтовочные пули на близких дистанциях. Все четыре машины были подбиты и их пришлось вывозить на буксире. За этот бой все члены экипажей бронемашин, среди которых несколько человек получили ранения, были награждены Георгиевскими крестами.

"Руссо-балты" участвовали в боях вплоть до выхода России из Мировой войны, а в дальнейшем три уцелевшие машины применялись красными в Гражданской войне и были списаны только в 1921 году, продемонстрировав удивительную, по тем временам, надежность и долговечность. Но этим история броневых "Руссо-Балтов" не исчерпывалась.

В 1915 году по проекту инженера Братолюбова на шасси той же машины были изготовлены шесть "броневиков-истребителей", предназначенных для борьбы с вражескими бронеавтомобилями и вооруженных 37-миллиметровыми полуавтоматическими пушками "Гочкисс". А в 1916 году Братолюбов спроектировал броневатомобиль с тремя пулеметами, размещенными в большой вращающейся башне. Таких машин построили четыре штуки, каждая из которых имела собственное наименование - "Олег, "Ярослав", "Святослав" и "Победоносец".

Однако на испытаниях как пушечные, так и пулеметные броневики Братолюбова продемонстрировали низкую проходимость по грунтовым дорогам и невозможность использования вне дорог, а их моторы быстро перегревались в движении. Машины оказались слишком перетяжеленными, поэтому часть из них использовали как учебные, а часть - переделали в бронедрезины. В этом качестве они применялись в 1916-17 годах в составе "броневого автомобильно-железнодорожного взвода" на Юго-западном и Западном фронтах. Дальнейшая их судьба - неизвестна.

Броня империи 22751362827_1dfdc85835_b.jpg
Прототип "Руссо-Балта" - бельгийский автомобиль "Фондю".

руссо-балт_2.JPG
Единственный сохранившийся подлинный экземпляр "Руссо-Балта" в московском Политехническом музее.

Броня империи nagel.jpg
Руссо-Балт" - участник авторалли Петербург-Севастополь.

Броня империи P1070196.JPG
Напутственный молебен 1-й автопулеметной роты перед отправкой на фронт. Экипажи стоят возле своих бронеавтомобилей "Руссо-Балт тип С"

Броня империи 07f.jpg
Замаскированные ветками "Руссо-Балты" на прифронтовой дороге.

Броня империи 08.jpg
"Руссо-Балт" и члены его экипажа после боя 12 февраля 1915 года, в котором погиб их командир - штабс-капитан Гурдов. Хорошо видны многочисленные пробоины в лобовом листе бронекорпуса.

Броня империи P1070205.jpg
"Броневик-истребитель" Братолюбова с 37-миллиметровой пушкой после испытаний на обстрел.

Броня империи P1070202.jpg
Один из пулеметных броневиков Братолюбова.

Броня империи rus-bronev-10.jpg
Он же с другого ракурса.

Броня империи P1070204.jpg
Броневик "Победоносец".

Броня империи Dezember10 1191.jpg
Прапорщик Гиркин с боевыми товарищами едет на "Руссо-Балте" воевать с германцами.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не питаю ни малейшей симпатии к жене Игоря Николаева: она скучная и сильно отстала от жизни. Пухленькая, одетая по провинциальной моде образца 2007 года Юлечка плывёт на льдине брака с полным, пожилым мужчиной, который даже не «форбс» и уж далеко не Пол Маккартни. «Всем известно, ...
Пацаны, поясните, чем вы диагностируете ваши вагоавтомобили? Шнур какой там нужен для вагов последних или еще чего? Надо знать чо там железки пишут и ошибочки скинуть можно, перепрошивать и хардово ковырять софт не надо. Ну чтобы можно было ...
Глядя на фото с цветами у     Юли и Марины,решила поискать у себя на участке цветочки. Ну очитки и сентябринки(уже ноябринки) продолжают цвести. Розы я все обрезала,у соседки необрезанная, плетистая еще цветет.А я нашла одну примулу цветущую.Вот запечатлела тоже,потом ...
В одну аффилированную мне юридическую компанию пришло письмо следующего содержания: Имя: Осипова Светлана Владимировна Телефон: +79372115137, [email protected] Сообщение: Доброе время суток ! В июне 2007 г., с организацией, где я работала директором, был ...
Древний Египет танцевал под музыку времени Древнеегипетское искусство гробниц отражает важность и эволюцию танца в этой культуре, историю, которая до сих пор влияет на танец сегодня. Элиза Кастель, National Geographic History November-December 2024. От облегчения перехода умершего ...