Снарядный голод при царе в цифрах. "Великое отступление", все дела
rostislavddd — 19.11.2020 kris_reid "По количеству трудностей и неудач разработка пороха для 3-дм полевых скорострельных пушек обр. 1900 и 1902 гг занимает в истории отечественного пороходелия второе место после револьверного пороха"(с)Как нам известно, "снарядный голод" при царе был ужасен. При товарище Сталине ничего подобного не было, были "отдельные, временные трудности".
Веверн Б.В. 6-я батарея. 1914-1917 гг. Повесть о времени великого служения Родине.
"... К утру ряд деревень, в центре которых находилась деревня Воля-Залесская, у которой накануне ночевала 6-я батарея, оказался плотно занятым германцами. С первыми лучами восходящего солнца, их снаряды уже загудели в воздухе, осыпая пластунов и кавалеристов градом металла. Место, занятое обеими сторонами, совершенно ровное. Германцев скрывает ряд деревень, мы же совершенно открыты. Единственный небольшой открытый бугор, на который я было взобрался, моментально подвергся сильному артиллерийскому обстрелу со стороны противника и мне пришлось оттуда уйти.
Н. А. Тиличеев поместился между кавалеристами, я перешел к пластунам.
Телефонного провода не хватило и пришлось его дополнить цепью передатчиков.
Одно только утешало меня: это моя 14-ти орудийная батарея, силу и мощь которой я чувствовал всем своим существом.
Ширина фронта батареи 130 саженей. Я развернул еще немного веер батареи. Я располагал линией сплошного огня больше четверти версты шириной и при скорострельности наших пушек, при сравнительно небольшой дистанции, я чувствовал, что могу дать такой ураган огня, от которого едва ли что нибудь уцелеет.
Немцы почти не показывались. Я выжидал и только редкими одиночными выстрелами определял дистанции и углы поворотов. Между тем германцы буквально засыпали нас своими снарядами.
Начальник 11-й кавалерийской дивизии послал донесение в штаб корпуса о том, что держаться больше не в состоянии и получил разрешение отступить. 6-й сводной батарее было приказано сняться с позиции.
Кавалеристы стали отступать, но лишь только они поднялись из окопов, земля у наших боевых линий закипела от огня противника и, в это же время, скрывавшаяся до сих пор в деревнях, германская пехота бросилась в атаку по чистому открытому полю.
Предчувствуя, что отступление наших кавалеристов и пластунов, в настоящих условиях, будет слишком тяжелым, я не выполнил данного мне приказания сняться с позиции и отступить. Настал момент, которого я ждал с таким волнением: 14-ти орудийная батарея должна себя показать.
Внезапный ураган сорвался от маленького домика на шоссе и сразу покрыл оторопелых немцев, валившихся на землю без счета, страшным вихрем рвущегося и сыплющегося на них раскаленного металла.
Момент был слишком острым. 14-ти орудийная батарея работала почти без перерывов, как при картечном огне. Небольшие перерывы получались только при поворотах веера батареи. Вправо на галопе, выкатили, прямо в открытую, две германские батареи. Я их не видел, но об этом мне передал Н. А. Тиличеев. Поворот огня вправо и обе батареи легли двумя громадными кучами, даже не снявшись с передков. Уцелевшие германцы спешно старались скрыться в строениях своих деревень, на которые я перенес огонь батареи.
14-ти орудийная батарея превзошла сама себя: у орудий не живые люди, а машины, быстрота и точность работы которых доведены почти до совершенства. Жар раскаленных пушек, вой и треск пролетающих неприятельских снарядов, ничто не нарушает темпа и правильности этой боевой работы и только пот, обильными струями стекающий с лиц и особый возбужденный блеск глаз свидетельствовали о том, что это не машины, а живые существа чувствующие и понимающие.
Сильный треск среди грома выстрелов батареи. Окровавленные люди 3-го орудия 6-й батареи валятся на землю. Треск повторяется снова. Люди 4-го орудия, бледные, испуганные замирают на месте.
Что случилось? Неприятельские снаряды рвутся на батарее?... Нет!... Казенная часть 3-го орудия, вся развороченная, с вырванным замком, зияет черным отверстием. 4-е орудие, стоит как бы с разрубленной дульной частью. Невыдержали работы орудия - слишком перевалились.
Люди 3-го орудия, все шесть номеров и орудийный фейерверкер, живы, но с ужасными ранами: оторваны руки, выбиты глаза, разворочена грудь.
Кровью собственной орудийной прислуги залито мертвое 3-е орудие.
А батарея продолжает работать, как бы ничего не случилось, засыпая германцев вихрем своих снарядов.
Мимо меня, опираясь на винтовки, или обняв и поддерживая друг друга, тянутся раненые. Тяжело раненых несут на носилках, как бы в кровавых мешках, других несут на винтовках. Большинство, проходящих по дороге раненых останавливается около батареи и с особым чувством и жаром, благодарят ее, гладят пушки руками. Даже тяжело раненых подносят к батарей, опускают у орудий на землю и они, своими слабыми улыбками, выражают батарее свою благодарность, которую уже не в состоянии произнести в слух запекшиеся их уста.
Ко мне подходит, опираясь на винтовку, ранененый пластун.
- В. В., разрешите сдать патроны на батарее. Подсумки давят на рану и она очень болит. Итти тяжело очень.
Я сам принял патроны от пластуна.
- Командир батареи?
- Так точно, В. П.
Подъехавший верхом кавалерийский генерал молча протягивает мне руку.
- О вашей сегодняшней работе я сообщу вашему начальству.
Генерал отъехал. Я спросил у проходящего мимо гусарского офицера фамилию генерала.
- Генерал Розалион-Сошальский.
Германцы отказались от повторения атаки и в этот день и до самого вечера, больше нас не безпокоили. Вечером же мы получили приказание отступить...."
Цифры наличия артбоеприпасов на ствол, март 1915 - 5 Армия:
Вычленив цифры наличия выстрелов на ствол из текста:
IV Армейский корпус.
3" ака 76,2 мм легкое орудие: 217 шт. В советских расчетных единицах 1,55 б/к на ствол.
48 линейная, ака 122 мм гаубица : 85 шт. 1,06 б/к
42 линейная, ака 107 мм пушка : 21 шт. 0,26 б/к.
6" ака 152 мм гаубица: 80 шт. 1,33 б/к.
Оперативная группа (отряд) генерала Короткевича.
3" ака 76,2 мм легкое орудие: 181 шт. 1,29 б/к на ствол.
48 линейная, ака 122 мм гаубица : 166 шт. 2,1 б/к
42 линейная, ака 107 мм пушка : 122 шт. 1,52 б/к.
6" ака 152 мм гаубица: 141 шт. 2,35 б/к.
Цифры наличия артбоеприпасов на ствол, август 1915, 1, 3, 4, 5 и 10 Армии (на РГФ действует по две трети армий Германии и Австро-Венгрии, немцы только что захватили находящуюся в 70 верстах от границы Варшаву) :
Цифры в таблицах понятны без расшифровок.
А это сталинское снарядное изобилие и несуществующий благодаря успехам самых эффективных менеджеров столетия снарядный голод. Ленфронт декабрь 1941:
86 сд в апреле 1942, там же (НОГ):
68 122 мм снарядов в данных 248 артполка это всего, а не на ствол.
В 248 артиллерийском полку было 2 (две) 122 мм гаубицы обр. 10/30 гг, соответственно число 122 мм выстрелов на ствол - 34. 0,43 б/к
76,2 мм дивизионных пушек обр.02/30 в полку было 4 (четыре). Соответственно они были обеспечены боеприпасами по 112 выстрелов на ствол. 0,8 б/к.
76,2 мм полковых пушек обр.27 в полку было 15 (пятнадцать). Это 115 выстрелов на ствол ( следует отметить что выстрелы к пушкам обр.27 г. могли использоваться в орудиях дивизионной артиллерии как выстрелы с уменьшенным зарядом). 0,82 б/к.
В 169 стрелковом полку было 2 76 мм орудия обр 27 г (оба исправные), 6 45 мм ПТО ( 5 исправных) , 21 82 мм миномет (12 исправных или обеспеченных расчетами) и 11 50 мм минометов ( все не действующие)
Соответственно обеспечение боеприпасами составило:
76 мм снарядами - 120 шт. 0,86 б/к
45 мм снарядами - 273 шт. 1,36 б/к ( на исправные)
82 мм минами - 76 шт. 0,63 б/к ( на исправные)
В 330 стрелковом полку полковая батарея была укомплектована полностью - 4 орудиями обр 27 г., но все он подлежали отправке в капитальный ремонт по расстрелу стволов. В конце марта эти пушки числились неисправными, потом резко стали исправными - но вести огонь от этого так и не стали. Противотанковая батарея ( по немецким отчетам 5 "ленинградок" и 1 пушка обр 1932 г) имела исправными все орудия. На плацдарме находилась рота минбата полка - 1 82 мм и 11 50 мм минометов, еще 6 82 мм и 1 107 мм миномет имели огневые на правом берегу. Еще 15 82 мм минометов находились в резерве и ремонте.
Обеспечение боеприпасами составило (на исправное вооружение):
76 мм снарядами - 152 шт. 1,08 б/к
45 мм снарядами - 378 шт. 1,88 б/к
82 мм минами - 238 шт. 1,98 б/к (на плацдарме на 24 апреля - 102 шт или 0,85 б/к)
50 мм минами - 349 шт. 2,9 б/к
В 386 минометном дивизионе (ОМД лит. "В") было 16 120 мм минометов ПМ-38.
Он был обеспечен боеприпасами по 9-10 мин на ствол. 0,12 б/к
Пы.Сы. Замечание по флейму со стороны, без учетки в ЖЖ:
1. В РИ не было такого бешенного и глубокого контроля родословных при назначении на должности как в СССР. Значительное число должностей комплектовалось по деловым качествам, а не происхождению.
2. Сравнение прав и зарплат рабочего и тем более крестьянина с аналогичным современником иностранцем в большинстве случаев в пользу россиянина в РИ и в пользу иностранца в СССР. Про солдат не обращал внимания, но подозреваю, что — — —
3. Иностранец не пользовался преимуществами в РИ, выходящими за пределы элементарного гостепреимства, помыслить о чём-то типа «Берёзок», «Интуристов» и т.п. нельзя было даже в страшном сне.
4. Отношение офицера к солдату (тем более к казаку или всаднику) в самом худшем случае было отношением к своей собственности, но не как к бросовому госресурсу, который можно разбазаривать и разбрасывать. Отношение к погибшим даже и вообразить не могли (советское запахивание и т.д.).