Выставочный проект "Смолянки" вмещает небольшую, с полдюжины,
впрочем, премиленьких и вместе с тем крупноформатных, можно долго
разглядывать складки юбок и вышивки на них во всех деталях,
портретов (парадных, постановочно-"театрализованных", иногда
"двойных") выпускниц Смольного института благородных девиц рубежа
18-19 вв. кисти Дмитрия Левицкого из фондов Русского музея, впервые
после реставрации представленных на публике; а кроме того, портрет
самого Левицкого (мрачный дядечка...), Екатерины Второй как главной
покровительницы "смолянок" (в живописном помпезном и скромном
черно-белом вариантах), игуменьи Смольного монастыря (тут качество
живописи поплоше, авторство неизвестно, да и прямого отношения к
теме вроде нет, но как факт любопытны и они) с фрагментами алтаря
"домового" институтского храма (ангелочки барочные - что
итальянские амурчики-"путти"! совсем не православного канона!
просвЯщение, однако), тетраптих нравоучительных картин-аллегорий
Алексея Бельского (особенно трогает завет "Не вреди никакому
животному и не озлобляй его", проиллюстрированный безмятежным
зверьком, по экстерьеру судя, помесью собачки с овечкой) и очень
занятная серия фотографий (естественно, черно-белых и опять-таки
постановочных), которые сделал Карл Булла в 1905 году к 140-летию
Смольного института (благородных девиц там прежде всего готовят в
жены - не скоморохам, но вместе с разделкой капусты и
экспериментами над манекеном грудного ребенка их учат и танцам, и
пенью; уголков парка при институте, интерьеров и панорамы с
институтом общих городских видов, в том числе со стороны Невы) - в
целом не очень много всего, компактно, дизайнерски изящно
оформлено, однако есть что порассматривать, а кроме того, почитать:
тексты иных этикеток по скрытому (уж не знаю, насколько
сознательно) юмористическому подтексту сравнимы с буклетами
фестиваля "Возвращения" - меня особенно тронула судьба одной из
"смолянок", которая после Бородинского сражения успела
эвакуироваться из обреченной Москвы, но почти сразу умерла в
Ярославле, "не пережив потрясения от потери имущества" (надо
запомнить формулировку, боюсь, что пригодится...); правда,
серьезного, информативного наполнения тоже хватает, в частности,
цитат из литератора А.Ржевского, женатого на одной из героинь этой
портретной галереи, Глафире Алымовой. Кстати, что характерно -
среди "смолянок" совсем нет девиц "понаехавших", в смысле, дочек с
начала 18-го века поступавших на службу к императорам российским
иностранцев - сплошь местные уроженки старых дворянских, а то и
боярских родов, с явной и на портретах, и в корнях фамилий примесью
татарской, иногда и монгольской кровей - их-то София Фредерика
Августа Ангальт-Цербстская и рассчитывала приучить к европейскому
тону; увенчалась сия "просвЯтительская" монаршья затея, как и все
сколько-нибудь разумное на этой проклятой богом земле, Великим
Октябрем, и великое в том указание видеть надобно, что именно
Смольный послужил ему штабом. В общем, симпатичная и полезная
выставка, заинтересовавшая еще и потому, что недавно осуществилась
наконец моя давняя мечта и я побывал на экскурсии в Смольном,
который меня лично, само собой, привлекал в качестве "колыбели
революции", но попутно там всякого насмотришься и чего только не
узнаешь - и про тех же "смолянок", и про Жданова сотоварищи в
подземном бункере:
В контексте уже полученных и от "Смолянок", и от воспоминаний
о Смольном впечатлений смотрел другую выставку, параллельно
развернутую на первом этаже того же корпуса ГИМа - кстати, "большой
красивый красный дом, похожий на дворец", еще на моей памяти был
центральным Музеем В.И.Ленина, что тоже на свой лад символично для
выставки "Российская Империя". Хронологическая привязка к 300-летию
ентой самой империи сугубо номинальна, ибо Россия велика и вечна,
как ее ни назови, хоть Киевская Русь, хоть СССР, хоть вот РФ, как
теперь... знающих не обманешь! В особом зале собраны карты "глобуса
России" - там и Алеутские острова, и, естественно, "Крымнаш", и
прочая, и прочая от тайги до британских морей далее везде, с такими
порой топонимами на винтажных географических картах, что плюнешь да
перекрестишься. Ну а затем - все как полагается: цитируемыми
выдержками из "основоположников" (и в экспликации, и для пущей
доходчивости электронной бегущей строкой)духовно скреплены без того
незыблемые основы имперского канона:
"Столпом империи являлась верховная власть"
"Опорой российского государства являлась армия"
"Церковь, благословляющая самодержца, являлась важнейшей
составляющей государственного устройства"
- и далее все в том же духе (типа единственными союзниками
православия и самодержавия являются армия и флот), с демонстрацией
наглядных примеров. Артефакты разнообразные - большая императорская
корона, сияющая множеством бриллиантов (изготовленная в 2012 году,
между прочим - то есть ни разу не надеванная... пока что),
мундирчик Алексея Романова (странно, что не с двумя пулевыми
отверстиями, помеченными красными крестиками, как в Музее Ленина
должно быть привычно), ключики от крепости Эрзерум, официальные, в
сафьяновых обложках и с кистями, императорские документы (где
самодержицу Екатерину, к примеру, помимо всего остального именуют и
пермской, и карельской, и болгарской... владычицей морскою,
короче), и посуда, и монументальные-мемориальные вазы, и
столово-декоративный фарфор с росписью на милитаристские сюжеты, и
оружие. Ну православию, уж конечно, посвящена отдельная витрина, но
не так чтоб занятная; мультимедийный отсек скромный (он
свидетельствует о том, что все, что человечеству необходимо и
полезно, изобретено русскими или, по крайней мере, на святой руси,
она же - родина слонов); живописный спорный, неровный - но наряду с
пропагандистской мазней разных лет, полулубочными детскими
портретиками, "Пугачевым, устрашенным бесом" анонима 18-го в. ,
"Крестьянкой" Н.Рачкова и странноватой вариацией неведомого
Гаврюшева, нач. 20го в., на мотив "Грачи прилетели" здесь висит
портрет кн. В.Голицына кисти В.Серова, кажется, не
экспонировавшийся даже на приснопамятной его персональной
ретроспективе (куда я, впрочем, не ходил...), еще один образчик
импрессионизма попроще, пожиже - портрет Николая Второго работы
Г.Манизера, 1905, родоначальника той самой династии художников, что
впоследствии с той же самоотдачей живописала и ваяла советских
физкультурников, красных комиссаров и пионеров-героев.
А главное мое субъективное впечатление - витринка, в которой
развернуто лейб-гвардии Преображенского полка... революционное (!)
знамя: полк в феврале 1917го сразу поддержал свержение монархии, и
эмблематика знамени, эстетически выдержанного в стиле "модерн"
(никогда не видел подобного, честно, даже не слышал, что такое
было), красноречиво о том свидетельствует: все сословия - от
крестьянина до солдата - приветствуют революцию, ангел "свободы"
парит над ними, а царская корона валяется, опрокинутая кверху
"дном", наверху же восходит Вифлеемская (шестиконечная) звезда.
Рядом с этой витриной в открытом доступе - обломок мачты (конечно,
стальной) броненосца "Потемкин", сохранившейся от предыдущей
революции... И непонятно из контекста выставки, откуда же в этой
прекраснейшей, мощнейшей, равной в истории человечества не имеющей
Российской империи взялись революционеры, как она могла в одночасье
развалиться... Впрочем, то был - и выставка демонстрирует ныне
официально канонизированную идею с максимальной доходчивостью -
лишь временный кризис, передышка для набора следующей высоты, а
если не совсем случайно произошедший, то повинны в нем засланные
госдепом жидомасоны, взять к примеру, провизора Адольфа
Лаунгаэуэра, чье обвинительное заключение по делу
революционеров-террористов (о недоносительстве) также
присутствует в экспозиции красноречивым уроком и внешним
врагам, и внутренним предателям сейчас и на будущее.
