Врубель в ГТГ на Крымском валу
_arlekin_ — 13.01.2022
- Панно какого-то Врубеля, художника, видимо, большой силы,
отказались принять на выставку. Я в живописи ничего не понимаю, а
силу везде понимаю. Савва Мамонтов построил для Врубеля отдельный
сарайчик вне границ выставки, вон там - видите? Вход - бесплатный,
но публика плохо посещает сарайчик, даже и в те дни, когда там поет
хор оперы Мамонтова. Я там часто сижу и смотрю: на одной стене -
"Принцесса Греза", а на другой - Микула Селянинович и Вольга. Очень
странно. Один газетчик посмотрел в кулак на Грезу, на 'Микулу и
сказал: "Политика. Альянс франко-рюсс. Не сочувствую. Искусство
должно быть свободно от политики.
М.Горький. "Жизнь Клима Самгина".
По мне так практически идеальная выставка: очень масштабная,
размахнувшаяся на три этажа - но совсем не перегруженная; вещей
огромное, на первый взгляд, количество, но если разобраться, ничего
лишнего, и много нового, иногда совсем неожиданного; а то, что
хорошо известно и чуть ли не поднадоело, открывается неведомыми
сторонами... Уж на что хрестоматийны "Демоны" - однако
встретившиеся впервые за долгое время "летящий", "сидящий" и
"поверженный" (два местных, один из СПб прилетел), смотрятся
совершенно иначе, чем по отдельности (при том что коль скоро именно
во Врубелевском зале Третьяковской галереи проходят камерные
концерты, как раз на "Демона"-то, с которого я для себя примерно
четверть века назад и начал Врубеля открывать, насмотреться была
возможность до отторжения... почти все оттуда, включая
восстановленное-новообретенное полотно "К ночи", навеянное
чеховской "Степью", оттуда перенесли на Крымский вал, оставили на
привычном месте крупную, нетранспортабельную "Принцессу Грезу"), а
еще и в комплекте с изумительной подборкой эскизных вариантов,
графических и не только: есть даже раскрашенный автором фотоснимок
уничтоженного варианта картины! и есть демон-"гермафродит",
предъявленный как "лежащая обнаженная" со спины! также версии
эскизов с лицом, вклеенным поверх уже нарисованного, лист, который
складывается "гармошкой", "наращенный" лист, где художнику не
хватило изначального стандартного "пространства"... не говоря уже
про более поздние иллюстрациях к "Демону" Лермонтова! И так по всем
разделам - они, в угоду современным тенденциям, сформированы не по
хронологическому, а по жанрово-тематическому принципу, но здесь тот
случай, когда это оправданно и группировка произведений не вопросы
вызывает, а изумление, которым сопровождаются открытия, в том
числе, опять же, на материале будто бы знакомом... Взять хотя бы
снова приехавшие из Омска потолочные росписи в цветочках - два из
трех фрагментов плафона, расписанных для московского особняка
Е.Дункер, круглые, созданные как парно-симметричные, не так давно в
Москве уже показывались в рамках проекта "Сокровища музеев России"
-
- и там выглядели на общем фоне в лучшем случае "халтурой
гения"; сейчас приехали все три, кроме двух круглых еще и
центральный фрагмент, и расположенные в витрине под стеклом
горизонтально (а не на стенах вертикально, как тогда в "Манеже"), с
возможностью представить себе зеркальное их отражение взглядом
"снизу вверх", действительно поражают! Как и вообще интерьерные,
"дизайнерские" разработки Врубеля, радикальные по меркам его эпохи,
нередко остававшиеся невостребованными заказчиками. И театральные
эскизы к частной опере Мамонтова, где Врубель встретил свою будущую
жену-певицу - двойные портреты Забелы и Любатович ("Гензель и
Гретель" Хумпердинка) тоже восхитительны и им также уделено
достойное, особо выгороженное пространство - сказочный антураж опер
Римского-Корсакова, плюс набор фигурок-героев "Снегурочки"
(Римский-Корсаков в обличье Берендея!) и платье Забелы-Врубель для
роли Снегурочки (сшитое по эскизу, разумеется, Врубеля, но
использованное лишь пару раз - ввиду огромного числа "сопран", по
словам директора императорских театров В.Теляковского, чьи ныне
опубликованные дневники служат неиссякаемым кладезем эксклюзивной
информации, Забела-Врубель пела Снегурочку крайне редко, подолгу
дожидаясь следующего выхода); один из повторяющихся сказочных
мотивов - "Тридцать три богатыря", он присутствует и в эскизах для
театра, и в станковых вариантах, и в разработках для интерьеров
наряду с мотивами из "Фауста" или "Ромео и Джульетты" (эскиз к
витражному тетраптиху на шекспировские мотивы прилагается).
Керамика подана богато - от настенных блюд до камина "Микула
Селянинович и Вольга", а их, оказывается, аж шесть в мире, один в
корпусе Бенуа петербургского Русского музея, еще один, кто б мог
подумать, в художественном музее французского Лилля, где я побывал
два года назад, но что-то не припоминаю наличие врубелевского
камина в постоянной его экспозиции (вероятно, стоило внимательнее
отнестись к их разделу фарфора... хоть я и старался) -
- здесь выставили собственный, третьяковский. Полная семейная
галерея портретов Мамонтовых. Слабо представлены разве что росписи,
исполненные Врубелем за пределами Москвы и территорий нынешней РФ -
парадокс: прочно ассоциирующийся с религиозной тематикой, которой
проникнуты даже самые бытовые сюжеты в его воплощении, собственно
"церковной" его живописи или просто евангельских, библейских
мотивов на выставке сравнительно немного, хотя они проявляются и в
графике "больничных" месяцев, и в некоторых ранних вещах, как,
например, великолепное "Хождение по водам"... в целом, то
есть, даже в виде эскизов эта грань творчества художника осталась
считай за рамками ретроспективы, но тут понятно, действуют и
объективные факторы...
В остальном - не то чтоб "шедевр на шедевре", потому что выставка
не о том, какой Врубель замечательный (это как бы ясно по
умолчанию), а о том, насколько он разнообразный и неповторимый, в
рамках собственного наследия в том числе. Совершенно особая тема,
разумеется - творчество Врубеля в период обострений психического
заболевания - эти виды из окна (ничего особенного, самый ординарный
двор, уголок больничного забора, но в монохромной зарисовке явлена
вся мука, обуревающая художника...), и особенно эти портреты (на
которых не сразу отличишь пациентов от докторов), автопортреты, а
также (вот здесь как нигде больше!) религиозные образы и сюжеты -
что-то абсолютно невозможное... У меня возникла субъективная
параллель с Эгоном Шиле и его аналогичными "вывихнутыми" формами -
но Шиле творил позже, чем Врубель, в ином культурном, а подавно
историческом контексте, ему было что из общего,
социально-исторического опыта в подобных формах отражать, Врубель
же все, что называется, "брал из себя", как много же там у него,
"внутри", было всякого... и печального, и страшного, и в чисто
медицинском смысле нездорового, но окажись это просто рисунки
пациента клиники либо побочный продукт т.н. "арт-терапии" - не
производили бы они и сотой доли такого впечатления. Поэтому,
кстати, упоминания в связи с данным разделом экспозиции термина
"арт-брют" лично я счел категорически невозможным и неприемлемым -
когда-то мне довелось посетить музей "арт-брют" в Лозанне -
- ну Врубель тут однозначно ни при чем, и медицина здесь, как
говорится, бессильна. А вслед за улучшением состояния художник не
вернулся к прежнему стилю, отработанной технике, он и в выборе тем
стал другим, новым: графика "Бессонницы" с аскетичными интерьерами
и натюрмортами, "бездонная" - только что не в прямом смысле слова -
"Жемчужина", цикл работ, которые можно рассматривать и опять же в
рамках истории жанра натюрморта, и как символистские "вариации на
тему", и как предтечу абстракции - а между тем в витрине рядом с
листами рисунков экспонируется... чудом сохранившаяся пепельница в
форме морской ракушки, послужившая Врубелю источником для таких
невероятно вдохновенных (но и тяжелых, болезненных тоже) поисков;
что характерно - отдельно взятые листы с "жемчужиной" тоже довольно
известны, и совсем недавно, скажем, кое-что показывали на выставке
"Предчувствуя XX век" в "залах графики" основного здания
Третьяковской галереи,
- а на теперешней выставке один этот раздел заключает в себя
целую Вселенную, "размноженный" в отражениях Космос...
Растиражированный по книжным репродукциям портрет Брюсова кисти
Врубеля заметен в финальном разделе выставки "Серафимы и пророки",
но и он в окружении менее известных вещей удивляет: уже пройден
весь путь - три этажа, три уровня-яруса, по направлению сверху
вниз... - намеченный кураторами проекта, от "Демонов" через
психушку (кстати, интересны судьбы врачей, собиравших творения
своих больных, и эта тема тоже затронута организаторами!),
"бессонницу" и "раковину" - но и через театр, через украшения для
интерьеров богатых домов, через "открыточные" виды южной Европы,
сделанные Врубелем в путешествиях, через лирику женских портретов,
считая цыганско-испанские, а ля Кармен, образы, и фиолетовое
безумие "сирени" (которая и "пейзажный", ботанический,
садово-парковый фон, и метафорическое воплощение стихии
космического размаха, все в себя вбирающей и поглощающей), и
какой-нибудь проходной, может, совсем неважный эскиз вполне
реалистическо-бытового плана типа "Завтрак на воздухе" (из
семейного собрания Мамонтовых), и декоративная керамика, майолика -
а мысленно возвращаешься опять к "демонам"; к тому, что Врубель
понимал "демона" не как "злого духа", но как "мятежную душу"; вот
это "путешествие мятежной души" кураторы и проследили - дорогого
стоящий труд.