Сможет ли выстоять внешняя торговля России в результате масштабных санкций
gull_25 — 30.05.2022Сегодня мы слышим диаметрально противоположные оценки последствий масштабных рестрикций, направленных на разрушение экономики и финансовой системы Российской Федерации. Многие опасаются обрушения объемов российского экспорта углеводородов с неизбежными негативными последствиями для импорта технологий и критически важных товаров, которые не получится заменить отечественной продукцией. Ниже сделана попытка оцифровать влияние недружественных стран на внешнеторговый оборот России.
Для приобретения современных машин, аппаратов и оснастки требуется непрерывное поступление твердой валюты. Если не принимать во внимание заимствования на внешних финансовых рынках и объемы золотовалютных резервов, то основным источником валюты будет экспорт природных ресурсов (визуализирует это рис. 1).
Рисунок 1. Структура экспорта
Как видите, структура экспорта РФ достаточно диверсифицирована, поэтому говорить об утрате импортных возможностей не стоит даже при самых негативных сценариях. К тому же далеко не все импортные товары относятся к категории незаменимых. Кроме того, во многих случаях есть варианты увеличения импортных закупок в азиатских странах, таких как Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия, etc. На рис. 2 дана структура импорта Российской Федерации в несколько необычном формате, поскольку для целей дальнейшего обсуждения необходимо добиться соответствия масштабов двух визуализаций – импорта и экспорта. Для этой цели в правой части рисунка 2 добавлено поле, обозначающее размер профицита текущего торгового баланса, то есть превышения экспорта над импортом. При таком подходе легче сравнивать оба рисунка, так как одинаковые площади любых двух прямоугольников означают совпадение внешнеторговых оборотов по соответствующим группам товаров.
Рисунок 2. Структура импорта РФ
Теперь самое время построить интегрированные диаграммы, поясняющие соотношение между экспортом, импортом и профицитом текущего торгового баланса. В течение последних 20 лет экспорт России неизменно значительно превышал импорт. Таким образом, существует значительный резерв по увеличению импорта за счет этого профицита. И даже существенное снижение российского экспорта не приведет к снижению объемов закупок за рубежом. На рис. 3 дана визуализация объемов экспорта, импорта и внешнеторгового сальдо без детализации по группам товаров.
Рисунок 3. Соотношение экспорта, импорта и сальдо внешнеторгового баланса
Рис. 4 иллюстрирует вариант сохранения объемов импорта за счет снижения сальдо торгового баланса. Значительный профицит торгового баланса позволит России сохранить весь импорт даже при потере половины всех объемов экспорта углеводородов, а это ни много ни мало 118 млрд долларов. Разумеется, при таком сценарии положительное сальдо сжимается до минимального размера – 2 млрд долларов, а значит, при изменении мировых цен на углеводороды такой хрупкий баланс импорта и экспорта будет нарушен. Однако есть возможность пожертвовать некоторыми импортными закупками ради увеличения профицита внешней торговли России. Например, некоторое уменьшение импортных закупок металлов, текстиля и продуктов питания вряд ли способно нанести невосполнимый вред российской экономике, хотя окончательное слово в таких вопросах должно оставаться за узкими специалистами.
Рисунок 4. Сценарий утраты половины рынков нефти и газа
Рис. 5 как раз иллюстрирует сценарий снижения импортных закупок на 29 млрд долларов за счет отказа от половины импортных продуктов питания, половины иностранного текстиля и половины импорта металлов. Если признать такую корректировку приемлемой, то профицит торгового баланса снова возрастет на 29 млрд до уровня 31 млрд долларов. При таком раскладе вся конструкция внешнеторговой деятельности становится более устойчивой и позволяет постепенно создавать резервы или же увеличивать размер государственных инвестиций в инфраструктуру или в проекты импортозамещения.
Рисунок 5. Сценарий уменьшения импорта и восстановления профицита
Вывод: Россия вряд ли потеряет половину внешнеторгового оборота по экспорту нефти, нефтепродуктов и природного газа, во всяком случае, на горизонте планирования трех – пяти лет. Таким образом, у России есть все предпосылки для устойчивого развития даже в нынешних не самых благоприятных условиях.
Статью профессора ДВФУ Митрофанова привела целиком.
|
</> |