Слишком больной и слабый, чтобы отвечать, но достаточно здоровый, чтобы пакостить?

топ 100 блогов miumau09.12.2016
Слишком больной и слабый, чтобы отвечать, но достаточно здоровый, чтобы пакостить?


Тут недавно хороший комментарий написали, про людей в благотворительных проектах. Которые приходят бесплатно помогать, и надо им сказать за это "спасибо". Ведь они пришли, и бесплатно вкладываются в общее дело, поддерживают, проделывают работу. Но есть такие, которые реально наносят проекту вред. А требовать от них чего-то - трудно, и выгнать - еще труднее, потому что тут же все добровольно. И в таких проектах всем принято только благодарности выражать, а не воспитывать и указывать. Я уже несколько раз с этим сталкивалась, и должна сказать, что тема эта дается мне непросто. Я все это понимаю, сама была в подобных проектах на самых разных позициях, от самых низших, до главного зачинщика и отвечающего.



Еще у таких проектов есть отдельная проблема, которую я вижу часто. Их поддерживают очень разные люди. С одной стороны приходят состоявшиеся люди, у которых семья-карьера-работа, и вот они так устроили свою жизнь, что остались еще дополнительные ресурсы. (Обычно это случается, когда дети подросли.) И тут они решают вложиться во что-то "на благо общества". Они умеют работать, прекрасно научены тому, как обращаться с коллективом. У них обширный опыт в дипломатичном общении со всеми вокруг. Потому у них все и получилось. И тут они сталкиваются в проекте с людьми, которые буквально туда приплыли, потому что боьше их нигде не берут. По разным причинам, начиная от ментальных проблем, и кончая недавно пережитой (или отчасти еще не закончившейся) какой-нибудь зависимости. Люди, которые нигде не смогли интегрироваться, в немолодом возрасте - без работы, без социальных связей, без опыта ладной и успешной работы над чем-либо. И вот им какой-нибудь социальный работник говорит: "А вы пойдите в какой-нибудь добровольный проект. Там вас точно возьмут, и там люди, найдете друзей и знакомых, из дома выйдете, поработать попробуете!" И вот сталкиваются эти два мира. Иногда даже бывает, что "отпетая личность из социального проекта" проявляет огромную активность (отчасти потому, что на это есть время, он же больше ничем не занимается), и занимает в благотворительном проекте более высокую позицию, чем помогающий раз в неделю генеральный директор. И тут часто возникает конфликт: ведь директор "знает, как надо рулить" и ему невыносимо смотреть, как криво и неправильно делает это человек "над ним", к тому же еще ему указывая (а он сам бы лучше сделал). Плюс еще не обходится без столкновений на тему "да кто ты такой..." Сами понимаете.

Естественно, если проект сложный и многогранный, и там замешаны деньги, организации, разрешения и куча работы, должны быть и правила. И надо как-то се урегулировать, чтобы ни один "левый" человек не мог развалить работу всех остальных. Это было бы несправедливо, и допускать это нельзя. Но трудно становится, когда человек не конкретно разваливает и пакостит, а движется где-то на грани вредительства и "нечаянно совершенных ошибок из самых лучших побуждений". Иногда трудно понять, пора ли его выгонять с треском, или надо дать еще шанс. И можно ли в бесплатном деле человека так ограничивать, воспитывать и засовывать в свои рамки, или может быть надо как-то всем становиться проще, и давать людям больше свободы и возможностей, чтобы развернуть свой собственный творческий потенциал?

***

Вступление получилось слишком длинным. А я хотела рассказать конкретную историю. У М. есть свой благотворительный проект. Он его сам инициировал и поднял, и сам собрал для него людей. Сам все обсудил, сходил в нужные организации, попросил разрешение это делать, разрешение на строительство некоторых конструкций, и на подведение туда воды и прочее. Он решил превратить один пустырь в самом центре нашего города в очередной "сад для всех". Набрал 30 человек и оформил все бумаги. И вот они теперь встречаются, он всем сообщает, как все продвигается, группу завели в интернете (как без этого), и так далее. Разумеется в проекте есть просто заинтересованные люди, которые приходят, потихоньку копаются, и ждут разрешения развернуться. А есть яростные энтузиасты. Парочка. Они всегда есть. Среди прочих - престарелая художница. Из тех самых, у которых какие-то необъяснимые проблемы, но видно, что их много. Никого у нее нет, нигде не работает, все уже заметили, что "она какая-то сложная". Она много старается, много разводит активности, но так же много ссорится и раздражает людей. Тянется к ним, и действует на нервы. И местами действует не совсем корректно.

Когда только начался этот проект, она сказала: "А между всем этим тут можно было бы как-нибудь устроить и какую-нибудь инсталляцию, художественную". И все сказали: "Да, почему нет". До этого момента все звучало безобидно. Отлично - садик, художественные порывы, отлично. Но как бы вы себе представили такое взаимодействие? Когда один художник решил самовыразиться среди общего проекта? Я бы (когда проект появится на горизонте) показала всем, что я хочу сделать, спросила бы, как им вообще проект нравится, и кажется ли им, что он сюда подойдет. (Или по крайней мере показала и рассказала бы хозяину проекта, а он - всем остальным). И потом обсудили бы, как действовать дальше, чтобы дно вставить в другое, легально, с разрешениями от всех и.т.д. (это же центр города, тут нельзя просто так ничего воткнуть в ландшафт, не спросив какую-то организацию!)

А тут вышло иначе.

М. обошел все нужные конторы, и получил разрешение начинать. А для застройки пустыря ящиками-грядками ему нужно отдельно разрешение. Тетенька в конторе сказала, что этот пустырь до января находится под ответственностью другого проекта, который там ничего не делает. Но пока действует тот контракт, нельзя делать ничего нового. Вот как закончится контракт, придут эксперты, с документами и ответственным, пройдутся по этому пустырю, рассмотрят проект, и если все окажется в порядке, подпишут и разрешат. Раньше января ничего не будет. А в будущее все смотрят с оптимизмом. На том и разошлись, договорившись до января больше никого не трогать.

И тут звонит М. та художница, и говорит: "Мне срочно нуна копия документа - официальное подтверждение что нам разрешили для нашего проекта строительные работы на этом месте. М. говорит: "Разрешения еще нет, вот в январе мы договорились ... ..." Она говорит: "Но мне очень надо сейчас!"
Зачем?
Оказывается она в другой организации подала на свой какой-то художественный проект! Придумала и описала некую инсталляцию и концепцию, и запросила на свою затею три тысячи евро. И т.к. проект с размахом и в общественном месте, она написала. что сделает его в рамках того садика-огородика (которому уже разрешили возводить конструкции на этом месте). И сенат, куда она подала свое прошение, запросил документы от проекта, в который она якобы вписалась. А там еще таких документов нет. И вот вынь да положь. И М. говорит: "Слушай, а ты вообще никому не сказала, что ты у нас хочешь делать проект - а ты не хотела хотя бы сообщить нам о таком своем намерении, прежде чем писать в официальном заявлении, что ты что-то делаешь "у нас"? И потом - даже если проект твой чудесен, и мы все его хотим - раньше января ничего не будет, я же опубликовал в группе все письма от всех бюрократов, там же все написано."

Тут она начинает говорить длинную слезную речь (и действительно начинает плакать), что мол "Я подавала на такие проекты уже двести раз, и всегда получала отказ. И если сейчас мне откажут, я этого не переживу (как я люблю эту фразу!). И вот у моей инсталляции на этот раз есть шанс, потому что "городские садовые проекты" - это модное слово, под это мне могли бы разрешить, но мне нужно документ. Я подаю в сезон, который кончается 1 января, кто не подаст документы до конца декабря, тот пролетает".

Нууу... М. сказал, что может быть у нее плохо получается с пробиванием проектов, потому что она не совсем правильно подходит к делу. Хорошо было бы сначала оповестить хозяев проекта, потом вместе подумать. А там бы ей, может быть, и документы подать помогли бы? А не вот так... Но тут его не услышали. Попререкались, попрощались.

Через день М. звонит женщина из организации. с которой он так хорошо договорился про январь. И сердитым голосом говорит: "Мне тут звонила какая-то женщина из вашего проекта, и очень настойчиво просила выдать разрешение раньше. А я же вроде объяснила, что это невозможно!" Тут у М. конечно включилась ярость! Она где-то взяла сама контакты этой женщины, с которой он обо всем договорился, позвонила туда в контору, и начала там морочить голову бюрократам, которых обещали до января не трогать! Ломает то, о чем М. так хорошо договорился!

М. в этот день работал с утра до вечера, времени было мало. Поэтому он коротко позвонил художнице, попросил самовольно больше никуда не звонить (это было в пятницу), и сказал, что об остальном поговорим в воскресенье, когда все (как каждую неделю) соберутся на общей полянке.

***


И вот собрались они в воскресенье, и женщина начинает (дождавшись, когда все собрались) кричать. Длинную кричательную речь на тему: "Ты тут такой хозяин, ты считаешь, что ты - царь зверей, и никому не даешь в проекте развернуться. Ты мне звонишь и ругаешь меня за то, что я сама позвонила тете такой-то в контору, как будто я маленькая. А я сто раз подавала документы на проекты, и знаю, как это делается, я прекрасно знаю, что можно обиться от всех бумаг и раньше..." Речь была длинная, и обильно посыпанная оскорблениями. Настоящими. Среди прочих она упомянула, что М. вообще-то читать не умеет, и писать - тоже. Но ведет себя как король и тиран, и угнетает права всех. и в особенности - женщин. Дослушав этот шквал, М. первым делом ответил: "Слушай, раз ты уже так кричишь - может быть ты скажешь всем наконец, по какому поводу ты туда звонила? А то никто ведь еще не знает, что именно ты там пробивала?!"

В ответ на это художница побледнела и замолчала. М. продолжил: "Ты ведь не по поводу нашего садового проекта звонила? С ним все в порядке, обо всем договорились. Ты другое от них хотела!" Женщина продолжала бледнеть и молчать в ответ, на том месте, когда было пора сказать, что она затеяла художественный проект внутри садового проекта, и хлопочет сейчас о нем.

Наступила очень нелоская пауза. и тут какая-то другая женщина из проекта (ощутив неловкость) сказала: "Слушайте, это какая-то история между вми - разбирайтесь сами. Нам неохота это наблюдать." Таким образом свернула конфликт и все разошлись.

***


Мне не совсем понятно, почему М. повел разговор именно так. Но это - его проект. Я в своих проектах все делаю, как считаю нужным. А про его дела только все слушаю, когда он (после всего) обсуждает со мной случившееся на кухне, и могу высказать свое мнение. :-) Мы всю эту ситуацию, само собой, потом обсуждали часа два. :-) И я говорю, что я первым делом не понимаю, почему он не сказал просто открытым текстом: "Слушай, ты вообще звонила в контору по поводу своей инсталляции, на которую ты запросила денег, не спросив тут вообще никого, что мы все про это думаем. И бюрократов, с которыми все по поводу сада выяснено, ты трясла, чтобы они для твоей инсталляции вовремя документы подогнали". Это ведь так и есть! И в таком ответе так же содержится ответ на вопрос, почему М. попросил ее не звонить людям, с которыми он уже так мирно договорился и.т.д. Вместо этого М. зачем-то сказал такую открывающую фразу, предоставив ей возможность самостоятельно рассказать, что она вообще там затевала. А она (не удивительно) замерла и полностью забокировалась.

И? Я говорю: "Так надо было после этих двух попыток таки открыть рот и самому все это сказать! Ты-то чего заблокировался? Она тут такую уличительно-обвиняющую речь толкнула - а ты чего на нее не ответил? Там вообще много интересного (возмутительного и оскорбительного, а так же очень некомпетентного) было сказано, и у М. есть что на это ответить. Даже я ответы знаю, хотя я - не он. И я бы их все сказала. Почему он не сказал?

М. говорит: "Знаешь, я испугался. Я знаю, что в такой момент ярости мне ичего не стоит "полностью демонтировать" человека - я мог ей так ответить, что там камня на камне бы не осталось. Если меня понесет - я ведь все скажу! Но я побоялся, знаешь, мы ведь все видим, что она - какая-то больная, и у нее какие-то проблемы. Вот так скажешь человеку все, а он пойдет и впадет в совсем мрачную депрессию, или нервный срыв будет, или еще хуже. Она и так уже чуть что говорит "я этого не переживу". Я побоялся, что не смогу дозировать свой удар, из-за того, что так зол - потому ничего не сказал".

***


Вот тут мы разошлись мнениями. :-) Я пару раз читала тут в жж, что мои читатели считают меня добрым человеком. :-) Но в данном случае я бы ответила. если человек берется меня "демонтировать" в присутствии двух десятков коллег - я думаю что нужно отвечать прямо там же, прямым текстом. Особенно, если мой оппонент мутит, и норовит испортить своими личными проектами общее дело всех этих людей. И у нее хватило стабильности, решительности, смелости - сказать человеку при всех такую речь, полную очень недобрых слов. А потом не хватит душевных сил вынести ответ? В принципе - запросто. Я знаю, что у лабильных людей часто так и бывает: сами они хорошо наезжают. Но если достойно наехать в ответ - могут немедленно развалиться на глазах у всех. Но я в таких случаях предлагаю действовать адекватно ситуации. Надо выбрать одно! Либо ты такой больной и слабый, что не можешь вынести никакой критики, неадекватный, лабильный и бедненький. Но тогда ты стак же лишком неадекватный, чтобы звонить бюрократам и вмешиваться в дела проектов! Иди домой и лежи на диване, береги себя! Или иди лечись! А если ты такой боевой и деловой, чтобы вот так энергично брать на себя инициативу - значит должен быть готов и за последствия ответить. Разве нет?

М. говорит: "Ну, в принципе, да." После всего, когда разошлись по домам, день прошел, мы об этом длинно поговорили, мы сошлись на том, что может быть это даже немножко хорошо, что он не ответил ей с размаху, на пике эмоций. (Тут М. напоминает мне о моем же правиле, лучше не говорить лишнего, пока эмоции кипят, которое я почему-то в этой ситуации посчитала не обязательным). Сел, и написал в группу разъяснительное письмо обо всей ситуации. где попытался коротко описать ВСЕ что действительно произошло. В ответ на это он получил воинственное письмо от художницы. Она написала: "Я не позволю, чтобы кто-то тут подкапывал мой проект! Если ты хочешь войну - будет тебе война!" Я так посмеялась: "Хахаха, смотри, какая боевая тетка-то! А ты боялся, что она с крыши прыгать пойдет. А она тебе войну объявляет, в твоем же проекте! Теперь она обещает вообще обойти всех, кого М. в разных конторах обзвонил (она уже добыла их имена и телефоны) и теперь там "действовать всем на нервы, пока не добьется своего". Ну и так далее. :-) Теперь можно конструктивно думать, как бы убрать неадекватного человека от того, что другие люди уже успешно организовали.

***


По сути, М. не дал ей ответа сразу, но ответил потом. Результат получил тот же. Наверное, если бы я была на его месте, я бы ответила ей на ее речь прямо там. И может быть получила ровно тот же результат: может она после моего ответа так же замолчала бы? А может быть еще покричала бы. Может быть мы бы немного пообменивались аргументами громко поцапались бы. Хорошо это, или плохо? Вот говорит, что иногда смачно поцапаться - полезно. Особенно, если весь порох достается не родным и близким, а кому-то постороннему и заслужившему. Больше мира семье достанется. :-)) И еще мне самой любопытно, почему я, вообще-то такой яростный борец за "мир во всем мире" и обхождение конфликтов самым мирным путем, в этом случае вдруг голосую за разборки на месте? :-) М. тоже говорит: "Смотри какой в тебе проснулся боевой дух!" Ага.

P.S. Кстати... Вот моя мама всегда отличалась очень большой застенчивостью, и всегда много терпела, часто не решалась за себя постоять. Но превращалась в дракона, если кто-нибудь обижал меня. Или позже - Давида. За своих она может глотку перегрызть, при том, что за себя постоять иногда не может. М. тоже уже пару раз где-то очень радикально выступал, когда ему казалось, что я за себя постоять не могу. :-) :-) Хотя я могу, просто в тех ситуациях мне почему-то казалось, что для более серьезных военных действий - рано. Может быть это особенность вооще такая, что люди за других воюют лучше, чем за себя?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера в ФБ задали вопрос: — А зачем Сара именно сегодня поехала в Тель-Авив в парикмахерскую? Ответ: — Просто очередь совпала. Знаете сколько надо ждать очереди к хорошему ...
Сегодня доделал слайд-шоу с фотографиями уходящего года. Индонезия, Сейшелы, Мадагаскар, Мозамбик, Южная Африка. Два раза пробовал закачать фильм в ЖЖ или на Ютюб. С нашим интернетом не получилось.  Завтра утром по  клубному вайфаю попробую.   Сходили в ...
  Давайте предположим, что существует перерождение. Смерти нет, есть переход. Оставляем тело, «уходим», затем вновь рождаемся.   Возникает вопрос, куда меня «занесет»? Не факт, что в ту же страну, в благополучную семью, благополучные ...
7 января в Запорожской области тепловоз General Electric ТЭ33АС с грузовым поездом весом 3728 тонн не смог тронуться с места и ему на подмогу отправили ещё советский 2ТЭ116. Даже не в самом исправном состоянии (из-за возраста и отсутствия ремонта) советский тепловоз тянет по 4500 ...
Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Но мне кажется, что с пиздоватыми та же история... Пересчитали нам пенсии, называется :) Столько месяцев длилась эта канитель с протестами, что а не задолбается ли народ до 70ти работать? Давайте пожалеем, в Европе никто ж так ...