Скоморох попу не товарищ (Даль. IV. С. 203)
mi3ch — 03.08.2012Anonymous, Inferno, circa 1505-30
На dirty.ru хорошая параллель дела PR со старым конфликтом Скоморохов и церкви
Официальные гонения на скоморохов достигли своего апогея в конце XVI — начале XVII в., когда церковь активно поддержало государство, что повлекло за собой реальные репрессии, отразившиеся в фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в тюряшку».
Феодосий Печерский: «Но сими дьявол летит и другыми нравы, всячьскими лестьми превабляя ны от Бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальми». Хотя, например, в «Житие Андрея Юродивого» сказано про один из признаков апокалипсиса" «...ни будет в нем ни сопельника, ни гудца, ни поющаго, ни иное что-нибудь нехорошо делающего». Парадоксальность заключается в том, что одним из необходимых условий создания подобия рая на земле в царствование Михаила перед вторым Христовым пришествием было изгнание скоморохов.
И про наказание для скоморохов: миниатюры древнерусской рукописи с изображением грешников в огне, следующие за текстом: «мука плясцам и свирельницам и гусельницам плач неутешный во веки». Плач как мука за грехи скоморохов упоминается и в других древнерусских рукописях: «для плясунов, свирельников, гусельников, смычников, смехотворнее и глумотворцев». Если в ранней иконе «Страшный Суд» из Успенского собора в Кремле конца XIV столетия на кольцах огненного потока-змея есть надпись «глум» — единственный явный грех, который мог бы относиться к скоморошеским забавам, то позже появляются такие знаменательные надписи, как «плясание в миру и на свадьбах».
Вариант для спасения есть только один:
Чем нам душеньку спасти и чем в рай взойти.
Спасти душу — постами, молитвами
И низким полуночным поклоном.