Сколько еще Киев поставит под ружье?
amfora — 06.11.2022 Начиная с февраля на Украине уже прошло несколько волн мобилизации. И в ответ на частичную мобилизацию в России Киев объявил, что призыв на Украине продолжится.Цель понятна - Киев стремится сохранить численное преимущество ВСУ/ВФУ над российскими войсками.
Не получится ли так, что в ответ на 300 тысяч мобилизованных россиян Киев наберет миллион украинцев и война "до последнего украинца" продолжится, только в еще большем масштабе?
Сколько вообще способен набрать по мобилизации Киев, если начнет ставить в строй всех подряд? Остался ли еще на Украине мобресурс и потенциал или по большей части уже исчерпан?
Теоретически мобилизационный потенциал Украины должен быть очень большим.
Многомиллионная страна, когда-то численность населения достигала 50 миллионов, половину составляют мужчины. Половина мужчин - призывного возраста. Мобресурс будь здоров, чуть ли не 12 миллионов.
Вот только времена, когда численность населения Украины составляла 50 миллионов, остались в советском прошлом.
Довоенная численность населения Украины - 41 миллион. И это официальные данные, с учетом Донбасса, Херсонской и Запорожской областей, которые больше не входят в состав Украины и не контролируются Киевом.
Численность населения подконтрольной Киеву территории - около 35 миллионов. Но это было до войны. Примерно 10 миллионов после начала войны покинули страну. Большая часть уехала в Европу, некоторые в Россию.
Фактически на подконтрольной Киеву территории сейчас находится около 25 миллионов жителей.
Считается, что на практике поставить под ружье можно до 10% населения, потому что кто-то нездоров, а кто-то должен работать, поддерживать функционирование экономики. Опять же фронт надо обеспечивать оружием и боеприпасами.
Правда на Украине проблема тылового обеспечения решается за счет внешней военной помощи со стороны стран Запада. Все страны Европы превращены в один большой тыл, который обеспечивает украинский фронт оружием и боеприпасами. И поддерживает экономику.
Поэтому Киев теоретически может отправить на фронт хоть всё население в полном составе, а тыловое обеспечение целиком и полностью ляжет на Европу.
Означает ли это, что Киев может уверенно поставить под ружье все 10% годного к строевой службе населения, а то и больше?
Нет, не означает.
После начала войны из Украины в Европу первыми побежали как раз наиболее здоровые и состоятельные граждане, самые трудоспособные, годные к строевой службе.
Если посмотреть на фотографии с украинскими беженцами в Европе - легко заметить, что там преимущественно молодежь и люди среднего возраста. Как говорится, самый сок. Цвет нации.
И наоборот, почти все пенсионеры и предпенсионеры остались на Украине. Потому что у большинства из них нет ни средств чтобы ехать в Европу, ни желания. И призыва они не боятся.
Поэтому средний возраст населения на контролируемой Киевом территории за последние полгода сильно увеличился. И годных к строевой службе среди оставшегося населения - не классические 10%, а едва ли 5%.
По этому поводу можно обратиться к статистике мобилизации в Советском Союзе в годы Второй мировой. Население СССР в 1941 году составляло 200 миллионов человек. Через фронт за все годы войны прошло около 35 миллионов, что составляет 17,5% населения. Максимальная численность армии была около 6% от населения.
Если бы Украина провела такую же мобилизацию, как провел СССР в годы Великой Отечественной, тогда из 35 миллионов украинского населения через фронт прошли бы 6 миллионов. А численность армии на пике могла бы достигать 2 миллионов.
Но после того как с Украины уехали почти 10 миллионов граждан, среди которых около 5 миллионов мужчин преимущественно призывного возраста - нетрудно посчитать, что остался всего миллион тех, кого можно уверенно поставить в строй.
И даже если посчитать всех мужчин призывного возраста, без учета состояния здоровья, на контролируемой сейчас территории Украины таких до начала войны было около 8 миллионов. Если считать, что из 10 миллионов беженцев, покинувших страну, было только 4 миллиона мужчин призывного возраста - все равно получается, что половина потенциальных фронтовиков "сдриснули".
Это означает, что в данный момент на контролируемой Киевом территории находятся от 1 до 4 миллионов тех, кого теоретически можно поставить в строй.
Из них примерно 1 миллион уже побывал на фронте либо находится там в данный момент. Либо состоит на службе в тыловых частях.
Первоначальная численность ВСУ/ВФУ оценивалась в 600 тысяч, еще около 400 тысяч были призваны в ходе мобилизации. Таким образом, миллион уже задействован.
Остается максимум 3 миллиона, кого можно попробовать поставить в строй.
Это вместе с чиновниками, которых поставить в строй практически невозможно, полицией (аналогично), бизнесом (откупится) и работниками критически важных предприятий, без которых не обойтись.
Даже если Украина перейдет на полное содержание странами Запада, все равно кто-то должен будет обеспечивать работу транспорта, остатков энергетики, кто-то должен ремонтировать военную технику хотя бы на уровне замены деталей и сварочных работ. Кто-то должен обеспечивать войска продуктами, кто-то должен работать в госпиталях. Опять же нужно поддерживать работу телевидения и интернета.
Но самое главное - те, кто желал сражаться за Украину, давно уже отправились на фронт или записались в тероборону.
На гражданке остались либо те, кто негоден, либо те, у кого бронь (чиновники, полиция, сотрудники стратегических предприятий), либо те, кто отмазался (откупился).
И попробуй теперь найди среди оставшегося населения тех, кого еще можно поставить в строй.
Очень характерен и показателен был один случай, когда в Киеве, еще летом, прошел рейд военкомов по ночным клубам.
В одном из клубов, где несколько десятков молодых людей прекрасно отдыхали, расслаблялись и бодро прыгали на танцполе, выписать повестки удалось... ровно никому. У всех оказалась бронь, белые билеты или они являлись сотрудниками полиции, СБУ, членами разных нацформирований и кем угодно еще, только не подлежащими призыву.
Это конечно не означает, что Киев вообще никого не сможет больше поставить в строй.
Конечно, сможет.
Кто-то будет вынужден вернуться в страну из Европы, где начинают сокращать программы поддержки беженцев. Кто-то достигнет призывного возраста. Кто-то откупился от призыва в прошлый раз, но не сможет сделать этого в следующий. Кто-то успешно скрывался от военкомов все последние месяцы, но его все равно поймают.
Однако с каждым месяцем проводить мобилизацию Киеву будет все труднее и труднее. И набор будет становиться всё меньше и меньше. И хуже качеством, что немаловажно.
Потому что за 8 месяцев войны и мобилизации всех наиболее здоровых и желающих сражаться за Украину уже поставили в строй.
Остались преимущественно возрастные, с ограничениями здоровья, а также те, кто совершенно не желает отправляться на фронт и будет делать всё чтобы избежать этого. И еще чиновники, коммерсанты, полицейские и разного рода "блатные".
И дело даже не в том, сколько из них Киев все-таки поставит в строй в дальнейшем - 100 тысяч или целый миллион.
Дело в том, что делать это будет с каждым месяцем все труднее, призыв будет идти все медленнее, а количество и качество мобилизованных будет от месяца к месяцу только снижаться.
А главное - призыв уже не будет покрывать потерь.
В предыдущие 8 месяцев мобилизация так и не позволила нарастить армию и довести ее до миллиона, как планировали в Киеве. Численность ВСУ/ВФУ с первоначальных 600 тысяч сократилась несмотря на мобилизацию примерно до 400. Мобилизация позволила только затыкать дыры на фронте и компенсировать потери, да и то не полностью.
Поэтому в следующие месяцы, когда мобилизованных будет становиться все меньше и меньше, а их качество всё хуже - численность ВСУ/ВФУ уже не будет расти, она будет только сокращаться.
Если что-то в украинской армии и будет расти в ближайшие месяцы, то это потери. В том числе потери пятисотыми и сдавшимися в плен.
Однако на легкую победу и быстрое окончание войны рассчитывать тоже не приходится.
Учитывая, что Киев совершенно не заботится ни о населении, ни об экономике, практически не нуждается в собственной промышленности и находится на финансовом и тыловом обеспечении всего коллективного Запада - он может еще долго компенсировать потери за счет мобилизации и подбрасывать на фронт "свежее мясо" - мобилизованных и наскоро обученных или вообще не обученных солдат, не обращая внимания ни на их возраст, ни на состояние здоровья.
Миллионную армию Киев уже не соберет, пик численности ВСУ/ВФУ в 600 тысяч пройден, но поддерживать контингент в 200-300 тысяч, который будет держать оборону в городах, цепляясь за многоэтажки и прикрываясь населением, пользуясь террористической тактикой и совершая теракты и диверсии, Киев может еще довольно долго.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг сказал, что если Украина перестанет воевать, она прекратит свое существование.
И это верно. Украина как террористическое государство, воюющее против России в интересах Запада, действительно существует только пока продолжается эта война. Как только она закончится - Запад прекратит всякую поддержку Украины и она перестанет существовать в качестве государства.
Поэтому Киев будет делать всё возможное, чтобы максимально затянуть войну, постоянно отправляя на фронт всех, кого только удастся поставить под ружье, даже если таких с каждым месяцем будет всё меньше.
Зеленский однажды сказал, что планирует воевать 10 лет.
Если призывать и отправлять на фронт по 20 тысяч украинцев в месяц чтобы затыкать дыры в обороне, мобилизационного ресурса в 2-3 миллиона хватит как раз на 10 лет такой войны.
Но скорее всего война закончится раньше. Намного раньше. Во всяком случае на Украине.
На 10 лет войны Украине не хватит ни техники, ни энергетической инфраструктуры, половина которой уже разрушена. Ни многого другого.
И Европа уже отправила на Украину почти всю военную технику, с которой готова была расстаться. И европейская экономика 10 лет санкций не выдержит. Ей бы ближайшую зиму пережить.
Даже в США начали уставать от такой войны и демократы очень рискуют проиграть на выборах в Конгресс. И скорее всего проиграют.
Поэтому поймать и поставить в строй 2-3 миллиона украинцев в течение 10 лет Киев просто не успеет.
Все, что сможет Киев - это добавить в дополнение к тому миллиону, который уже побывал на фронте или находится там в данный момент, еще 100-200 тысяч. Вряд ли больше. И это лишь на какое-то время компенсирует потери и затянет войну, но не изменит ее исход.
|
</> |