"Сказки Севки Глущенко": И начинается рассказ...

топ 100 блогов alfare11.07.2022
"…Прошли годы. Севка сделался взрослым и даже пожилым Всеволодом Сергеевичем. Однажды он купил себе маленький транзисторный телевизор – похожий на игрушку, но совсем настоящий. Ночью, укладываясь в постель, он ставит иногда телевизор на стул и смотрит какую-нибудь кинокартину. Это ему нравится. Но особого счастья Всеволод Сергеевич не чувствует. Гораздо счастливее он был, когда смотрел в углу над печкой неясные коротенькие сказки, сотканные из желтых лучей и паутинок. Может быть, потому, что эти сказки сочинял он сам. А может быть, потому, что было ему всего восемь лет…"


В продолжение рассуждений из предыдущего очерка об этой книге.
Недавно я пытался рассуждать о том, как автор формирует образ персонажа у читателя. Что он может строить этот образ полностью снаружи себя, из внешних "блоков"; а может проецировать себя вовне, как бы представляя себя в заданных обстоятельствах. Не знаю, насколько это верно, но читая "Сказки" я замечаю такой эффект: несмотря на то, что книга написана от третьего лица, воспринимается она так как будто рассказ ведётся от первого.

Особенно это заметно, если продолжать сравнивать её с "Тенью Каравеллы", "Тень" написана от первого лица, и, казалось бы, должна встраивать образ главного героя в сознание читателя естественней, глубже - но этого не происходит, со мной, по крайней мере. Какою-то особенной магией, интонацией, построением фраз, не знаю, чем ещё, Крапивин добивается такого звучания "Сказок", что рассказчик "слышен" у меня в голове практически от первого лица.

Я всё пытаюсь уловить секрет этих "интонаций". Почему они так "ложатся" в восприятие читателя? Одна из версий, что автор для каждого кадрика киноплёнки, каждой вещи, о которой он рассказывает, каждого мельчайшего события протягивает ниточки, показывающие, что герою важны все эти мелочи, оттенки. Каждое высказывание содержит не только картинку, но и отношение к ней героя, его переживание. Казалось бы: а разве так не делают многие другие? Делают, но не так. Они обычно рассказывают о своём отношении к картинке, событию. Часто многословно, громоздко. Чем больше нюансов и глубины они хотят передать, тем ближе они к какому-нибудь Прусту, который, конечно, великий художник, но перейти омуты его время-памяти и не утонуть - не всякая птица сумеет. Крапивин же делает лишь намёки. Легчайшие касания.

Ну, давайте для примера разберём первую страницу "Сказок". Как она звучит, что она показывает. Смотрите, как начинается эта История:

"На дальнем-дальнем Севере, где круглое лето днем и ночью светит солнце, а всю зиму – полярное сияние, жители строят дома из оленьих шкур. Очень просто. Берут они длинные шесты, втыкают их по кругу в землю или в снег, а вверху связывают вместе. Получается как бы скелет шалаша, но называется он не «скелет», а «каркас». На каркас набрасывают шкуры. Вот и готов дом.
За меховыми стенами крякает мороз и топчутся олени – роют снег, чтобы добыть на ужин мох; вверху через круглое отверстие заглядывают озябшие звезды, а холод не попадает: его прогоняет горячий дым от костра, который горит посреди шалаша.
Наверно, в таком доме тепло и уютно, и всё это напоминает сказку про Снежную королеву.
Одно непонятно: откуда северные жители берут шесты? В тундре только ползучие кустарники растут. Видимо, приходится запрягать в нарты оленей или собак и ездить за жердинами в тайгу…
Севке проще. Ему для шалаша нужен всего один шест, и ездить за ним никуда не надо. Еще в сентябре его подарил Севке Гришун.
"

Одно, самое первое предложение - и уже появилась картинка в волшебном фонаре. Далёкая-далёкая страна. Такая необычная, что её даже трудно представить. Там всё другое. Но рассказчик не заморачивается подробностями и ахами, он знает, что любой нормальный ребёнок легко представит себе картинку: дальний Север (уже мурашки по коже!), "круглое лето днем и ночью светит солнце" - круглое, понимаете, лето! не какое-то там "всё" или "целое", нет, оно круглое! Почти бесконечное! И зима тоже - бесконечная. Две невероятные бесконечности переплелись в загадочной стране, Далёком Севере. Ещё там Полярное сияние и дома из оленьих шкур. Всё, понимаете? Вот этим одним, недлинным предложением нам приоткрыли окно в иной мир. Очень важно не написать лишнего (как я в этих рассуждениях), два-три лишних слова - и будет потерян темп. А читателя надо буквально зашвырнуть в это окно, не дав ему опомниться! Рассказик же не про Север нам пишет. Он пишет про Игру.

Здесь "язык Игры". Язык, понятный каждому, кто играл в детстве. Нам не нужно рассказывать про Север больше. Мы там были, мы там жили, путешествовали, открывали, преодолевали, совершали, творили. "Очень просто" (это, кстати, второе предложение книги). Очень просто войти в этот мир тому, кто был там однажды. Кто не строил в детстве самые разные "дома" - из шкур, пещеры, норы, замки. Постройка дома - одна из самых близких нам игр. Вторая, после путешествия в Дальнюю Страну. Если путешествуя, ты больше налюдаешь, фантазируешь, то строить дом - это надо руками. Надо исхитриться и приспособить то, что есть у человека дошкольного возраста под руками - для важной задачи. Сколько же волшебства в этом процессе! Помните, как упоительно всё это происходило в "Робинзоне Крузо", в "Таинственно острове"?! Ничего не нужно, просто рассказывать о том, как ты берёшь одну палку, вторую, один камень, второй, как выстругиваешь копьё, как ставишь ловушки, как... впрочем, это я уже забегаю вперёд. Но ведь и герой нашей истории не просто "строит дом" из "шкур". Постройка дома, даже если она закачивается на том, как ты залез внутрь и сидишь там - не конец, а Начало Истории. Ты непросто так там сидишь, ты представляешь Далёкий Мир уже в деталях:

"За меховыми стенами крякает мороз и топчутся олени – роют снег, чтобы добыть на ужин мох"

Здесь картинка становится ещё глубже и богаче. Смотрите, как много всего нам рассказали! Но самое главное - уют! Дом - это Начало истории, но есть у него второе главное: он защита и уют. Мороз не страшен. Мороз - это ведь не просто так его упомянули в тексте. Внутри тепло, а снаружи мороз, но дом защитит, создаст атмосферу сказки внутри сказки. Понимаете, где-то ТАМ, в Далёкой Стране, где мороз и тьма - стоит Дом. А в доме тепло. Олени... Олени топчутся, роют снег, добывают на ужин мох! Автор на не проговаривает, но и так понятно, здесь ещё один контраст, оленям холодно, оленям голодно, оленям трудно - а ты в домике, и уж понятно наверняка, в домике этом есть еда. А если пока и нет, то есть предвкушение! Завтра будет новый день, и герой истории выйдет на охоту, тоже добудет еду!

И следующая волшебная картинка:

"вверху через круглое отверстие заглядывают озябшие звезды, а холод не попадает: его прогоняет горячий дым от костра, который горит посреди шалаша"

Всё, всё есть в этом домике! Даже звёзды! Даже не нужно выходить наружу, звёзды - вот они! Ещё один бесконечно Дальний мир приближен, как Луна на ладони по воле маленького повелителя Страны Фантазии. Звёздам холодно, как и оленям, они, может, тоже где-то там, одинокие, "топчутся", роют свой, космический снег. Звёзды близко-далеко, как и холод, а Костёр - вот он, рядом, и ты, участник Истории, повелитель огня, повелитель костра, хозяин самой Жизни в этом краю!

Взрослый Всеволод Сергеевич всё это, конечно, помнит... Во всяком случае, если поднапряжётся. Но всё время жить в доме из шкур у него не получается. У него есть маленький транзисторный телевизор, который показывает Дальние Страны подробнее и точнее. Вот только они не такие волшебные получаются. И они - ДАЛЕКО. Они - там, а он - здесь. А вот Севка - был и там, и здесь. Севка сам создавал свои Дальние Страны.

...Впрочем, это я забегаю вперёд. Про взрослый Всеволода Сергеевича будет позднее, через несколько страниц. А пока мы... хотел написать "разобрали", но это будет неверно, мы ПЕРЕСОБРАЛИ четвертинку страницы, два коротеньких абзаца.

Тут ведь как... Я вам много буков говорил, а читатель впитывает всё показанное мгновенно. Ему, читателю, не нужны все эти мои разжёвывания. Там работает система кодовых образов, уже сформированных у самого юного читателя из игр, переживаний и проживаний. Ему, такому читателю, интересно жить в этой дороге, сопоставлять себя с героем Истории, обнаруживая, что они одной крови, всё так же, всё! А если и есть различия, то ещё интересней - значит, можно сделать Дальнюю Страну Игры богаче, больше, интересней! Читатель, проживающий такую книгу, чувствует как будто пассажир поезда, встретивший случайного попутчика, которому можно рассказать свою жизнь, самое главное в ней, самое важное, без утайки.

...Ой, слушайте, процитировал-то я чуть больше! Там же дальше идут тоже очень ёмкие картинки-резонаторы. Севка вспоминает сказку про Снежную Королеву. А вы помните, в этой сказке, как в случайной искре, отразилось почти всё то, о чём мы сейчас говорили? Правда, там было ещё Путешествие. А ещё в этой сказке было Спасение Друга. Всё это будет и у Севки, по-другому, конечно, но будет. Не просто так появляется в жизни человека Сказка, она - как волшебный путеводный огонёк, зовущий в дорогу.

...Дальше будет загадка с разгадкой: откуда жители Севера берут шесты для своих "шалашей". Будет переход, как трансфокация, от картинки в волшебном фонаре к реальной жизни, в серединке которой происходит эта Игра. Из мира фантазии мы мгновенно оказываемся в чуть холодноватом реальном мире. Но Страна Дальняя не исчезает насовсем. Она остаётся с героем книги и читателем, остаётся камертоном, непрерывно звучащей нотой, задающей тональность рассказу...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
(первая книга блатной прозы) Интересно бывает перечитывать заново русскую классику из школьной программы. Вот, казалось бы, совсем уж хрестоматийная (от слова "хрестоматия") история про то, как Тарас убил своего сына Андрия. Кстати, как-то много у нас в классике историй про ...
Шуточно-гламурная, ретро-современная подборка симпатишных и брутальных мужчин для моих славных френдесс)                                                         ...
Постой-ка, батенька, — воскликнул генерал Бухтин, — какая это такая японская вера? Коли уж речь зашла про веру, так пусть это будет вера православная. И знаешь, почему? Главное, потому что она — православная, во-вторых, потому что русская; в-третьих, потому что так хочет наш госу ...
инет показывает, что в 9.00 за бортом 1+)) А у меня жара, даже не бабье лето, а настоящеелето!! Дверь на балкон нараспашку! У меня там, на семиметровой  лоджии, теплица или... парник с утра)))  А я парниковое или тепличное растение!!! Солнце ласковое и нежное  радует)) Я ...
С одной стороны в США сейчас действующий президент - воинствующий дилетант, к тому же одержимый самолюбованием и манией величия. С другой стороны - находится хоть и опытный политик, но с насквозь подмоченной репутацией, к тому же весьма преклонного возраста. Оба заявляют о победе на ...