Случайно подвернулась любопытная книжка

Я прочитал пока всего лишь несколько страниц, а вообще там их тыщи и тыщи. Сомневаюсь, что буду читать полностью, потому что есть такая закономерность, увы, поддерживать интерес к длинному тексту - это очень, очень крутой уровень. А этот автор мне совершенно неизвестен, пишет под сетевым ником, и вообще...
Почему я захотел написать об этой книжке? Не потому, что она кажется прям так уж хорошей, но потому, что она меня удивила. И ещё потому, что вдруг кто-то из моих френдов про неё не знает, а я почти уверен, что любителей разных там магических академий и подростковых сериалов про магию она заинтересует.
Так вот. В чём странность.
Я, вообще-то, ТАКОЕ не читаю.
1. Я не читаю книжки про магические академии - не потому, что тема не нравится, а потому, что на эту тему написано так много хлама и отстоя, что хороший писатель уже прямо-таки должен шарахаться от неё, а читатель - брезгливо отворачиваться уже потому, что отыскать редкий алмаз в гигантских завалах перегноя сейчас слишком трудно.
2. Я не читаю книжки про подростков, а там герою 15 лет, и это самый отторгаемый у меня возраст героя. Особенно если герой - пацан. Это вечное недовольство миром, гонор, всепоглощающая озабоченность девушками, буллинги-шмулиги, разводки на слабо, кучи совершаемых глупостей и так далее. Кстати, в этой книге на первых страницах именно что раздражение всем миром цветёт и пахнет. Раздражение на младшую сестру, раздражение на брата, раздражение на мать, раздражение на отца, раздражение на школу (академию)...
3. Магия. Когда я вижу слово "мана", моя... аж трисёт. Вот как только я вижу, что в рассуждениях о магии возюкают словом "мана" - ой, всё. Недавно попадалась вообще жуткая дрянь, там такие запилы на эту тему. Когда в книжках "копят ману", просто не переношу (ну, там была ещё более-менее читабельная "Шмагия", но...) Долго объяснять, почему, не хочу отвлекаться.
4. У героя нет внутреннего мира. Вообще, конечно, это обычный недостаток у 99,99% книжек. Даже если автор изо всех сил пытается имитировать внутренний мир героя, это почти никогда не получается. Описывают мысли, увлечения, эмоции, планы... а мира внутри - нет. Получается такой набор отдельных реакций, парящих над чёрным ящиком личности. Чаще всего это не важно, потому что личность, которую тщится показать автор, она такая...
Ну, вот самый стандартный пример героя без внутреннего мира, над которым автор корпел чёрт знает сколько времени, а на выходе всё равно вышла пустышка - Гарри Поттер. Герой-пустышка, у которого есть цели и задачи, увлечения, ещё что-то - а внутренний мир нулевой. Поместить Гарри в вакуум, на необитаемый остров - скажите, что он будет делать? О чём думать (ну, кроме того, как выбраться оттуда и вспоминать о прошлом?) Это такой универсальный и надёжный способ выявить пустышку-героя - он кажется живым, имитирует личность только в состоянии, когда на него действуют внешние раздражители. Когда его пинают всякие там Воландеморты. Или тормошат дружбаны. Или игра в квиддич маячит. Или девушка попой виляет. Или мир надо спасать... Но поместите его в отрезанную от мира "пустоту" - и чем он будет заниматься? Вы обнаружите, что его внутренность не заполнена. По книжкам Роулинг совершенно невозможно вычислить, что будет делать Гарри один в пустой комнате на необитаемом острове без надежды вернуться. Он может просто смотреть на потолок, может сочинять стихи, может стучать головой мягкую стенку - мы не знаем. Автором этой опции, определяемой внутренним миром, не заложено. Писатели, кстати, делятся на три категории - одни вообще не умеют включать в героя внутренний мир, другие выстраивают его долго, тяжело и громоздко - пока такой герой оформится у меня в голове, я от него устану... И наконец, есть те, кто умеют "включать" внутренний мир героя хлопком в ладоши. Практически его не описывая. Просто обращаясь к нашему собственному миру по ключевым словам. Которые, конечно же, для разных типов читателей разные, поэтому у этой категории писателей нет универсальности, не для всех читателей сработают заложенные ключи.
...наверняка что-то ещё упустил, но, вообще, упомянутых пунктов было бы вполне достаточно, чтобы отшвырнуть книжку.
Но она притягивает и затягивает.
Наперекор.
Она удивляет.
Чем?
Во-первых, очень техничной подачей картинки, действия, текста. Автор, при том, что пишет очень подробно, умудряется сохранять отменный "темпоритм", все подробности, детали, описания построены так, что не провисают вообще нигде. Действие плавно и неуклонно движется, вроде бы без каких-то особенных толчков, тайн, свистелок-перделок - но автор уже молодец, потому что умеет держать перед носом морковку, не разбрасываясь ананасами. Такой чОткие задел на длинную дистанцию, когда каким-то непонятным образом без особых красот и изысков, без глобальных вотэтоповоротов, кривляний, кувырканий, обещаний - нас всё равно тянет вперёд. Не знаю, на сколько его хватит, но хочется сказать "браво!" Ровный, динамический, чётким вектором текст.
Во-вторых (и это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ круто!), я такое вообще редко где встречал, хотя, казалось бы, очевидно, любому писателю надо этот приём иметь перед глазами, доводить до автоматизма и так далее. Вообще основа и закон хорошо построенной интриги. Точнее, её внутренней структуры. Я бы, пожалуй, назвал это "потенциальным полем нестреляющих ружей". Иди вывернутых наизнанку ожиданий. Когда текст тащит тебя за собой, ежеминутно обманывая в ожиданиях, но тут важно, чтобы обман был деликатно-соразмерен. Иначе читатель разозлится, скажет, что нафига нам тут такого напихали, "на самом деле" люди так не поступают, так не бывает и проч.
Вот, скажем, почему я плевался от "шедЭвра" "Щегла"? Да его читать невозможно именно потому, что он являет собой полную противоположность, полное отсутствие внутреннего пространства напряжений неожиданностей. Я прочитал страниц 50 и бросил - потому что каждое последующее событие было невыносимо банально-ожидаемым. Оно настолько уныло-предсказуемы вытекало из предваряющей его совокупности событий, что мир засыхал и корчился. Нас "удивляют" - а мне скучно. Нас "пугают" - а мне противно... И это при том, что события, описываемые в том самом начале "Щегла" по своим ТТХ должны быть, должны восприниматься как шокирующие, страшные, потрясающие, поражающие... А не воспринимаются. Автор гремит во все жестянки, надрываясь и выпрыгивая из штанишек - а мне скучно и противно. Я ясно вижу, когда пытаются паразитировать на страшном и ужасном - гибели мамы, кровище, ах-ах, бах-бах... Но тонкая структура текста построена плохо, подводит, вступая в противостояние с громкими событиями.
Так вот, в этой книге всё ИНАЧЕ. С точностью до наоборот. События первых десятков страниц казалось бы, формально, банальны до неприличия. Парень едет на учёбу, на третий курс своей магической академии. С ним происходят самые, казалось бы, заурядные события... Но! Каждая сценка вывернута наизнанку таким способом... Каким? Ну вот, например, к этому парню заваливается симпатишная диффчонка, по которой он некоторое время назад вздыхал. И тут она такая... А что она хочет? А она его хочет раскрутить на услугу. Опасную и ненужную ему. Попользоваться, потому что знает, что этот малолетний (она старше) ботан по ней вздыхал, а тут она такая сама его упрашивает, типа, ты ж мужик, ну... помоги нам, мы на тебя надеемся... Читатель, конечно же, понимает, что это обычный приём таких вот дефачек, которые знают себе цену и умеют раскрутить молодого парня с гормонами на опрометчивые поступки. И мы, читатели, чОтко знаем, как это ОБЯЗАТЕЛЬНО будет в книге или фильме. Да-да, парень такой покряхтит, выпучит глаза и совершит глупость...
...А вот не побежал. Она его три часа уламывала, представляете?
И таких моментов там много, и они распределены равномерно. Например, мамаша пытается всучить ему на попечение мелкую и вреднючую сестру в нагрузку, что превратило бы его учёбу в ад (по тексту понятно, что сестру по всем понятиям надо сбагрить его брату, но мамаша обожает брата и сестру, не хочет их огорчать-напрягать, а героя можно... Не будем сейчас разбирать, прав ли герой на самом деле, но по тексту таки да, с ним хотели поступить несправедливо). Так вот, я по всем данным ждал и был УВЕРЕН, что сестру ему таки всучат. И начнётся коллизия. Нет. Мамаша отступилась.
...Или, скажем, пацан этот приезжая в академию, узнает, что один самых противных там козлов, этакий элитный мажорчик-малфойчик - отчислен. Ах! Что ж такое, как же ж так?! Как же ж мы без гадины, которая будет в унитаз голову героя макать? Мы ж иначе не умеем напряжение напряжать!.. А тут вот нате - ещё не успело начаться, а уже кончилось!
Или ещё. По дороге в академию пацан помогает мелкой девчушку вытащить из какой-то там канавы велосипед. И там такое ещё сопутствующее жутковатое явление крыс... Создаётся внутреннее ожидание-напряжение, что сейчас что-то такое страшное случится. Ну случится же... Же...
Нет. Ничего не случилось. Просто такая картинка. Характеризующая, но не ведущая к типовым, привычным ходам, которые используются неумелыми авторами, которые думают, что если на стене висит ружжо... Нифига. НЕ ДОЛЖНО оно выстреливать!!!11 Его роль как раз в другом: обмануть. Создать локальное внутреннее напряжение. И тут в чём прелесть. В ЖИЗНИ именно так всё и происходит. Ружья не стреляют, девочки далеко не всегда разводят пацанов на опрометчивые поступки, мама вполне может понять, что она не права, а случайная помощь незнакомой девчонке не ведёт вообще ни к каким ужасным неожиданностям, а крысы на вокзале - это не знакЪ, а просто крысы.
Доо-о! Как же! В книжке такой самоуверенный аффтар ну непременно заставит каждую мелочь прогнуться и сработать. Он же ж не зря же ж старался, писал-описывал! Он же ж умный!
И мы, читатели, помня о такой вот привычке авторов, ждём, что ружжо - непременно стрельнет. А оно - не стреЛЬНяет. Опс... И ведь самое интересное что? Предъявить автору нечего, в жизни оно же тоже бы не стрельнуло. Мы сами виноваты, привыкли, что нас кормили тухлым картоном-шаблоном, а тут - натуральное-настоящее!
И вот этот удивительный обман, который не обман, а правда, но мы эту правду воспринимаем как обман в силу общей испорченности литературы вообще, так вот этот обман-правда создаёт вывернутость восприятия и интерес. Растворённую в тексте тайну. Типа, что же такое происходит-то? Что автор хочет нам показать таким необычным течением событий?! А они там все равномерно так и движутся. Искажённый своей неискажённостью мир! Завораживает...
Дальше. Про магию. Да, "мана". Да, это понятие напрягает. Но по ходу дела там идут такие вполне себе неглупые уроки, рассуждения... Нет, ничего прям особенного. Никакой прорывной идеи, теории, никаких глыбоких философий... Всё, скажем так, на обычном уровне нормального "магично-академичного" текста. Не знаю, что там из этого дальше получится, да и неважно, в общем. Не за махание палочками такие книжки читают. То есть, здесь ничего особенного, но зато - и никаких проседаний. Достойный общему тексту уровень. Уроки магии показаны вполне живенько, лекции - не монотонная бубнятина и не бред сивой кобылы. То есть здесь такой нормальный уровень, ни выше, ни ниже, адекватный всему остальному тексту. Хорошо же, да?
Внутренний мир героя, правда, у меня пока так и не включился полностью, но есть некоторые подвижки. Если вначале герой меня раздражал вот этим типичным подростковым недовольством всем миром, то дальше он становится всё более гармоничным, сбалансированным, полным. Он реально не дурак, скорее умён. Не зануда-ботан и не гормонально ушибленный. Его поступки - вызывают понимание. В отличие от обычной схемы, когда ты думаешь: ну идиот же, ты чо, не видел, что делал? Или: а как он мог это просечь, такой умный, что ли, чо за рояль вообще? Нет, всё чётко по ожиданиям - но при этом не скучно...
Ладно, пока вот так.
Почти уверен, что дальше автор где-нибудь начнёт давать слабину. Иначе это будет прямо совсем странно.
Кстати, насчёт того поля нестреляющих ружей... У меня есть подозрение, что автор построил его не просто так, ради картинки. Но я подозреваю это из аннотации. Что именно я подозреваю, не буду пока вам раскрывать, иначе вам же будет не так интересно, чем если вы сами догадаетесь. Если, конечно, решите почитать.
Но могу и ошибаться, и никакого скрытого замысла в этих сценках нет, просто такой метод ведения читателя. И так, и эдак - автор молодец. Если он потом вернётся к "полю вывернутых напряжений" - это будет означать, что текст гениально продуман на макроуровне. Если оставит их в качестве "всего лишь" силовых магнитов-ускорителей и больше не вспомнит - значит, это у него был метод построения текста, тоже прекрасно.
Ну и автор... Кто это, что это... разбирайтесь сами, что это за таинственная личность, некий Домагой Курмаич.
Я только ещё раз подчеркну - моё впечатление пока построено на 60 страницах из... та-дааам!.. 3550 (!!!). С высокой степенью вероятности я скоро брошу читать это. Что автор сдуется, что мне надоест, ещё что... Но начало меня так удивило, что вот, захотелось написать.
|
</> |