"Ситуация, когда народ не управляет собой, закончилась". Беседа Дмитрия Быкова с Мих. Ходорковским

Быков: Я бы начал с вопроса, который давно меня мучает, а задать его вслух довольно страшно. У меня есть ощущение, что русская цивилизация закончилась, потому что невозможно больше жить в стране, где три процента населения что-то понимают, а остальные ждут, пока события повернутся так или эдак. То есть ситуация, когда народ не управляет собой, по-моему, закончилась, нет?
Ходорковский: Русскую цивилизацию подкосили те события, которые происходили в XX-м и в начале XXI века. Все-таки когда в стране убивают десятки миллионов людей, еще десятки миллионов умирают из-за того, что нет хорошей медицины...

— Нет работы...
— Нет работы, еще значительная часть спивается, — конечно, любую нацию такое подкосит. Ровно поэтому, на мой взгляд, русская нация до сегодняшнего дня и не состоялась до конца, хотя, собственно говоря, на европейском континенте не так много наций с такой длинной историей. Я думаю, что рано ставить крест. У нас очень мощные корни, у нас очень мощные европейские корни. Мы плоть от плоти часть европейской цивилизации. Естественно, ее совершенно отдельная часть, особая часть, но при этом мы имеем огромную и культурную, и научную, и вообще интеллектуальную базу, которую нам никак не отбросить и никак быстро не растерять и не уничтожить даже при таких могучих усилиях наших вождей. <...>
— Вы знаете, дежурный аргумент, что Путин — последнее, что удерживает страну. А иначе немедленно распад или нацисты, или вы, или, ну не знаю, пиндосы проклятые. Ну то есть люди уверены, что Путин — последнее, на чем может удержаться Россия.
— Это немножко странно. Я не хочу сказать более грубых слов, немножко странно. Ничего с Россией не будет. Она может просто развиваться быстрее либо медленнее. Люди могут жить там либо комфортнее, либо хуже. Вот сейчас мы видим: с четырнадцатого года люди каждый год живут хуже.
— У вас нет ощущения, что идет явная эскалация военной напряженности? Сначала Крым, потом Донбасс, теперь Сирия. То есть он ищет шансы ввязаться в большую войну?
— Он попал в спираль, из которой невозможно выбраться. Ему каждый раз надо стимулировать общество все более сильными раздражителями.
— Истерики все больше.
— А общество-то устает. Любой человек, когда ты на него давишь, он устает от этого давления, он его перестает просто воспринимать со временем. И да, ему нужно будет либо откатываться к прежнему уровню популярности, что будет для него политическим крахом. Либо ему нужно продолжать военные конфликты, которые в условиях пришедшего к власти Трампа...
— Да, могут стать крахом более серьезным. Причем всемирным, да.
— Но я надеюсь на то, что все-таки он человек не безумный. В неядерном противостоянии у 140-миллионной страны с ВВП в районе двух триллионов долларов шансов удержаться нет. Инфраструктура страны за эти семнадцать тучных лет они не восстановили. Соответственно, это все та же самая хлипкая советская инфраструктура, только постаревшая на два десятка лет. Ее размолотят в одну секунду. И я надеюсь, что он это понимает.
Читать полностью здесь
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky