Синий шквал


Ровно 90 лет назад, на католическое Рождество 25 декабря 1934 года, французский гоночный самолет Кодрон С.460 "Рафаль" ("Шквал") установил мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов — 505 км/ч. Впервые в истории крылатая машина наземного базирования с колесным шасси преодолела символичный скоростной рубеж в 500 километров в час. Впрочем, поплавковым гидропланам эта планка покорилась гораздо раньше: итальянский скоростной моноплан "Макки" М-52 бис еще весной 1928 года разогнался до 512 км/ч.
Но на нем стоял сверхмощный, по тем временам, 12-цилиндровый V-образный мотор в 1000 лошадиных сил. а на "Рафале" — шестицилиндровый однорядный движок воздушного охлаждения всего в 330 л.с. Тем не менее. скоростные характеристики этих болидов были вполне сопоставимы. Высокий результат Кодрона обеспечивала "зализанная" аэродинамика, применение убирающихся стоек шасси и малый взлетный вес — всего 770 кг (у "Макки" — 1480).
Низкой массы создателю "Рафаля" инженеру Марселю Риффару удалось достичь, несмотря на то, что его самолет был цельнодеревянным, а дерево, как известно, проигрывает дюралю по удельной прочности. Но Риффар использовал в своем самолете экзотическую древесину камерунского ореха биболо, вдвое более прочную, чем сосна или ель и сравнимую по этому показателю с дюралем.
Помимо установления рекорда скорости, Кодрон С.460, построенный в трех экземплярах, одержал победы в нескольких престижных авиагонках в Западной Европе и США. А в дальнейшем на его базе был построен легкий истребитель-перехватчик Кодрон С.714 "Циклон", принимавший участие в начальном этапе Второй мировой войны. Но это уже другая история.




Двигатель с трубчатой моторной рамой и силовой набор крыла копии "Рафаля".

Открытая кабина, двигатель с коком винта при виде спереди и схематическийй чертеж Кодрона С.460.
|
</> |