Сильно древняя Этрусь - 11
qebedo — 07.10.2021 О боги, боги (окончание)За войну у этрусков отвечали два бога, раздел полномочий между которыми специалистам до конца не ясен. Точнее, вообще мало что ясно - многочисленные изображения бога Мариса молодым мужчиной в военном доспехе и явное сходство его имени с римским Марсом и латинским Мамеркусом заставляют думать, что это их двойник. Однако есть данные о том, что Марис был божеством наступающего года, весенних вод и роста растений после зимы. Есть несколько изображений, на которых бог представлен маленьким ребенком (но в доспехах), вылезающим из большого глиняного сосуда, которого с ложечки кормит Менрва (потому появилась теория о том, что Марис - сын Херкле и Менрвы). Вся прочая информация о Марисе - это аналогии с римским Марсом, и многими этрускологами достоверной не считается.
Марс из Тоди - скульптура этрусская, но вот Марис ли он? А вот Ларан - это "вроде точно"
"Совершенно точно что" военным богом был Лефам (ака Ларан) - опять таки юноша в полном боевом вооружении. К тому же он - супруг богини Туран, что сопоставимо с греческими мифами о любовной связи Ареса и Афродиты (просто этруски превратили адюльтер в законный брак). Запутывает ситуацию то, что и Лефам тоже отвечает за весеннее произрастание, так что несть числа остроумным, но бездоказательным гипотезам, чем Марис и Ларан отличаются друг от друга (и отличаются ли вообще). Кстати, на некоторых зеркалах есть изображение еще одного бога в полном вооружении - он назван Царслан, и более о нем ничего неизвестно.
Отдельную группу составляют боги перехода из одного состояния в другое - Ани (лат. Янус) и его воплощение (?) Кулсан[с], которого сопровождает на изображениях женский демон Кул[су]. Они дву- и более лики, что резко отличает их не только от остальных богов этрусков, но и от греческих (у эллинов не было многоголовых богов, только чудовища). Есть сведения о том, что Ани был божеством воздуха (или ветра), а "возможно что" это была одна из ипостасей Тинии. Всё прочее, что иногда пишут об Ани - это на самом деле не о нем, а о Янусе, потому что "у того тоже два лица".
Кулсан
К божествам перехода относились и духи загробного мира - добрые и злые демоны, одной из функций которых было перемещать души умерших людей. Сами они тоже были душами мертвых предков, и делились на добрых демонов Манов и злых Ларвов. Помимо этой основной обязанности, Маны отвечали за соблюдение и исполнение законов (к ним взывали, прося справедливости) и охрану жилищ, а ларвы насылали кошмары и вообще пакостили людям (для защиты от их козней требовались разнообразные ритуалы). Атрибутами и тех, и других были крылья - они же духи. Известными по изображениям манами были Ванф (рисовалась с факелом, свитком, мечом, ключом и змеями), Леинт и Вили (как-то связанный с водой).
Повелевали загробным царством этрусков бог Аита, ака Эита (греч. Аидес, ака Гадес, лат. Плуто) и его супруга Персепней, ака Фарсифай (греч. Персефона, лат. Прозерпина). Аита постоянно изображался с трезубцем и часто с надетой на голову шкурой волка. Ферсифай была женщиной с суровым лицом и иногда со змеями вместо волос, в руке держала судейский жезл. Одной из ипостасей Персепней "возможно что" была богиня Терония, отвечавшая за судьбу, торговлю и "всякие травы". Еще одним подземным богом был Мантус, о его значении и месте в пантеоне много спорят, но в основном без толку. А бог Вейовис судил души умерших, имел атрибутами стрелы (скорее всего, "молнические") и тотемное животное козу.
Хару и Ванф в гробнице, охраняют вход в подземный мир
Бог Турмс (греч. Гермес) впускал души мертвых в загробный мир, позднее в этом амплуа его оттеснил Хару (греч. Харон), который часто изображался с маной Ванф конвоировавшим покойников. Атрибут Хару - молот, посему некоторые специалисты делают вывод, что он не сопровождал померших людей, а сам их убивал, и фигура сия тут же приобретает зловещий оттенок. На такие теории наталкивают изображения Хару как злобномерзкого и крючконосого создания, заросшего волосами. Еще один демонический загробный персонаж - демон Тухулха, сохранилось единственное его изображение на фреске, тоже весьма страховидное. Также известен по имени демон Ферсу.
За мировые воды отвечал у расенов бог Нев[нус], ака Неф (лат. Нептунус), имевший трезубец и тотемного животного коня. Супругой Невунса была богиня Ютурна. Богом кузнечного дела и ремесла был Сефланс (греч. Хфестос), но он также отвечал за подземный огонь, особенно когда тот бушует и вырывается изо всяких везувиев, и тогда это злобный и неукротимый бог Велханс (лат. Вулканус). Непонятно-загадочным божеством был Велта, ака Велтум, ака Ветун, ака Велтун, или даже богиня Вольтумна, почитавшийся в городе Велзне и бывший покровителем всего союза 12 городов. Он "находился повсюду - везде и негде", считался выше всех остальных богов и имел отдаленный римский аналог - бога сразу всей природы Вертумнуса. Супругой Велтуна была "плодовощная" богиня Помона.
|
</> |