Шестерка пик


«Зайти с козырей»
Наша иррегулярная рубрика «Мнение» снова в строю.
Поддавшись на вражескую провокацию, посмотрел т.с. «премьеру года».
На самом деле нет.
По моим скромным подсчетам, только на онлайн-рекламу в Восточной Европе и РФ было потрачено не менее $2 миллионов. Я уж не говорю про критиков и журналистов. Прикорм в этом затоне невероятно сытным.
«Никого не оставит равнодушным», «возвращение трагедии», «искусство без приставки поп» – крошечная выборка эпитетов тех, кто даже не удосужился блюдо попробовать.
Впрочем, мы с вами как-то уже обсуждали святых людей. Не будем размениваться на мелочи.
Что же нам намеревались показать ТАКОГО?
Сюжет пересказывать бессмысленно, в нем есть ровно одно интригующее место, о котором чуть ниже.
Важно тут другое – какое впечатление и атмосферу нам продают.
«Джокер» хочет казаться драмой, подбирающейся на цыпочках с чеховским ружьем и черепом бедного Йорика к триумфальному финалу классического анти-голливуда.
Анти-голливудом традиционно называют независимое кино без хэппи-энда.
Независимое, потому что деньги дали много небольших доноров, а не один большой.
Хэппи-энд не нужен, потому что всё то же самое но с ним уже не может претендовать на кинопремии.
А 2,5-часовой эпик с заглавных титров просто-таки умоляет взять его на церемонию со стройными позолоченными мальчиками.
Для этого, как кажется, всё есть.
Полумрак, нервная камера, актер Феникс, то и дело восстающий из пепла самого себя времен кинокартины «Мастер», ужасающей формы актер Де Ниро и много-много социальной остроты.

Остроты довольно низкого пошиба.
Глорификация протеста – моднейшая и, к несчастью, действительно актуальная тема.
Только вот для кого? Большой вопрос.
«Джокер» уже успели назвать возвращением консерватизма. Откровенно говоря, не увидел оснований для подобного суждения.
«Eat rich» – достаточно старый слоган, да, но, кажется, относится он не к почтенным носителям традиционных ценностей, а к их идеологическим противникам.
Могущество и подлость mass media – джокер голливудской колоды образца даже не 40-ой, а 50-летней давности.
Ну а жизнь Акакия Акакиевича, которого умудрилась разозлить окружающая его действительность до полной потери им этой самой действительности – сюжет настолько старый, что придется при желании считать в столетиях.
«Царь Эдип».
Благо даже отсылка к Софоклу проскакивает. Не зря автор учился на курсах сценаристов. Там было что почитать :-)
В действительности, мы видим не до конца отрефлексированную фантазию о комиксе.

Его ингредиенты столь же банальны, сколь и легко заменимы своими бюджетными версиями.
Много-много-много декоративного снобизма на поверку оказывается намеком на пустое место.
Том Стоппард, отец иного прочтения шекспириады, урезан до интонаций тени отца Гамлета.
Карательная психиатрия Кена Кизи сжалась до размеров вселенной первого «Терминатора».
Отсылка-перевертыш к речи главзлодея из «Черного рыцаря» ставит фильм на грань окончательной потери смысла.
За что боролись – на то и напоролись.
Т.е. не бульварное чтиво превратилось в трагедию, а элементы трагедии в pulp fiction.
На дворе 2019 год, а на хронометре режиссера «Мальчишник в Вегасе», который на самом деле зовется «Похмелье», все те же неуютные 80-е.
Последнее американское десятилетие до наступления постинформационной эпохи ждет своего хронометриста. Пока что всё снимаемое на эту тему в лучшем случае громит эру условного Трампа и жмет руку не существовавшему ни в одной из прошедших эпох социальному благоденствию.
Как известно, некогда Готэм и прилегающая к нему территория считались полигоном равных возможностей, но никогда не равных результатов.
Тут уж, простите-извините, взаимоисключающие условия задачи.

Напоследок – о ключевой интриге «Джокера».
«Бастард я или не бастард», вот в чем вопрос.
Прямого ответа на него мы не добиваемся. Спасибо полету над гнездом кукушки. Этим фиговым листком можно прикрыть любой сюжетный изъян.
Пройдемся в обе стороны.
Предположим, некто сошел с ума поверил в непогрешимость и решил всех окружающих подчистить. Чтобы заметили и оценили. ОК.
Маленький обиженный пациент страдает, а виноват всё равно отец города?
Так себе история.
Предположим обратное – есть игнорируемый бастард, «Черный принц», годами сидящий в резерве и завидующий законным детям. Ситуация революционная, согласились. Если бы развитие характера Артура Флека полностью выстраивалось вокруг этого факта, то можно было бы говорить о полутонах настоящего Гамлета.
Однако нам показывают, что ритуальное жертвоприношение случается до дезавуирования твиста, т. е. слабоумие и отвага гораздо важнее рационально подкрепляемого гнева.
Что решает сам факт отцовства в данных нам обстоятельствах? Да ничего. Еще один тонкий намек. Всего-то.

Для такой милой безделушки у нас еще и перерасход экранного времени минимум вдвое.
Надо же, и нервно покурить, и устрашающе оскалиться, и многозначительно пройтись по коридору.
Единственное чего не нужно делать – думать.
Потому что нет подобающего случаю предмета.
Всё остальное на месте.
https://telegram.me/mikaprok
|
</> |