Сериал "Пансион" (2022) как провал "костюмно-эротической мистики"
selyanka1 — 02.04.2025
Главный режиссер отечественных хорроров Святослав Подгаевский
в 2022 году представил для онлайн кинотеатра IVI мистический сериал
"Пансион"
Действие проекта происходит в 1905 году в закрытом интернате,
куда ссылают на перевоспитание девушек благородного происхождения,
ведущих себя не совсем в соответствии с правилами того времени. Под
видом новой воспитанницы в пансион приезжает 19-летняя Полина
(Стася Милославская), которая ищет свою сестру, пропавшую при
странных обстоятельствах. В самом интернате, впрочем, тоже творятся
"очень странные дела".
Съемки частично проходили в окрестностях Васильевского
(Щербатовского) замка в Одинцовском районе Подмосковья. Главный
корпус усадьбы построен в псевдоготическом стиле

Дмитрий Чеботарёв в роли садовника Серафима на фоне специально
высаженных роз и кизильника
Фасад готического замка задает нужную атмосферу
практически викторианского романа, невозможного без женщин, ищущих
себя на рубеже эпох, двойной морали и загадочной атмосферы. Правда,
и тут не обошлось без сложностей – современный асфальт, пластиковые
окна и камеры видеонаблюдения мешают полному погружению в атмосферу
начала XX века. Кроме того художнику-постановщику Злате
Калминой пришлось с нуля создавать сад роз – одну из ключевых
локаций "Пансиона".
На сад у художницы ушло "не меньше 600 бутонов роз, 200 живых
роз и 520 маленьких кустов". При этом еще и розы нужного размера –
довольно большого для того, чтобы это выглядело богатыми кустами, –
в тот год не выросли. Пришлось пойти на хитрость и закупить
кизильник.
За костюмную машину времени в сериале отвечала
художник по
костюмам Виктория Богданова Воспитанницы "Пансиона" ежедневно
ходят в одинаковой форме, которая специально создавалась для каждой
актрисы.
Наряды девушек — не старинные. Их художник по костюмам Виктория
Богданова шила из современных тканей, похожих на те, которые были в
начале XX века. И цветовая гамма выбрана не случайно.
Кристина Корбут — Настя Пантелеева. На щеке шрамы - это
грим
"Сначала подбирались ткани – ткани в клетку были отвергнуты
режиссером, хотя они были популярны в то время, в итоге выбрали
тонкую полосочку, потому что вдали это строгий серый силуэт, а
вблизи появляется какая-то фактура, которая перекликается с
витражами, декорациями. Даже шляпки канотье я придумала серые,
чтобы они не были классическими с цветочками. Получился такой серый
нимб, чтобы создать строгий образ, потому что этот пансион, куда
сдают девушек, – все-таки не радостное заведение", – рассказывает
Виктория Богданова.
Анжелика Барчан-Орлова — Лена, Валери Зоидова —
Вера
Если в первых кадрах героини предстают перед зрителем в
запоминающихся голубых накидках и шляпках, то по мере развития
сюжета они раскрываются, в том числе и избавляясь от частей своего
гардероба.
Платья девушек выдержаны в монохромных тонах — они повторяют
цвет стен пансиона, ведь каждая из героинь уже сама стала его
частью, — говорит Подгаевский. — А то, что таится за этими тугими
корсетами — страсть, нрав, характер, — мы показали через пеньюары:
у кого-то он скромный, у кого-то романтичный, с оборочками…
Именно через нижнее белье, в котором девушки предстают во время
подготовки ко сну, художник по костюмам решила передать характер
воспитанниц
"Там уже есть и разные ночные сорочки, панталоны, лифы, и я делаю
характер через кружево, которого тогда было много. Например, у нас
есть очень строгая героиня, и у нее воротничок-стоечка, всегда
застегнутая. А есть те, у кого больше кружев, лент", – поясняет
Богданова.
На фоне воспитанниц, чью серую форму на прогулках скрашивает разве
что синяя пелерина, выделяется, конечно, глава пансиона Захарова,
чьи костюмы решены в винно-аметистовых тонах. Поначалу она
предстает хоть и эффектной, но строгой женщиной, чья история,
впрочем, постепенно раскрывается. В одной из сцен она даже одета в
кимоно, потому что в начале века такие восточные мотивы были
довольно популярны.
Виктория Толстоганова в роли настоятельницы пансиона
Захаровой
Исполнительница главной роли Стася Милославская называет свою
Полину дерзкой, смелой, справедливой. "Ужасно, что в женских
пансионах воспитанниц учили быть хорошими женами и считалось, что
самое главное в жизни – найти хорошую партию, выйти замуж, родить
детей. Девушка того времени – это жена, мать, функция, инкубатор,
муза, она должна уметь рисовать, петь песни, играть на фортепиано,
но это не всегда относится к ее личным интересам. Мне кажется, это
противоречит сегодняшнему дню и, конечно, мне это не близко. Сейчас
я бы не хотела играть тургеневскую девушку – безвольную, молящуюся,
читающую романы. Мне гораздо интереснее сильные героини – такие,
как Полина. Вообще она немного опережает время и мне с Полиной
круто прорываться сквозь стереотипы той эпохи. Мне кажется, у нас
получается в хорошем смысле профеминистский проект", – отмечает
актриса.
Создатели проекта считали, что, несмотря на рубеже эпох,
общественно-политического строя и гендерных стереотипов, которые, с
их точки зрения по-прежнему актуальны в России, возможно,"ужасы"
"Пансиона" внесут в борьбу с ними (гендерными стереотипами)
свою лепту.

Тут Тут
Сериал, как вы понимаете, не взлетел. Рейтинг у него не особо,
отзывы тоже, да и снято было всего 4 серии.
И в общем-то все понятно, почему.
Из-за зацикленности на сексуальной повесточке и эротических
сценах, ибо характер героинь раскрывается только через нижнее
белье, других способов раскрыть характер нет.
Из-за зацикленность на гендерной и феминистической повесточке,
ибо с точки зрения создателей фильма надо быть дерзкой хабалкой, а
манеры и желание выйти замуж и завести детей - это уже вчерашний
день и совсе неактуально.
У обозревателя "Российской газеты" сериал вызвал ассоциации с
фильмом Софии Копполы "Роковое искушение". Другой рецензент назвал
"Пансион" "отталкивающим эксплуатационным триллером", "эдаким
ответом „Основному инстинкту“ и готической „Сонной лощине“
Бёртона"
В общем, все как всегда - посадили чужие западные голливудские
культурные ценности на российскую почву, а они и не
прорастают.
И знаете, что самое странное и обидное?
Вот ищешь в интернете какие-нибудь статьи на тему костюмов и
образов в хороших и популярных фильмах, а их и не найти. Зато про
такие провальные фильмы и сериалы как "Пансион" статей выше крыши и
явно создателями много денег вбухано в рекламу.
И я лично не понимаю, почему.