На метле и в ступе: как менялся образ Бабы-яги в российском кино
selyanka1 — 31.03.2025
Некоторое время назад постила я про образ бабы-Яги в мультфильмах:
К
лесу передом, ко мне задом: 87 лет эволюции Бабы-яги в российской
анимации
А давайте теперь посмотрим на то, как образ Бабы-Яги менялся в
кино. Там, конечно, будут очень похожие на анимацию тренды, но
все-таки слегка иначе, та и кинообразы сами по себе интересны.
Визуализация зла
Впервые наша "красавица" появилась на экране в 1938 году - в
мультфильме Зинаиды и Валентины Брумберг "Ивашко и Баба-яга". А год
спустя Георгий Милляр создал свой первый знаменитый кинообраз на
экране. Видел ли гениальный актер тот мультфильм,
сказать сложно. По его собственным словам, прежде всего он
ориентировался на реальных людей: кое-какие черты своей Яги
подсмотрел у соседки по коммуналке, что-то "позаимствовал" у
старухи-гречанки, живущей в Ялте. Однако его "Костяная нога" -
сестра-близнец анимационной "бабуси".
Георгий Милляр: "Василиса прекрасная" (1939)
Персонаж, которого играет Милляр в "Василисе Прекрасной"
(1939) Александра Роу, почти полностью состоит из кривых
линий: горб, крючковатый нос, изуродованные артритом пальцы,
костлявые руки и ноги…
Издалека это существо напоминает подбитого и разъяренного
коршуна со сломанными крыльями, а никак не человека. При этом
бабуля вопиюще грязна, патлата и замотана в какое-то тряпье, хотя
ее статус (старушке поручена роль свахи для властелина темного
царства, сиречь Кощея) явно дает возможность одеться поприличнее.
Важно и то, что никаких, хоть сколько-нибудь положительных черт у
этой нищенки нет: по сути, перед нами визуализация всего
отрицательного и негативного, что только можно придумать.
Георгий Милляр: "Морозко" (1964)
Однако уже в
"Морозко" (1964) образ существенно
корректируется. Нет, колдунья, конечно, не становится доброй, да и
внешне меняется мало (все Яги Милляра выглядят примерно одинаково),
но теперь актер добавляет немного иронии, и его "подопечная"
постепенно становится персонажем комедийным. К тому же она
окончательно переселяется в избушку, благодаря чему воспринимается
чуть более цивилизованно (в "Василисе Прекрасной" она ютилась в
какой-то норе под корнями деревьев), приплясывает, говорит
прибаутками и даже дарит Ивану тулупчик со своего плеча, то есть
пытается казаться вежливой (правда, мгновенно в этом раскаивается и
пускается во все тяжкие).
Георгий Милляр: "Огонь, вода и… медные трубы" (1967)
В следующей сказке Роу - "Огонь, вода и... медные трубы"
(1967) - изменений еще больше. Количество комедийных элементов
постепенно увеличивается - и в Бабе-яге просыпается женщина.
Теперь эта старушка-веселушка кокетничает и знает себе цену.
Она собирается стать тещей Кощея, а потому гордо ковыляет среди
гостей, эротично виляя задом и надеясь повеселиться и
поплясать.
Когда же Кощей внезапно разрывает помолвку, бабушка невольно
переходит на сторону добра: выдает Васе подробную инструкцию по
уничтожению предателя. И пусть она делает это исключительно из
мести - факт остается фактом. Да и любовь к дочери - совершенно
искренняя! - уже хоть какая-то положительная черта.
Георгий Милляр: "Золотые рога" (1972)
Следующая (и последняя Баба-яга Милляра) отходит от
"классической версии" 1939 года еще дальше. В
"Золотых рогах"
(1972) бабуся не расстается с зеркалом, постоянно любуясь своей
красотой: она напудрена, размалевана, увешана побрякушками; патлы
причесаны, клыков нет. Крестьянские лохмотья кокетка меняет на
обноски богатой дамы: на ней драное парчовое платье, перчатки (тоже
дырявые), манто из меховых шкурок… Все это вполне объяснимо, ведь у
нее появляется эротический интерес - красавец Леший, с которым она
режется в домино. А вот силу свою и способность соображать колдунья
уже немного подрастеряла: если раньше ее мог обдурить взрослый
Ваня, уговорив сесть на лопату, то теперь с той же задачей
справляется восьмилетний ребенок. При этом она не может справиться
с собственной кухаркой, и даже с матерью непослушных детей, которых
планирует съесть, бабуся вынуждена бороться не колдовством, а с
помощью дуэли на мечах. Таким образом, оставшись отрицательным
персонажем и сохранив внешние признаки "классической Яги"
(изломанные линии, нос, горб и т.д.), в начале 1970-х этот образ
уже существенно трансформировался.
Светлана Харитонова: "Лиловый шар" (1987)
В последующем злобная Баба-Яга всегда получала в фильмах некий
комедийный окрас и выглядела скорее вредной чем страшной, даже
когда пыталась съесть главного героя, например, в фильме
"Книга
мастеров" (2009)
Лия Ахеджакова: "Книга мастеров" (2009)
Алика Смехова "Домовёнок Кузя" (2024)
В наше же время злобность бабы Яги иногда бывает показана как некая
атрибутика ведьмы в западном понимании -
"Домовенок Кузя"
(2024) Причем эта конкретная Баба-Яга показана злобной и
мерзкой, потому что сама заколдована,
Екатерина Стулова "Домовёнок Кузя" (2024)
Гранд-дама
В анимации изменения такого рода наметились несколько
раньше, ну а за анимацией последовало и кино.
Зиновий Гердт: "В тринадцатом часу ночи" (1969).
B кино радикальная смена имиджа началась у Яги в 1969 году. Одной
из первых ласточек стал телевизионный новогодний капустник Ларисы
Шепитько
- "В тринадцатом часу ночи".Это новогодний (!)
музыкальный фильм, где славянская нечисть собирается в домишке на
курьих ножках в ожидании праздника и заморского гостя. В исполнении
Гердта Баба-яга выступает матриархом всей нечисти, властной бабулей
советской семьи.
Ягу в этом странном проекте сыграл Зиновий Гердт. И это уже не
Баба-яга, а Дама-яга. Перед нами странный гибрид женщины-вамп и
фрекен Бок: кроваво-красные перчатки, волосы цвета "вороново
крыло", экстравагантный пучок, жабо, драгоценности…
Она учит уму-разуму своих "коллег по потустороннему миру":
Водяного, Домового, Лешего и т.д., являясь не просто душой
компании, но и ее предводительницей. При этом Гердт не скупится на
яркие краски - играет преувеличенно-броско, гротесково (да и как
еще можно играть Бабу-ягу, которая поет басом Hello, Dolly?!).
Жалко лишь, что такая трактовка Яги оказалась тупиковой ветвью в ее
развитии - и практически не имела последователей.
Кто на свете всех добрее, веселее и милее
Валентина Сперантова: "Весёлое волшебство" (1969)
В том же 1969 году вышел фильм Бориса Рыцарева
"Веселое
волшебство". Как ни странно, именно он оказался прорывным для
имиджа нашей героини.
Персонаж Валентины Сперантовой - сама доброта. Она по-прежнему
не расстается с метлой (потому что работает уборщицей в
библиотеке), но это практически единственный атрибут, который
достался ей по наследству от злобной тезки. Перед нами
старушка-пампушка, плюшка-веселушка - уютная нянечка, к которой
хочется забраться на ручки, чтобы тебя убаюкали и приласкали. Она
вся округлая, мягкая, теплая - стопроцентная противоположность
каркающему Милляру-коршуну. Эта Баба-яга версии 2.0 никаких детей,
понятное дело, не ест, а, наоборот, пытается вызволить из лап Кощея
свою кровиночку - Василису Прекрасную.
В отличии от Дамы-яги Гердта, у ведуньи Сперантовой
"наследниц" оказалось довольно много.
Майя Булгакова "Лада из страны берендеев" (1971)
Нет, конечно, злобные бабки а-ля Милляр образца 1939 года тоже
никуда не делись, но и новая трактовка лесной колдуньи оказалась
востребованной. Лучится добротой интеллигентка-Яга Майи Булгаковой
(
"Лада из страны Берендеев", 1971).
Мария Барабанова: "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"
(1977)
Mила и забавна бабушка-крестьянка Марии Барабановой (
"Как
Иванушка-дурачок за чудом ходил", 1977) и т.д.
Татьяна Пельтцер: "Там, на неведомых дорожках…" (1982), "После
дождичка в четверг" (1985)
Но прекрасней всех, конечно, героиня Татьяны Пельтцер из
бессмертной киносказки Михаила Юзовского
"Там, на неведомых
дорожках..." (1982), а затем продолжение этого же образа в
"После дождичка в четверг" (1985)
Татьяна Пельтцер: "После дождичка в четверг" (1985)
О такой бабушке мечтают без исключения все. В огороде у нее
порядок, в избе чистота, самовар сияет от удовольствия. Одета
чистенько: на ней сарафаны узорные да платки вышитые. В ступе или
на метле не летает (говорит, что не солидно уже, да и радикулит
замучил), поэтому для поездки в столицу арендует самоходную печь у
соседа. При этом она умна, забавна и никогда не падает духом.
Может, конечно, припугнуть (мол, съем я тебя, добрый молодец!), но
это так, в шутку.
На лицо ужасная, добрая внутри
Эта трансформация, с одной стороны, соответствует образу
"Помощницы" в анимации, а с другой стороны именно в кино прошла
собственную эволюцию и сделала образ Бабы Яги еще одним,
гораздо более успешным прочтением славянской мифологии в
контексте современной России.
Елена Яковлева "Последний богатырь" (2017-2021)
"Последний богатырь. Наследие" (2024), "Финист. Первый богатырь"
(2024)
В трилогии Дмитрия Дьяченко не только богатырем оказывается
столичный жулик (Виктор Хориняк), но и вся нечистая сила, напротив,
следует тропинкою добра. В том числе Баба-яга в исполнении крепко
загримированной Елены Яковлевой. C 1970-х годов на первый план
вышли две основные трактовки лесной ведуньи: Яга злая и Яга добрая.
Та забавная старушенция, которую сыграла
Елена Яковлева в
"Последнем богатыре", многое позаимствовала у обеих.
Внешность героине Яковлевой досталась по наследству от
"злобной" версии. Перед нами старуха-чухонка, закутанная в грязные
тряпки: патлатая, крючконосая, с роскошным горбом… Клыков, правда,
у нее нет (что делает "бабушку" все-таки более симпатичной, чем
ранние персонажи Милляра), зато есть омерзительно-хриплый голос,
повышенная лохматость и привычка командовать. И такой набор
элементов, в принципе, не случаен: режиссер Дмитрий Дьяченко
специально водит зрителя за нос, чтобы тот долго не мог понять, кто
из персонажей воюет на стороне добра, а кто - на стороне зла. Яга
же по всем внешним признакам принадлежит к поборникам тьмы.
Когда же обман раскрывается, понимаешь: более надежного,
верного и целеустремленного существа невозможно придумать.
Колобок мечется между добром и злом, Кощей становится жертвой
склероза, Водяной то и дело отвлекается на кудрявых красоток, про
Ивана и говорить нечего… А Яга не сворачивает и не сдается.
Управляет избушкой, как танком, усмиряет огромного летающего
кита и ради благого дела готова одолжить ступу товарищу. Правда,
иногда бабушка бывает резкой и смачно шутит о том, что
недотепистого Ивана неплохо бы съесть, однако дальше подзатыльников
дело не идет. Зато, когда ей приходится бросить Водяного на поле
брани, она искренне плачет - и это чуть ли не первые слезы
Бабы-яги, которые мы видим на экране. Комичные слезы, конечно,
были: к примеру, Гердт смахивал невидимую слезу, иронизируя над
персонажем; но чтобы плакать всерьез - такого с Бабой-ягой еще не
случалось.
При этом она очень умна: ее точно не получится обманом усадить
на лопату, как тезку из "Морозко". В травах и снадобьях она
разбирается лучше, чем многие ее предшественницы. Да и о себе
любимой старушка не забывает: не упустит случая прокатиться на
спине у Кощея, не дает спуску Водяному, к которому испытывает
амурный интерес, и т.д. В общем, персонаж неплохо разработанный и
запоминающийся - один из тех, которые могут остаться с нами
надолго.
Людмила Артемьева "Баба-Яга спасает мир" (2023), "Баба Яга
спасает Новый год" (2024)
Молодая Баба Яга
Валентина Кособуцкая: "Новогодние приключения Маши и Вити"
(1975)
Один из любимых советских музыкальных новогодних фильмов , где
от Кащея Бессмертного уже не Иван-царевич, а пионеры Маша и Витя
спасают не Василису, а Снегурочку - "Новогодние приключения Маши и
Вити" (1975) . Именно здесь Бабу Ягу впервые показали модной,
современной и молодой. Режиссерами выступили Игорь Усов и Геннадий
Казанский, а моложавую рыжеволосую Бабу-ягу сыграла заслуженная
артистка РФ Валентина Кособуцкая.
Ирина Мазуркевич "Маленькая Баба-Яга" (1986)
При этом у молодых и моложавых образов Бабы- Яги обычно
присутствует некий иностранный налет от заграничной ведьмы. Видимо,
архетипы смешиваются. Это хорошо видно на примере телефильма
"Маленькая Баба-Яга" (1986), снятой по вообще-то немецкой
сказке Отфрида Пройслера о молодой ведьмочке/колдунье. К
русской мифологии вообще никакого отношения. Тем не менее в
советском варианте она стала маленькой доброй Бабой-Ягой.
Юлия Пересильд :"Последний богатырь. Наследие" (2024), "Финист.
Первый богатырь" (2024)
Авторские сказки и интерпретации
Александр Леньков: "Остров ржавого генерала" (1988)
А тут у нас научно-фантастическое прочтение образа: в экранизации
Кира Булычева из цикла "Приключения Алисы" Баба-яга оказывается
роботом в исполнении Народного артиста РФ Александра Ленькова.
Режиссер — Валентин Ховенко.
Ольга Волкова "Сказ про Федота-стрельца" (2001)
Людмила Полякова "Реальная сказка" (2011)
Игорь Касилов "Казачья сказка" (2013)
Татьяна Догилева "Волшебный участок" (2023)
Тут у нас Баба-Яга -криминальный элемент, сидит под домашним
арестом в городской квартире и и занимается в интернете не совсем
легальной деятельностью по зарабатыванию денег и помощи Кощею
Данила Козловский играет всех Бабок Ёжек "Летучий корабль"
(2024)
Елена Подкаминская: "Сергий против нечисти. Яга"
(2024)

Марина Дианова "Сергий против нечисти. Яга" (2024)
Тут Тут.
Тут
Ранее по теме
Четыре Бабы-Яги Георгия Милляра