Изящное смешение стилей в фильме -сказке "Принцесса на горошине" (1976)
selyanka1 — 25.03.2025
Чем отличались наши советские киносказки 1960-1980-х годов от
зарубежных – будь то чешско-ГДРовские или же голливудские?
Тем, что у нас это делалось ещё и в расчёте на взрослых, причём, на
образованных и умных взрослых.
Шутки, аллюзии, смыслы! Таким образом, создавалось многослойное
повествование – первый слой был для ребёнка, второй – для его
родственников. В результате мы вырастаем, а те сказки
...раскрываются нам, как цветы - лепесток за лепестком.
Фотография со съёмок фильма "Принцесса на горошине"
(1976).
Одна из таких кинолент – "Принцесса на горошине" (1976) Бориса
Рыцарева. Сценарист Феликс Миронер объединил сразу несколько
историй Ханса Кристиана Андерсен и показал нам путешествие Принца
по разным странам в поисках невесты.
Под музыку Антонио Вивальди!
Причём, композиция "центральной темы" изменена до наоборот –
Настоящая Принцесса (Ирина Малышева), которая чувствует горошину,
явилась до того, как монарший сын двинулся в путешествие.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Она ему не показалась интересной. Не заметил. И лишь, приехав,
измотанный, он оценил девушку, по сути, удочерённую королевской
четой. Здесь тоже распространённый в СССР приём.
Смело бралось какое-нибудь западное, при этом известное
произведение - и наполнялось иными смыслами. И герои часто
произносили тексты гораздо более остроумные, чем в
первоисточнике.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Такова и "Принцесса на горошине". Итак, симпатичный отпрыск
интеллигентов Короля и Королевы (Иннокентий Смоктуновский и Алиса
Фрейндлих) мечтает о прекрасной даме, как положено. Государство –
маловато, скудновато, слуг нет.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976) - плащ
с гербом королевства. Художник по костюмам Надежда Фадеева
Виды замка выуживают из закромов памяти фразу "бедненько, но
чистенько".
Но тут уютно, тепло и любят своего ребёнка. Молодой актёр Андрей
Подошьян - в плаще с тремя бурбонскими лилиями (флёр-де-лис)
идеален в этом антураже. Помимо флёр-де-лис, у него ещё и
плюс роза, видимо, алая, так как он дарит двум принцессам именно
алую розу
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Итак, он седлает единственного коня и едет на поиски.
Принцесса Первая из сказки "Свинопас" - капризная, милая, глупая,
любит вещи (Ирина Юревич).
Да, презанятный момент – в кадре полное смешение стилей,
однако, на выходе получается стройная картина. Костюмы аж XV-...XIX
столетий, но это не смотрится, как "надели то, что выдали в
костюмерной".
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Тут всё изящно, и Принц в одежде 1620-х нормально монтируется
с Принцессой, чьи локоны воскрешают в памяти …пушкинскую эпоху. Да
и платья, открывающие ножки по щиколотку – тоже из
1820-1830-х.
Да, выясняется, что Принцесса-1 искренне любит вещи, штуки,
технические чудеса и готова ради них целоваться с чумазым.
Запомним этот момент.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976) - костюм
готического стиля. Художник по костюмам Надежда
Фадеева
После этого Принц оказывается в другом королевстве – уже из сказки
"Дорожный товарищ".
Король-добряк (Александр Калягин), любитель шахмат отговаривает
знатного, красивого парня от сватовства к его дочери. Да, тут
Калягин произносит фразу "…и не сосчитаешь!" тем же тоном, что и в
…приключениях Тётки Чарлея ( "Здравствуйте, я Ваша тётя")
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева. Tут Принцесса-2 одета в нечто
испанское.
Почти уговорил, но Принцесса-2 так поражает воображение юного
Бурбона, что он остаётся и соглашается на её условия. На её
загадки. Вот эта Принцесса (Марина Либакова-Ливанова) изумила тогда
не только героя сказки, но и зрителей – она была не похожа на
расхожий вариант принцесс.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
В чёрном готическом наряде с головным убором hennin, красавица
напоминала, скорее, злую фею. Хотя, вся её вина и беда
заключалась в том, что она без ума от лесного Тролля (Игорь Кваша,
чудовищно изуродованный для этой роли).
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Нам показывают шабаш, куда каждую ночь сбегала "тёмная"
принцесса. В финале Принц отказывается от той, которая его никогда
не примет, а Тролль оборачивается таким же королевичем, только
заколдованным – и лишь публичное признание в любви к нему разрушило
чары.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Запомним и это – Принцесса номер 2 обожала адски некрасивого,
но доброго и прекраснодушного героя. А главное – сильно
отличающегося от привычных образцов, которых ей "подсовывала"
жизнь. Женщина любит ушами и - сердцем.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
И вот Принцесса-3 (Светлана Орлова), одетая во что-то лёгкое
да воздушное, с диадемой, вплетённой в псевдоантичную причёску, —
это намёк на эпоху ампир, все эти полупрозрачные ткани - причину
бесконечных простуд в Париже и Петербурге.
Хотя всё окружение, включая обер-гофмейстера (Владимир
Зельдин) родом из XVII столетия.
Чарующая дева-богиня ищет себе мужа среди гуманитариев – из тех,
кто создаст "Самое Невероятное", как и называется очередная сказка
Андерсена, вплетённая в сюжет.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Побеждает наш Принц, поместив алую розу в бокал. Но тут
…возникает очередной соискатель – могучий витязь. Судя по по виду,
подразумевался немецкий курфюрст эпохи Тридцатилетней войны.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Сыграл его ...чешский спортсмен Йозеф Шебек. Поскольку натуру
снимали в Чехословакии, то и пригласили заодно уж и местного парня.
Очень уж фактурен!
Распугав художников-музыкантов-поэтов, "немецкий курфюрст"
уничтожает бокал с розой.
И? Принцесса-искусствовед, которая за пять минут до этого
дышала духами и туманами, заворожённо отдаёт ему свою руку. И это
запомним – образованная, тонкая девушка выбрала брутального
хама.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
В общем, Принц возвращается и…видит, что "на хозяйстве" у них
– красотка, причёсанная в духе итальянского Ренессанса, но в
фартучке горничной 1900-х годов. Говорит – принцесса. Может,
испробуем? А ну как реально благородных кровей?!
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
И тогда Королева, вооружившись лорнетом и керосиновой лампой
эпохи Ар нуво, достаёт сокровище – ту самую горошину, которой и
проверяются истинные леди. Выясняется, что умелица и скромница ещё
и знатная неженка, и потому – хеппи, так сказать, энд.
Кадр из фильма "Принцесса на горошине" (1976). Художник по
костюмам Надежда Фадеева
Да, мы тут увидели сразу несколько распространённых женских
типажей – и пустышку помешанную на вещах; и любительницу острых
ощущений – вокруг полно людей, но надо выбрать тролля; ...и расклад
Барышня + Хулиган, когда хорошая девочка сходит с ума по
какому-нибудь бандиту. И, наконец, ту принцессу, которую частенько
сначала не замечают, но которая – настоящая. Во всех
смыслах.
Ну и конечно разные эпохи и разные наряды... смешанные очень
стильно
Отсюда