Мода в сериале "Каменская" (1999)
selyanka1 — 19.03.2025
Культовой детективной сагой 2000-х в России стал телесериал
"Каменская" (1999-2011), снятый по романам Александры
Марининой.
Главная героиня сериала — майор милиции Анастасия Каменская (в
исполнении Елены Яковлевой), за которой закрепилась слава
прекрасного аналитика. Она обожает свою работу, говорит на пяти
языках, с готовностью берется за неразрешимые на первый взгляд дела
и мастерски вычисляет преступников по самым незначительным деталям
им поступков, характера и психологии.
Книга и сериал – отличные примеры для того, чтобы взглянуть на
моду 90-х – начала 2000-х. Тем более что героиня взрослая и
работающая женщина, при этом совсем небогатая – то есть ее вещи
максимально применимы к жизни.
Каменская
Кадр из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Вообще пост будет не только про стиль, но и про отношение к одежде,
ее восприятие, про то, как изменилась с тех пор жизнь женщины. А
для этого надо охватить и сериал, и книги.
Так вот, главное: образы Каменской в книгах оценивают скорее
негативно!
Можно сравнить с образом Кати из "Бандитского Петербурга".
Неудобные и некомфортные, но тем не менее сексапильные образы Кати
оценивают положительно. Подразумевается, что Катя одета
отлично.
Кадр из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
У Каменской же постоянно подчеркивается ее "лень", неготовность
стараться на женской ниве и украшать себя. Каменская не делает
прически и укладки, она ходит с хвостом длинных волос (в книге) или
с простой стрижкой (в сериале). Она не носит неудобную обувь и
одежду.
Настя постоянно мерзнет, потому что у нее плохие сосуды,
поэтому зимой она надевает теплые свитера и даже байковые
рубашки.
В книге был эпизод, что она приходит к мужчине-свидетелю и
оказывается, что они одеты одинаково: в теплые клетчатые рубашки и
джинсы.
Кадр из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
При этом Настя почти всегда пешком и на метро, у нее нет личной
машины или водителя.
Вот это революция женского выбора, в конце 90-х то!
Много работающая женщина, которая ездит на метро, отказалась
производить впечатление и выбрала комфорт.
Позиция автора чувствуется, Маринина не осуждает ее. Но то,
что Настя "не старается" по меркам тех лет, звучит в книгах
постоянно.
Например, в одном из эпизодов Денисов просит своего человека
охарактеризовать Каменскую, и тот довольно презрительно говорит,
что она одевается так, как ей удобно.
Кадр из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Сейчас-то понятно, почти все женщины "распустились и расслабились",
"отбились от рук" и прибились к оверсайзу и треникам. А тогда еще
нет!
Одеваться, как неудобно тебе, но удобно кому-то еще.
Увлекательное путешествие на машине времени всего лишь в 25 лет
назад.
Конечно, иногда Каменская все-таки старается – она надевает
красивое платье и делает макияж на свою свадьбу, на какой-то
научный прием с Чистяковым. Даже цветные линзы использует, потому
что… какой-то совершенно бредовый довод: глаза Насти слишком
"блеклые" для макияжа.
Давайте взглянем на несколько типичных образов Насти из
сериала:
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Разные белые кофты. Первая, мне кажется, синтетика, а 2 и 3 -
хлопок.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Голубые джинсы и белые кроссовки. В летних эпизодах Настя так
появляется часто.
Это очень красивое, приятное глазам сочетание. Знаете почему?
Сохранить чистыми голубые джинсы и белые кроссовки можно, если ты
ходишь по чистому, ухоженному городу. Если вы бывали в странах с
качественным благоустройством, вы могли заметить, что там и обувь
почти не пачкается, и грязь домой в прихожую не попадает особо, нет
ее.
Голубые джинсы и белые кроссовки это такой маркер хорошей
жизни. Не богатой. Просто хорошей. Ведь в хорошей жизни город
чистый и комфортный для всех, а не только для тех, у кого своя
машина и водитель.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Свитеров для холодного времени у Насти тоже много. Есть
посвободнее, есть в обтяжку. Часто свитера с горлом.
Как по мне, эти свитера портят всех, у кого не самая длинная шея.
Хотя в этом сериале они выглядят менее плохо, чем в той же "Стране
глухих" водолазка Риты. По той причине, что у Насти образ простой
и утилитарный, а у Риты "женственный", с юбкой и каблуками. И даже
украшение висит поверх этого свитера. От этого еще хуже.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
У Насти свитера не украшаются, а знают свое свитериное место: греть
и не отсвечивать.
Свитерок без ворота получше.
У многих свитеров цвет какой-то невнятный, и очень похоже на
синтетику. Синтетические свитера тогда такие были, для людей обоего
пола.
Кадр из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Узоры, как на этом фото, называются "фантазийные косы". Можно
найти схемы, как их вязать вручную, а можно сразу купить готовый
свитер с ними. Раньше они были популярны.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Образы на отдыхе. Свитерок с юбкой (редкий случай, юбка не
вынужденная, а по доброй воле) и шлепки на платформе. И синий
свитерок с вязаными шишечками. Такие свитерки не тянулись, сидели
свободно, он похож на хлопковый.
Верхняя одежда. Все вещи узнаваемы: так люди в основном и
ходили. И до сих пор ходят.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Вообще все образы смотрятся нормально. Просто потому что видно, что
это удобная, человеческая одежда. Все подходит для активной
жизни.
Но вот проблема, в книгах именно этот стиль Насти "осуждают"!
Одежде в книгах посвящено немало времени. Ведь мама Насти – очень
красивая дама, настоящая женственная женщина. И она живет в Швеции
и хорошо зарабатывает. Она присылает Насте дорогую и женственную
одежду, которую та почти не надевает – и некуда, и лень.
Тема лени Насти возникает постоянно, и это очередная ужасная
примета того недавнего времени. Настя вообще-то много работает,
даже в отпуске. В работе она абсолютно не жалеет сил. Ну и что, что
она не хочет заниматься домашними делами и женскими штучками?
Но нет, оказывается, вот это "настоящая лень", когда не
хочешь готовить и краситься. А трудолюбие в работе так, тьфу. Даже
если ты раскрываешь тяжкие преступления. Вообще-то не бирюльками
играешь, а спасаешь общество от опасных людей.
Кадр из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Полное обесценивание важности женщины, ее выбора получается у
Марининой. И кстати позиции государства по женскому вопросу тоже.
Государство финансирует образование. Оно эту женщину 5 лет в
университете учило, чтобы она стала специалистом. Но нет, нежелание
печь пироги имеет бОльший удельный вес.
От "лени" Каменской никто не страдает. Голодные и
необстиранные дети у нее не плачут. Муж ест сам, внешность Насти
мужа тоже устраивает. Но понятие лени связано с Настей
неразрывно!
Еще несколько сюжетных поворотов, связанных с одеждой.
Настя идет в магазин одежды, где работает Даша, девушка ее
брата. Настя инсценирует выбор одежды, чтобы присмотреться к Даше.
Вот она примеряет несколько типичных костюмов тех лет. Ей явно не
нравятся такие образы, некомфортно даже примерить.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Красный пиджак, это, конечно, что-то очень в стиле
безвозвратно ушедшей эпохи. Да и шелковый шарфик слева, который
предлагают не 85-летней бабушке, а молодой женщине...Как и в случае
с "Бандитским Петербургом", мне кажется, нужна определенная
выдержка и физическая выносливость, чтобы носить такое.
А вот в первой серии, где Настя изображает журналистку.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Юбка выше колена, а пиджак длинный. Почти такой же длины, как юбка.
Похож на бледно-голубой костюм Риты. Очень скучные, тяжеловесные
вещи... Вариант с брюками и черной футболкой чуток получше, а сумка
просто безнадежная.
Несколько раз в книгах подчеркивается, что привычный стиль
одежды Насти "стирает" ее возраст. И это удобно для ее работы.
Якобы в джинсах и кроссовках ее, худенькую и светловолосую, не
воспринимают как милиционера, а считают чуть ли не девчонкой. Тут
тоже вкралось некое осуждение. Подчеркивается, что в определенном
возрасте надо уходить от такого стиля одежды, переставать носить
хвост.
Причем ей всего 35 лет в этот момент! Совсем молодой возраст.
Сейчас и возрастом-то не считается…
Ну кто сейчас всерьез скажет, что после 35 длинные волосы
нужно стричь, чтобы выглядеть более уместно? Поле 55, может, и то
не факт. Не менее чем на 20 лет сместился возраст.
Другие женские образы в сериале.
Интересный образ Даши, девушки брата Каменской. Даша до замужества
работает в дорогом магазине одежды, любит стиль, разбирается в нем.
Так, как одевается Даша, это тогда было прямо круто для модной, при
этом серьезной девушки.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Красивый плащ. И берет тут смотрится хорошо. Логично, это осень,
шапка нужна для тепла. Не то что "поэтический" летний беретик Риты
или героини фильма 'Питер FM'.
Сейчас это смотрится скучновато, ведь девушке по сериалу всего
около 22 лет. Совсем девочка. Но если смотреть как сериал из того
времени, это красивый образ.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
В магазине у Даши не форма, а ее личные костюмы, они меняются.
Черный костюм немного странный, какое-то пальто почти до пят.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
А светло-серый костюм хороший. Намного лучше, чем тот, в котором
Настя прикидывалась журналисткой. Я все пыталась понять, чем он
лучше. Мне кажется, мелкими интересными деталями. Он не такой
базовый, как у "журналистки". По крайней мере блузка с пуговицами
прямо у шеи выглядит иначе. Это тройка, еще есть жилет. Это так
строго, что уже даже прикольно.
А может, дело во внешности самой Даши. Она такая прикольная,
рыженькая, а на менее яркой девушке тоже было бы так себе.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Вот этот образ Даши мне не нравится.
Почему-то тогда джинсовые комбинезоны были чуть ли не
униформой беременных. Может, не было большого выбора, это был
единственный удобный вариант штанов, если ты с животом?
Было популярно такое сочетание: джинсовый комбинезон, футболка
в полосочку и два хвостика.
Рекламные образы того времени
Бывают просто беременные женщины, а бывают беременяшечки
настоящие, которые хотят быть очень беременными, прямо изо всех
сил. Вот это образ для них.
В серии "Шестерки умирают первыми" появляется интересная
девушка Кира. Всего несколько ее образов, но запоминающиеся.
Например, кожаные штаны с массивными ботинками и серебристая
куртка.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Такая девушка-амазонка. Движения у нее резкие, в ней ощущается
физическая сила, и одежда под стать ей.
Вот тут видно ботинки. Очень хорошие, хоть сейчас
надевай.
Кадр из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Тут ботинки и лонгслив.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Тонкие кофты в обтяжку с большими вырезами на ее фигуре
выглядят великолепно. Мне кажется, такие вещи нельзя носить, даже
если 1 грамм лишнего веса. Особенно если валики на спине есть.
Похожие лонгсливы часто у Этери Тутберидзе, ей тоже безумно
идет.
Кира слишком необычная. Даша – модная, но обычная, домашняя,
хорошая девочка. Такую, как Кира, Саша точно не полюбил бы. А вот
загнанный Лесников в опасной ситуации на нее западает. Образ Киры
под стать ситуации. Ну конечно, он западает, хоть и переночевать
тоже очень нужно, но не только в этом дело…
Еще несколько эпизодических женских образов.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Вот жена богатого мужа Наталья Досюкова - из фильма "Чужая
маска". Тут и офисный костюм есть, и домашний из скользкой материи.
Что-то со скользкими материями было связано тогда у костюмеров.
Может, это символизировало дорогую жизнь.
Вот два образа еще.
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
Эпизодическая женщина в белой бархатной водолазке. Я и
забыла, что такие были. Но увидела и вспомнила. Комбо дискомфорта:
синтетика, текстурная, под горло. Волосы, если длинные, прилипают к
ней.
А у девушки, которая обнимается с мужчиной на кухне, пока
Коротков-Гармаш смиренно ждет, характерные белые туфли на
платформе. И джинсы, тоже голубые, но не как у Каменской. У
Каменской классические, плотные джинсы, а тут видно, что
тонюсенькие и расклешенные. И то и другое хорошо помню. Эти тонкие
недо-джинсы плохо сидели, подчеркивали все недостатки, хотя в жару
в них было ходить приятно.
Очень смешная секретарша у кого-то в приемной. Сидит на работе
прямо в кожаном пальто. Окрашивание волос-то какое!
Кадры из сериала "Каменская". Художник по костюмам Виктория
Ильина
И последнее - очень смешная секретарша у кого-то в приемной.
Сидит на работе прямо в кожаном пальто. А окрашивание волос-то
какое!
Вроде и недавно было, а посмотришь - ушла целая эпоха!