Сценарии потери территорий
varjag2007su — 14.12.2019Поскольку урегулирование ситуации на востоке Украины является одним из наиболее животрепещущих вопросов, интерес представляют практический механизм и инструментарий его обеспечения. Но прежде всего нужно прямо ответить на вопрос о понимании реальных путей разрешения кризиса и наличии политической воли, относительно чего есть серьезные сомнения.
Ранее приходилось писать об имитации реинтеграции при предыдущем руководстве страны («Имитация реинтеграции», «2000», №36(786), 09.09.2016 г.). Казалось, что от пришедшего при широкой народной поддержке нового руководства граждане вправе ожидать большего, нежели беспочвенная бравада и продуцирование мертворожденных концепций.
Но видно, что под давлением национал-радикалов и по причине своей слабости власть вынуждена сохранять сформированную при Порошенко позу воинственной импотенции. Она ограничена невозможностью урегулировать ситуацию без компромисса с противоположной стороной конфликта, а также — опасениями пойти на компромисс из-за риска быть свергнутой.
Оппозиционные силы, прикрывающиеся национал-патриотической риторикой, непреклонные, как кирпичи, обозначили власти «красные линии» в процессе урегулирования, что и делает урегулирование невозможным. Но, угрожая свержением, т. н. оппозиционеры блефуют, ведь отсутствует главное условие успешного переворота — одобрение и покровительство со стороны западных центров мирового влияния. По крайней мере — на данный момент.
Такое положение сказывается на общественном мнении, в котором царят хаос и противоречия. Граждане одновременно хотят взаимоисключающих вещей. Сейчас, когда разворачиваются протесты против «капитуляции» (т. е. против выполнения положений Минска-2), встречаются заявления о том, что капитуляцией станет принятие мятежных территорий обратно — их реинтеграция в какой бы то ни было форме. Озвучивается точка зрения о необходимости их окончательного отторжения.
Пока что такие суждения не являются трендом, но вполне могут им стать. То, что они не встречают должного уголовно-правового реагирования, свидетельствует как о состоянии правоохранительной системы, так и о невнятности государственной политики.
3 декабря пресс-служба ОП сообщила об утверждении на координационном совещании в ходе подготовки к встрече «нормандской четверки» пяти сценариев реинтеграции временно оккупированных территорий Донбасса. Также сообщалось, что «в рамках обсуждения сценариев и изучения деталей» президент дал поручение главнокомандующему ВСУ в ближайшее время посетить территорию проведения Операции объединенных сил.
Таким образом, если понимать буквально, сначала утвердили сценарии, а потом направили главнокомандующего «в рамках обсуждения» изучать детали. Почему-то кажется, что должно быть наоборот: сначала изучить, а потом утвердить. Но не станем придираться.
Важнее понять, что имеется в виду под сценариями реинтеграции. Президент Зеленский «четко очертил позицию в отношении недопустимости решения проблемы военным путем и необходимости достижения мира политико-дипломатическими методами». В том же русле секретарь СНБО «высказал уверенность, что при поддержке международных партнеров Украина сможет вернуть временно оккупированные территории и прекратить военные действия».
Подробности сценариев не обнародуются. Не боясь ошибиться, можно предположить, что они представляют собой описание возможных вариантов (направлений) действий по урегулированию — от дипломатического до военного, т. е. изложение того, как оно могло бы быть теоретически.
В таком случае едва ли есть повод для пафосных презентаций, поскольку данное дело представляет собой отвлеченное писательство, не требующее особых интеллектуальных усилий. Тем более что сценарии развития событий ранее уже рассматривались и воплощались — все-таки прошло более пяти лет.
Наступать пробовали, расчет баланса сил и предполагаемых жертв при возможных новых наступлениях произвели — отсюда и отбрасывание силового варианта.
Применять политико-дипломатические рычаги пытались: от бесплодных апелляций к Будапештскому меморандуму до непрерывных мантр об экономических санкциях в отношении РФ, выступлений в полупустых залах международных организаций и клоунских представлений перед международной аудиторией.
Сценарий компромисса с сепаратистами очевиден и как бы напрашивается, но отбрасывается под нажимом национал-радикалов, блюдущих свою непримиримость пуще территориальной целостности.
О реалистичности сценария создания выгодного украинской стороне контраста в социально-экономическом положении населения по обе стороны линии разграничения, при котором жители самопровоз-глашенных республик сами бросились бы реинтегрироваться, всяк может легко судить по текущим украинским делам, просто оглянувшись вокруг.
Потому принимать во внимание нужно не версии реинтеграции вообще, абстрактно, что напоминает мечтательство или прожектерство, а лишь реалистичные пути решения проблемы. При этом надлежащую оценку должны получить все радетели (на словах) за территориальную целостность, на деле подталкивающие к разрыву.
Хватит уже пудрить согражданам мозги утопиями о некоем грядущем дипломатическом прорыве, когда политическая погода в мире меняется явно не в пользу мечтателей, или об информационной победе, донесении до жителей Донбасса, якобы изнывающих без телепередач «Прямого» или «5 канала», некоей правдивой и благотворной информации, и прочими благоглупостями. Может, кому-то это и нравится. Но кому оно может нравиться?
Очевидно, что требуемая украинской стороной передача контроля над участком государственной границы до обеспечения гарантий особого статуса отдельных районов и освобождения сепаратистов от преследования невозможна. И настаивать на ней — значит, продвигать сценарий полного замораживания конфликта, который и оказывается при сложившихся обстоятельствах наиболее реальным, учитывая фактическую консервацию взаимоисключающих позиций сторон. Его, вероятно, и имеют в виду под таинственным планом «Б».
При этом сценарии предвидятся только такие достижения, как периодические возвращения удерживаемых лиц.
И пока конфликт окончательно не заморозится, одних освобожденных
«хлопців», которые будут возвращаться в свои «домівки», будут
сменять в заключении такие же «хлопці», чтобы стать материалом для
обменного фонда и новых деклараций о «продвижении по
урегулированию».
Источник
|
</> |