Основной смысл этого пункта заключался в том, что
на крайнем западе империи, крайне малочисленные города недавно
присоединённой Правобережной Украины были очень польскими
по составу и русское правительство хотело их
«деполонизировать». В этом материале мы хотели бы поговорить
о том, как русские власти пытались решить эту проблему
при помощи переселения евреев в города Правобережья.
Друзья поневоле
На момент присоединения Правобережной Украины к России
в конце XVIII века, на территории трёх будущих губерний
проживало в общей сложности более трех миллионов человек.
Составлявшая около 8% населения польская шляхта (которую будет
абсолютно уместным сравнить с классом
плантаторов-рабовладельцев Старого Юга США), обитала здесь посреди
моря угнетаемых ею крепостных крестьян, составлявших 75-80%
населения края.
Количество евреев было, конечно меньшим, чем количество крестьян,
но было всё равно заметно большим, чем количество
поляков — в целом, на момент третьего раздела Речи
Посполитой, евреи составляли от 10% до 15% населения
присоединенных земель.
Поскольку Правобережье было краем плантатором и латифундий,
польская шляхта занимала там доминирующее положение и всячески
угнетала евреев и крестьян. Причём если крестьян ещё можно
было бояться (в памяти поляков были свежи воспоминания
об Уманском восстании 1768 года с массовыми убийствами),
то евреев они не боялись вообще — последние были чужими
для крестьянской массы и в случае восстаний тоже
подпадали под раздачу (как это опять-таки было в Умани
в 1768-м году).
Однако еврейство Правобережья отличалось высоким уровнем
организации и склонности к ремесленничеству
и предпринимательству, поэтому в сельской местности
шляхтичи их терпели. С очень низким (даже в сравнении
с остальной Россией) уровнем урбанизации Правобережья им нужны
были кадры для выполнения «городских» экономических функций. В
частности, евреи занимались организации заведений общепита
и досуга — забитые крестьяне не могли аккумулировать
достаточно капиталом, шляхта же была заинтересована только
в политике и снятии сливок с экспорта зерна.
Русские власти с одной стороны в течение первых
десятилетий владычества старались «не чинить то, что
не сломано» и не сильно злить польскую шляхту,
на которую в условиях отсутствия огромного чиновничьего
аппарата приходилось полагаться в деле администрирования
свежеприобретённых земель.
А с другой стороны, противовес шляхте создать требовалось,
поскольку доминирующие высоты в имеющихся городах губерний
занимали поляки, которые по умолчанию были нелояльны империи
(как бы в Петербурге не старались умаслить шляхту,
при Речи Посполитой это сословие имело куда больше прав
и возможностей).
Даже в Киеве (который вошёл в состав России ещё
в XVII веке), учитывая его очень небольшое постоянное
население (около 7 тыс. человек) польское влияние было очень
большим, особенно в период сельскохозяйственных ярмарок, когда
шляхта съезжалась в город для заключения сделок, город
ненадолго становился польским.
Еврейское население губерний виделось русскому правительству
хорошим союзником по следующей причине: польскую шляхту
местные евреи ненавидели, поскольку постоянно становились жертвами
шляхетского произвола, который заменял там закон (в принципе закон
и ставил шляхтичей на самую верхушку пирамиды).
Продолжая обозначенную выше аналогию будет уместным сравнить евреев
Правобережья со свободным цветным населением Старого Юга США:
будучи вроде бы свободными, они всё равно страдали от давления
как писаных, так и неписаных законов, созданных правящим
классом, и их социально-экономическое положение всегда было
неустойчивым.
У поляков, кстати, был свой вариант «еврейского заговора»,
на который они ссылались, когда петербургское правительство
предъявляло им претензии в очень плохом экономическом
и физическом состоянии крестьян: так в 1820-х
предводитель винницкого дворянства Здзеховский утверждал, что
во всём виноваты евреи, которые спаивают крестьян водкой
и доводят их до разорения. Другой поляк, подольский
губернатор Грохольский в 1823 жаловался Александру I
на евреев, спаивающих крестьян.
Поэтому русскому правительству казалось хорошей идеей начать
принудительное переселение евреев в города.
Переехать назло и во благо
Идея принудительного переселения была лишь частично реализована
в 1807 году и на фоне серьёзного сопротивления
как со стороны еврейского населения (которых
не устраивала форма организации — евреи всё же обладали
определённой свободой передвижения, которой не было
у крепостных) так и польских панов (последние справедливо
опасались снижения уровня «польскости» городов).
Впрочем, евреи всё равно начали активно стремиться в города
и причиной этого стали Наполеоновские войны.
Правобережная Украина, как мы говорили выше, была краем
латифундий и зерно было «нефтью» того времени. Война вызвала
рост госзаказов и закупок для снабжения армии —
а обсуждение и решение всех связанных с этим
вопросов происходило в городах. Поэтому экономические стимулы
для переезда в города и пригороды были очень велики
и еврейство Правобережья начало самостоятельно
переселяться.
Так уже в 1808 на русскую администрацию обрушился поток
жалоб на евреев со стороны шляхты: мол, нет никакой
передышки от «еврейского засилья» в бизнесе
в городах.
Очень скоро еврейство стало очень значительным элементом городов
Юго-Западного края. Например, в Волынской губернии уже
в 1815 из 28 тыс. человек всего городского населения
региона (очень низкий уровень урбанизации, учитывая, что населения
там было почти 1 млн. человек) почти 17 тыс. человек были
евреями.
В этом исходе в города был свой смысл: ранее вынужденные жить
в сельской местности евреи этих губерний занимались там,
по сути, городскими занятиями, предоставляя кредиты
и занимаясь предпринимательской деятельностью. С появлением
в стране нового арбитра (русского правительства)
с более-менее ясными правилами игры, евреи устремились
в города, которые при русской власти стали для них
более привлекательными и безопасными чем при поляках
(когда города выполняли прикладную функцию для помещиков,
которые приезжали туда в период ярмарок).
В более широком смысле, приход евреев в города Правобережья
сделал их менее опасными для русских властей. В условиях,
когда наиболее владетельный и влиятельный класс (польская
шляхта) занимал доминирующие позиции в городах, где русский
элемент был немногочислен (и ограничивался впервые десятилетия
чиновниками, офицерством и очень небольшим числом помещиков),
а малоросский практически отсутствовал (украинские крестьяне
пахали землю), приезд евреев в города решал две задачи —
помогал повысить общий уровень экономического развития городов
и снижал риски успешных восстаний поляков в городских
центрах.
Поэтому события польских восстаний 1830 и 1863 гг.
не особо отразились на городах Правобережья. Польский
элемент в них был сильно разбавлен еврейским (совершенно
не заинтересованным в войне за древние шляхетские
привилегии). В тоже время в более однородных
по этническому составу городах на территории собственно
Польши русским властям пришлось столкнуться с городскими боями
и прочими «прелестями» подавления серьёзных восстаний.
***
В рассказанной нами истории есть несколько уроков:
Во-первых, на каждой недавно присоединённой территории можно
найти меньшинства, которые если и не будут приветствовать
новые власти с цветами, то, по крайней мере, будут
непрямыми бенефициарами новых порядков.
Во-вторых, пряник гораздо лучше кнута.
Принудительное переселение евреев провалилось, но затем они
сами начали активно расселяться по городам. В новой системе
отношений, сложившейся на Правобережье они действительно могли
безопасно селиться в определённых районах и заниматься
предпринимательством, не будучи скованными сельскими пределами
(ведь город, как всякий хаб, притягивает ресурсы к себе
отовсюду, а самая большая деревня имеет пределы внутреннего
рынка).
Здесь будет снова уместным сослаться на американский опыт:
после отмены рабства в южных штатах, в течение
последующих 60 лет миллионы американских негров устремились
из сельской местности юга в северные города, где они были
востребованы в местной экономике — так появились черные
кварталы Чикаго, Детройта, Нью-Йорка и других крупных северных
агломераций современных США.