Сара Лэнген. «Добрые соседи»
uborshizzza — 13.12.2022
С удовольствием перескажу для вас книгу Сары Лэнген «Добрые соседи». Те, кто ненавидят мои пересказы, могут больше не беспокоиться, а остальных прошу под кат.
Действие происходит летом 2027 года. Автор, как все сегодня на Западе, помешана на идее глобального потепления. Жара стоит невероятная, от нее происходят всякие катаклизмы.
Итак, год назад в Лонг-Айленд на улицу Мейпл-стрит перебралась из Бруклина необычная семья. Нам все это ничего не говорит, но для такого невероятно демократического общества США это означает многое: люди из Бруклина значительно беднее людей из Лонг-Айленда, который престижный пригород Нью-Йорка, и это – проблема для тех и других.
Глава семьи – некогда популярный рокер Арло Уальд. Теперь он – коммивояжер, торгует принтерами.
Он весь в татуировках, был наркоманом и непонятно, в завязке или нет. Его жена, Герти, красавица, победительница конкурсов красоты, рано осталась без матери. Ее несколько раз отдавали в приемные семьи, но в результате приютила мачеха. Мачеха и направила Герти на конкурсы красоты и объяснила, что надо спать с председателем жюри, если хочешь получить первый приз, а без призовых денег нечем платить за жилье.
Но это – в прошлом. С тех пор как Герти стала женой Арло, она родила двоих детей и опять беременна. Ее дочери Джулии – 12 лет, а сын Ларри – дошкольник. Ларри плохо развивается, ему даже ставят умственную отсталость, но пока рано ставить на нем крест – он может выправиться. Так думает Герти. Она тоже зарабатывает деньги, будучи риэлтером, но нельзя сказать, чтобы сильно преуспевала в этом.
Уальды переехали из Бруклина потому, что решили, что детям нужна хорошая школа в респектабельном районе.
Конечно, соседи были им не рады. Их нервировали татуировки Арно, то, что он открыто курит «Парламент», и бруклинский акцент Герти. Никак не могу понять, как можно в одном городе иметь разные акценты. Английский язык просто создан для подчеркивания сословных различий.
Про обитателей улицы сказано, что они привыкли держать лицо, делать вид, что у них нет проблем, а тревожность было положено проявлять только по поводу детей.
Главной в этой небольшой общине была пятидесятилетняя Рея Шредер. Она преподавала английский в небольшом университете, у нее был муж, неплохо зарабатывающий производством парфюмерии, но редко бывающий дома, и четверо детей. Старшая дочь уже поступила в Гарвард, сын учился в старшем классе, средней дочери, Шелли, было 13 лет, младшей – 9 лет.
У Реи дома был идеальный порядок, дети были очень вежливые, сама она была идеально причесана и одета. В современных американских сериалах и книгах это обычно означает, что у женщины что-то вроде паранойи, и она – тайная алкоголичка.
Рея – не исключение из этого правила. Женщина крайне недовольна своей жизнью, ей кажется, что внутри ее разрастается тьма, она не выдерживает напряжения, но рассказать-то ей об этом некому. С мужем ее отношения – не близкие, муж ее слушается во всем, но дома бывает редко. Дети считают его чуть ли не призраком. Мать она рано потеряла. Ее растил обожаемый отец, который давно умер.
Увидев Герти, Рея решила, что эта красивая и добрая, но явно глупенькая женщина сможет стать ее подругой. И, действительно, они подружились. Но однажды Рея выпила лишнего и призналась Герти, что ей иногда хочется убить всю свою семью – так они ее достали. Герти скомкала этот разговор, так как не знала, что ответить. А у Реи сложилась впечатление, что она ее осудила. После этого Рея перестала встречаться с Герти, а начала распускать разные слухи про ее семью. Герти же не поняла, что произошло.
Такое поведение было характерно для Реи: она должна была постоянно кого-то ненавидеть, обиды помнила всю жизнь. Свое постоянное раздражение, ярость Рея топила в алкоголе, но так как на людях она была идеальна, люди этого не замечали.
В детстве Рея была одинока. Она общалась только с отцом, который не так уж хорошо выполнял свои обязанности. Девочка вечно ходила нечесаная, в рваной и грязной одежде. С ней никто не хотел дружить. Но отец читал с ней фантастику, они вместе смотрели фантастические фильмы. Однажды у отца случился приступ, и Рее показалось, что он умер. И тогда она представила, что может повернуть время вспять – и вдруг отец ожил. С тех пор Рея поверила в Бога и в свои сверхвозможности.
В университете она ни с кем не дружила. Ей хватало телефонных разговоров с отцом. Рее удалось научиться держать свой внешний вид на высоте: теперь бы уже никто не назвал ее неряхой, а успевала она на отлично, также вовсю активничала, поэтому ее оставили преподавать в университете. Она уже написала диссертацию и готовилась стать профессором, как случилось то, что она потом называла несчастным случаем. Случай этот стоил Рее карьеры, что было, по ее мнению, несправедливо.
Однажды она встречалась с группой студентов в неформальной обстановке, в кондитерской, как это принято в американских университетах. Они обсуждали некие научные проблемы. Одна из студенток стала с Реей спорить и задела ее чувства: студентка предположила, что отношения Реи с отцом были недостаточно негармоничные. Но любой намек на то, что у нее был не самый лучший отец в мире, воспринимался Реей как грубейшее оскорбление. Когда студентка вышла в туалет, Рея последовала за ней и изо всех сил ударила коленом по двери кабинки, где, как она думала, находилась студентка. Но там была девочка 12-ти лет, которая получила такой сильный удар по голове железной дверью, что навсегда впала в кому. Рея же сломала колено и осталась хромой. Так как никто не мог понять, зачем она ударила по двери, то уголовного дела не было, но с работы ее уволили.
Другим ударом для Реи стала смерть отца от цирроза печени. Оказывается, он был скрытым алкоголиком и пил всю жизнь с утра до ночи, а она ничего не подозревала.
Пришлось Рее забыть о карьере с стать женой немца-парфюмера, которого она презирала. Пришлось стать матерью детей, от которых были одни проблемы. Пришлось преподавать в заштатном университете тупым студентам. Рея чувствовала себя вымотанной, непонятой и несчастной.
Не получив одобрения от подруги Герти, Рея принялась ее ненавидеть. Она распространяла грязные слухи о семье Уальдов, запретила дочери Шелли дружить с Джулией, намекая ей, что Арно смотрит на нее сальными глазами. А ведь девочки успели стать лучшими подругами.
И вот летом на их улице провалился грунт и образовался гудроновый провал. Его закрыли досками, детям запретили к нему подходить, но разве детей этим остановишь. Все дети, живущие на улице, собирались около провала. Их сообщество имело прозвище Крысятник.
У Реи был конфликт с Шелли из-за того, что Шелли не любила причесывать свои длинные волосы. Рея же хотела видеть голову дочки ухоженной. Она сама стала ее причесывать и заплетать причудливые косички. Это было долго, неприятно и не нравилось Шелли.
В день смерти у Шелли началась менструация. Она забыла купить тампоны, мать ее выругала за это. Хотя мать запретила подходить к провалу, Шелли туда пошла. Там она сцепилась с Джулией, они подрались. Шелли чувствовала обязанность поддерживать семейную вражду, к тому же она была взвинчена. Во время драки кровь просочилась через брюки. Дети стали смеяться над Шелли. Тогда она заявила Джулии: «Это сделал твой папа» и убежала. Джулия сказала, что Шелли несет чушь, что папа не смотрит ни на кого, кроме мамы, что Шелли завидует, и что у нее – обычная менструация.
Потом Шелли вернулась. Она переоделась и отрезала свои волосы. Они с Джулией помирились. Шелли рассказала, что ей не хочется жить, потому что мать ее терзает. Она показала Джулии многочисленные синячки на теле. Они были оставлены той самой дорогой щеткой для волос, которую Рея выписала из Парижа. Эти синяки Шелли заснимала на телефон, который прятала в шкатулке, а шкатулку она назвала «Куб боли».
Шелли боялась, что мать убьет ее за то, что она отрезала волосы. Джулия уговаривала ее пойти в полицию.
Но тут прибежали родители. Они хотели отогнать детей от провала. Когда Шелли увидела свою мать, она побежала прочь не разбирая дороги прямо по доскам через провал и упала внутрь. Достать ее не было возможности.
Все были потрясены. Взрослые не понимали, почему Шелли убегала, чего она боялась. Кто-то из детей рассказал им про ее фразу «Это сделал твой папа». Рея сразу подхватила эту версию. Конечно, она поняла, что дочь убегала от нее. Обыскала ее комнату, нашла «Куб боли». Но ей было выгодно все свалить на Арно.
Все соседи, кроме одного, дали показания на рокера. Что-то там они видели, предчувствовали. Только один сосед, безногий инвалид войны в Ираке, сказал, что видел, как Арно вернулся домой рано утром и из своего дома не выходил, а Шелли к ним в дом не входила.
Арно посадили в тюрьму. Долго держать его там не могли, но на какое-то время Герти и дети остались одни. Ночью взрослые собрались около дома Уальдов, и сын Реи кинул в окно кирпич. Кирпич попал Герти в живот – ее увезла «Скорая».
По этому поводу завели еще одно уголовное дело. В этот раз никто из соседей ничего не видел, кроме соседа-инвалида. Он показал на сына Реи, но того не арестовали, потому что сосед злоупотреблял болеутоляющими.
Потом Арно выпустили, потом опять посадили потому, что почти все соседи написали заявления, что он изнасиловал их детей. Напрасно дети говорили родителям, что ничего такого не было – их никто не слушал.
Когда Герти вернулась из больницы (к счастью, плод в ее животе не пострадал), Джулия рассказала ей про Шелли и «Куб боли».
Герти решилась выкрасть доказательства вины Реи, чтобы спасти мужа. Она пришла к ней домой, когда Рея уехала на работу. Шкатулку ей отдала младшая сестра Шелли.
Рею же уволили с работы за то, что она поставила несправедливую двойку студенту-латиносу. Она просила оставить ей работу, но это было бесполезно.
Дома Рея узнала от дочери о шкатулке и в свою очередь ночью пришла в дом Уальдов. Она нашла свою шкатулку, но перед тем, как уйти, сильно стукнула ей в висок спящего Ларри. Зачем она это сделала, она сама не знала. Со злости, что клокотала в ней.
Когда Герти и Джулия утром проснулись, они обнаружили, что Ларри не шевелится, что голова у него пробита, оторван кусок кожи и клок волос. Мальчика в коме увезли в больницу.
Конечно, Герти поняла, что изувечил ее мальчика, но сейчас ей это было неважно, а важно было, чтобы он выжил.
Что касается соседей, то ближайшая соседка утверждала, что сама видела, как Герти била своего сына в висок. К этому времени уже все написали доносы на Арно, в которых заодно говорили, что Герти поощряла мужа в его педофилии. Они очень хотели, чтобы Арно и Герти посадили, а их детей отдали в приемные семьи.
Далее из тюрьмы выпустили Арно. Уальды решили срочно убраться с Мейпл-стрит. К этому времени сосед-инвалид дал Арно свой пистолет для самообороны. Его собственный дом, кстати, по наущению Реи разгромили подростки во главе с братом Шелли. Они забрали все его таблетки, вымазали стены дерьмом. На дверях написали «Доносчик».
Арно перед отъездом решил высказать соседям все, что он о них думал. Неумело держа пистолет он стал кричать, что они – лицемеры и негодяи, но соседи обошли его сзади, повалили и очень сильно избили. Они считали, что поступили как настоящие герои. А пистолет под шумок прибрала к рукам Рея. Уальдам пришлось остаться, потому что ехать никуда Арно теперь не мог.
Спасла свою семью Джулия. Как и во многих других триллерах, дети оказываются лучше взрослых. Весь Крысятник взялся искать тело Шелли, и им удалось поднять его наверх, чего не смогли сделать профессиональные спасатели. Они успели как раз до того, как провал засыпали, решив, что больше искать тело не будут.
Тело хорошо сохранилось. Все могли видеть, что все тельце девочки истыкано французской щеткой. Экспертиза, конечно, показала, что никакого изнасилования не было, а была менструация.
Но это было потом. А вначале все соседи смотрели, как Шелли подходит к телу дочери. Все они держались от реи подальше. И тут к ней подошла Герти, обняла, стала утешать в память о старой дружбе.
В голове у Реи опять что-то переклинило. Она стала думать, что муж теперь с ней разведется, отберет детей, хотя муж не собирался этого делать, а собирался помогать ей до самого конца. Вот он подходит к ней, а она достает револьвер и прикладывает дуло к его груди. Муж покорно переложил дуло ближе к сердцу, а Рея спустила курок. Потом она застрелила сына, потом младшую дочь, хотя ту пыталась прикрыть рукой Джулия. Последней Рея застрелила себя. Вставляя револьвер в рот, она думала, что сейчас время повернется вспять, и она будет лучшая на свете мать четырех детей и профессор.
Из всей семьи осталась только старшая дочь, которая училась в университете. А вскрытие показало, что у сына Реи уже была алкогольная эпилепсия – порок деда на нем сказался.
Разумеется, с Арно сняли все обвинения. Они уехали из этого района. На волне сюжетов о событиях на Мейпл-стрит его карьера пошла в рост. Он собрал новую группу, издал альбом. Умер в 2037 году из-за болезни, связанной с употреблением наркотиков.
Герти родила здоровую дочь, стала успешным риэлтером. Живет в своем ранчо в Калифорнии. Джулия живет по соседству, она замужем за мальчиком из Крысятника. У них растет сын.
Ларри стал разработчиком видеоигр. Разбогател. Живет в Лос-Анжелесе.
Крысятник каждый год собирается вместе. Вспоминают прошлое. Судьба детей сложилась по-разному, но в целом, скорее, удачно.
Книга построена так, что, кроме основного повествования, вставлены еще отрывки из СМИ типа газет и блогов 2027, 2037 и 2043 года.
В 2027 году записи соответствовали тому, что происходило на самом деле. В 2037 году некоторые соседи удивлялись своей глупости, а другие продолжали настаивать на том, что Арно и Герти растлили их детей.
В 2043 году один репортер решил написать книгу «расследований» случая на Мейпл-стрит. С самого начала он задает вопрос, а не сами ли Уальды виновны в том, что случилось? Дыма без огня не бывает и т.д. И вот он добрался до ранчо Герти. К этому времени Лонг-Айленд ушел под воду, жуткая жара свирепствует круглый год – человечество проиграло битву с изменением климата.
Герти сказала журналисту, что понимает Рею. С ней самой был похожий случай, когда она еще жила в Бруклине. Она вымоталась с двумя детьми и боялась с ними что-нибудь сделать. Поэтому она позвала к себе посидеть старушку-соседку. Та согласилась. Она просто сидела в комнате, ничего не делала. К вечеру дети угомонились, уснули. Герти стала просить у нее прощение. А старушка сказала: «Что вы, милая! У каждой из нас были такие моменты. Не ругайте себя». Герти жаль, что она в свое время не сумела так ответить Рее, когда та рассказала ей о желании уничтожить свою семью.
Что касается поведения соседей, то Герти считает, что они все тогда были в начале тех глобальных изменений, которые сегодня уже очевидны. Они чувствовали, что происходит что-то неотвратимое, но их страх вылился в привычные ужастики.
Но журналист не смог оценить мысль Герти. Он все продолжал допытываться, растлевал ли Арно детей или нет, и чем она может доказать, что муж этого не делал. Она его спросила, чем он может доказать, что Арно это делал. Ответ был тот, что некоторые из детей с Мейпл-стрит начали принимать наркотики, а некоторые мало преуспели в жизни. Это явно ничем нельзя объяснить, кроме как растлением в детстве. Герти ему возразила, что большинство детей живут нормально.
Под конец отрывка из книги журналиста с интервью Герти, журналист пишет, что Герти явно что—то скрывает, что равносильно признанию в вине.
И этот отрывок завершает книгу.
Ясно, что в будущем в истории останется версия о страшном насильнике рокере Арно и его стерве-жене. Почему? Потому что так интереснее.
Вот именно эта находка в книге Сары Лэнген мне понравилась: сами-то сюжетные повороты – штампованные и повторяются от книги к книге (перфекционистка-тайная алкоголичка; блондинка нестрого поведения с золотым сердцем; дети-спасатели; благополучные соседи, ополчившиеся на несчастную жертву и совершающие невозможные мерзости). Но то, что будет написано о прошлом через 20 лет и далее… В жизни все именно так и происходит: историей становится не то, что было на самом деле, а то, что интереснее и понятнее широкой публике. И бороться с этим бесполезно.
|
|
</> |
Банкротство физлиц: когда помощь юриста критична
Утренний глоток поэзии
Как выглядит муравьед анфас?
Е***ь как это хорошо
Кургинян объяснил, как пробудить совесть в правящем классе
Капли на паутине
К истокам журнала... Египет улыбнул. Хургада. Её неглубокие окрестности.
Хотите тест на знание Москвы?

