Путешествие в подводную могилу

топ 100 блогов colonelcassad01.05.2014 Путешествие в подводную могилу

В воскресенье имелось немного свободного времени, поэтому решил таки ознакомиться, чем закончилась история рассказанная Кеном Левином в серии "Bioshock".



Началась она еще в махровом 2007 году и про нее я уже пару раз писал http://colonelcassad.livejournal.com/1008299.html и http://colonelcassad.livejournal.com/1300340.html, тем более что если абстрагироваться от самой игры, это было именно интересное произведение, над которым было интересно поразмышлять. Недавно, с выходом последнего DLC эта история закончилась. Закончилась от слова совсем, в результате чего в плане сюжета "Bioshock" 2007 года и Bioshock Infinite образовали цельное и законченное произведение. И вот появилась возможность узнать, чего же на самом деле хотел сказать автор в своей истории растянувшейся на 7 лет.

Я не буду тут затрагивать игровую механику или какие-то геймплейные составляющие, я еще в прошлом году писал, что они уже морально устарели и они скорее отвлекают от сюжета.
Поэтому не буду лишний раз пинать кондовый геймплей, который и без меня не пнул только ленивый. Дифирамбе этой игре обычно пели отнюдь не за это. Сразу скажу, что если вы с игрой не знакомы, то можете смело проходить мимо, без ознакомления с произведением, текст ниже будет в лучшем случае малопонятным, помимо массы спойлеров.

Путешествие в Подводную могилу.

Путешествие в подводную могилу

И подводный город Восторг и воздушный город Колумбия в "Подводной могиле" наконец окончательно сомкнулись и стала ясно связь, которую хотел показать Кен Левин, объединяя эти казалось бы такие разные города.

Путешествие в подводную могилу

Подводная и воздушная утопии, отразили два видения человеческого утопического "идеала" - с одной стороны торжество чистого атеистического антропоцентриизма отринувшего "все измы" (человек бежит от религии, фашизма, коммунизма и капитализма на дно океана), где индивид во главе всего и где казалось бы нет границ для творчества и самовыражения. Воплощенный эволюционировавший свободный капитализм будущего.

Путешествие в подводную могилу

«Я — Эндрю Райан, и я пришёл, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего?
Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным.
Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит Богу.
Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем.
Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное…. Я выбрал невозможное…. Я выбрал … Восторг. Город, где художник не боится цензора, где великое не ограничено малым, где учёного не стесняет ханжеская мораль… Восторг может стать…. и Вашим городом тоже.»


Путешествие в подводную могилу

Колумбия же, это материализованный религиозный рай полный "духовности", где вера есть надежда и опора, где Пророк есть бог, живущий среди людей, где неравенство есть религиозная догма и где выстроена иерархическая система послушания, основанная на открытом расизме.

Путешествие в подводную могилу

И казалось бы можно оба этих утопических города, описать в рамках религиозный концепции рая и ада, но не получается, ибо автор показывает, что и мрачный подводный город хищно сверкающий неоновыми огнями 50х, и ослепительная Колумбия начала XX-века, дефективны в своей сути. Потому что обе утопии, строятся на весьма шатком фундаменте, который наглядно выразил Фонтейн - Но кто-то же должен убирать туалеты?

Путешествие в подводную могилу

И в обоих городах, проблема построения утопии, наталкивается на одну и туже проблему - классовое неравенство. В обоих городах есть те, кто живет хорошо и те кто живет плохо. И в обоих городах это приводит к кровавым событиям. И эгоистичный циник Фонтейн одержимый властью над Восторгом и пламенная революционерка Дэйзи Фицрой, которая хочет свергнуть живого бога Колумбии, играют роль формального лидера угнетенных, выступая вождями революций, разрушающих Восторг и Колумбию. И тут уже не так важно, что Фонтейна кроме лично власти ничего не интересует и он даже своих сторонников расценивает как расходный материал на пути к цели. И не важно, что Дейзи Фицрой готова умереть за дело, в которое она верит. Важно другое - идентична и системна сама схема такого противостояния.

Путешествие в подводную могилу

И вот, главная героиня - а главная героиня всей этой истории Элизабет, бредя к финалу озадачивается вопросом "Эксплуататоры. Эксплуатируемые. Есть ли выход из этих кровавых жерновов?". Прямого ответа игра как бы не дает и вопрос как бы риторический, но по факту обе утопии оказываются разрушенными и получается в их рамках выхода нет. Причем не только для обычных людей.

Путешествие в подводную могилу

Элизабет со своей квантовой суперпозиции, во множестве реальностей, так же оказывается заложником этой предопределенности, где даже убийство своего отца, который ее продал, не может изменить некой общей предопределенности, когда все нити реальностей, где существует множество Букеров и Элизабет, стекаются в один единственный Восторг, где ей предстоит умереть, чтобы в концовке посмеяться над тщетными усилиями Фонтейна. Может ли она изменить судьбу Колумбии и Восторга при всех ее безграничных возможностях - выходит что нет. Оба города будут разрушены.

Путешествие в подводную могилу

По сути, выбор есть только у "будь так любезен" Джека, который вырвавшись из под влияния Фонтейна, в ходе своего пребывания в Восторге может решить, убивать ли Маленьких Сестричек или же спасать. И лишь этот выбор определяет финал всего произведения, так как он установит, станет ли герой-марионетка, копией Фонтейна или же тихо умрет в своей постели в окружении тех, кого он спас.

Путешествие в подводную могилу

И тут играет главный тезис Райана - Человек выбирает, раб повинуется.
И в этом плане главный смысл "Bioshock", это именно вопрос свободы воли.

Путешествие в подводную могилу

Букер-Комсток, в этом плане на протяжение всей игры так и остался рабом обстоятельств, которые привели его к продаже дочери и смерти сначала в Bioshok Infinite от рук Элизабет, а затем и в "Подводной могиле" от рук Большого Папочки. От него остались лишь сожаление и запоздалое раскаяние за все, что он сделал. Причем ведь и не скажешь, что он совсем уж плохой человек. Просто так вышло и исправить по большому счету ничего не удалось.

Путешествие в подводную могилу

Фонтейн как был, так и остался рабом своего эгоизма и жажды власти, которые сожрали его изнутри, превратив мелкого махинатора, в карикатурного злодея с манией величия.
Он ведь понимал, что Элизабет девушка необычная, но ослепленный поисками "туза в рукаве", он проморгал те возможности, которые могла ему дать Элизабет.

Путешествие в подводную могилу

Дейзи Фицрой, получает от Лютесов возможность задуматься над тем, можно ли жить дальше с тем, что она сделала, осознавая, что она при всех благих посылах, она по самую макушку в крови. Она выбирает смерть от руки Элизабет, потому что она не была в полной мере тираном и не хотела им быть, предпочтя умереть героем революции. В этом плане, она как бы следует "заветам Райана", но учитывая как именно умер Райан, "свобода воли" в мире Bioshcok приобретает суицидальный оттенок.

Путешествие в подводную могилу

Бывшая сотрудница нацистского концлагеря Тенннебаум, в этом плане тоже своеобразно делает выбор, не раскаиваясь по сути за свои прегрешения, как это делает Фицрой, она посвещает себя спасению детей, которых превратили в Маленьких Сестричек. Она заложница своей жизни в Восторге, и ее темная сторона куда как более мрачная, нежели чем у большинства героев, но в целом вопрос о том, искупают ее усилия совершенные ранее преступления остается в подвешенном состоянии.

Путешествие в подводную могилу

Точно так же и Элизабет, которая идет на встречу с Фонтейном, зная, что тот ее обманет и убьет. Причем раз идет, два идет. На второй раз - таки убивают. Понятно, что все ради девочки, но суицидальный характер поведения, намекает на то, что нахождение в квантовой суперпозиции, не дает каких-то оснований говорить о свободе воли - то есть обусловенная необходимость убить Комстока, то спасти Салли.

Путешествие в подводную могилу

 И эта горечь понимания, что все эти бесконечные знания и имевшиеся возможности, ничего ей не дали, хорошо показаны, когда Фонтейн пытает Элизабет и она в какой момент, говорит: "Как хорошо, было бы все забыть" и тогда ее персонаж обретает совсем уж трагические черты, когда вся ее жизнь с мечтами о Париже, сплошная череда мрачных трагедий и лишь редкие моменты привязанности к Соловью, Букеру, Салли и мечтами о парижских набережных, служат ложками меда в большой бочке с дерьмом, в которое превратилась ее жизнь.

Путешествие в подводную могилу

Лишь Лютесы, в полной мере осознают понятие "Свободы воли", манипулируя героями и событиями, подобно маленьким детям играющимся в песочнице, перекладывая кубик Фицрой поближе к кубику Элизабет, а кубик Букера поближе к Комстоку. Они своеобразная карикатура на тех ученных играющихся с мирозданием и не до конца понимающих природу своих действий.

Путешествие в подводную могилу

Поэтому и остаются вопросы, связанные с тем, почему именно им было нужно, чтобы Фицрой умерла. Ведь если рассматривать весь сюжет в целом, приводящий к постели умирающего Джека, то совершенно без разницы - умерла Фицрой или нет.

Путешествие в подводную могилу

Все это завязано на концепциях бихевиоризма и импринтинга, когда предопределенность действий человека обусловлена его поведенческими особенностями, причем созданными искусственно. Искусственно созданная привязанность Соловья к Элизабет и Больших Папочек с Маленьким Сестричкам, это своего рода трогательная трагедия, противоестественных отношений в которых нет никаких свободы воли и где живые создания являются рабами заданных правил поведения.

Путешествие в подводную могилу

Именно поэтому и погибающего Соловья, и умирающих Больших Папочек с Маленькими Сестричками жалко - они жертвы своих городов-утопий, которые породили их. Мрачные залы лаборатории Иеримии Финка, вскрывающие подноготную манипуляций с сознанием живых существ, жуткие камеры с "браком", где плавают трупы собак не подошедших для импринтинга, показывают обратную сторону стремления к полному контролю над разумом живого существа. Колумбия в этом плане не сильно отличается - толпы людей, слепо привязанных к Пророку, где религия заменяет Адам, доводящий людей до безумия.

Путешествие в подводную могилу

Много жертв + страдания выживших, таков итог экспериментов.

В целом, если посмотреть на всю концепцию Биошока, то это смесь теории классовой борьбы, с вопросами квантовой механики и поведенческими психологическими концепциями. Получился более чем густой коктейль, который на удивление плавно подводит события Infinite к началу первого Bioshoka, после чего мотивация большинства героев обнажается, а там, где с этим возникают проблемы, все списывается на странности квантовой механики. Концепция сложна и кое-где торчат плохо пришитые сюжетные хвосты, но в целом, сюжет получился логичным и законченным.

Что хотел сказать Левин?

Путешествие в подводную могилу

Обе утопии ущербны и их идеалы не работают при соприкосновении с реальностью. Показывая две разные утопии и их кровавый крах, Кен Левин по сути дискутирует с рядом популярных в современном мире представлений о том, как должно быть устроено общество. Вскрыта масса человеческих пороков, показаны последствия поступков и решений. Можно их даже рассматривать в преломлении к нашей реальности.

Путешествие в подводную могилу

Но как же должно быть правильно? А вот тут у Левина пусто.
В правильной концовке, Джек умирает в своей постели в окружении любящих его Сестричек. Такой себе конец пути для человека, подальше от всех этих утопий, стремящихся его облагодетельствовать. Но что это за мир - осталось загадкой. Это столь классическая для современной фантастики попытка спрятаться от необходимости давать ответ.
Не было его ни в "Песнях Гипериона" Симмонса, ни в недавнем фильме "Сквозь снег" http://colonelcassad.livejournal.com/1516997.html.

Путешествие в подводную могилу

В современном обществе есть неплохое понимание основных язв существующего мироустройства, но нет понимания путей их излечения. Фантасты, отражающие краткосрочный взгляд общества в будущее, так же не знают этого ответа и поэтому когда в своих произведениях упираются в очевидные им границы системы, которая по их же мнению неизлечимо ущербна, то за этими границами, мы видим лишь пустоту, отсылки к "высшим силам" и тому подобное. Нету этого видения и нет ничего удивительного в том, что и Bioshock не избежал этой недосказанности.

Путешествие в подводную могилу

Ну а так, это действительно замечательное сюжетное произведение, которое прочитываешь как увлекательный роман, оставляющий после себя богатую пищу для размышлений о природе человека и общества. Даже странно, что столь серьезная в смысловом плане вещь, существует не в виде книги или хотя бы фильма, а в формате компьютерной игры. Тот редкий случай, когда игра достигает уровня искусства и претендует на культурологическое значения.

Путешествие в подводную могилу

"Подводная могила" поставила жирную точку во всей этой истории. Она логичным образом подвела события Infinite к началу оригинала, позволив создать законченный приквел, который оказался плотно вписан в оригинальный сюжет. Хэппи-энда не получилось, да он и не нужен был. Эта история изначально была не про счастливое будущее. Шикарные декорации воздушных городов, подводных небоскредов и винтажных парижских набереженых, не могут скрыть довольно мрачного подтекста всей этой истории. Из под великолепного арт-дизайны, выглядывает не только запутанный сюжет, но и мрачная драма далекая от типичных жанровых клише и сопливых "и жили они долго и счастливо".

В какой то момент она конечно могла выглядеть вот так.

Путешествие в подводную могилу

Или так.

Путешествие в подводную могилу

Но в итоге все сводится примерно вот к этому.

Путешествие в подводную могилу

Или этому.

Путешествие в подводную могилу

В целом, это без сомнения одна из самых значимых в плане сюжета игр последних лет. Надеюсь когда-нибудь увидеть кино, благо попытки снимать уже были, но все уперлось в недостаток бюджета, ибо за дешево его не снимешь, да и сюжет довольно сложный, ибо не редки ситуации, когда человек ознакомился с Bioshock, а потом говорит "Я нихрена не понял".



PS. И да, с Элизабет конечно жалко расставаться, один из самых запоминающихся женских персонажей в игровой индустрии all time.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
США не нужны были ракеты :)У США было несколько тысяч бомбардировщиков, и базы ...
Украинские террористы нанесли самый массированный удар по Белгороду с начала текущего года. Явная мишень нелюдей, снова и снова - мирные жители. Били по торговому центру на ...
06 мая 2021 02:43 Взлетел и приземлился: испытания детища Илона Маска прошли успешно Прототип космического корабля многоразового использования, разработанный частной компанией Илона Маска SpaceX, поднялся на высоту 10 километров и совершил мягкую посадку на ...
Если вы откроете 180-ю страницу итогового отчета DSB, то обнаружите, что Россия внезапно, в ночь на 17 июля 2014 года, закрыла и ввела ограничения выпуском документа NOTAM UUUUV6158/14 для полетов гражданской авиации свое сопредельное с Украиной российское воздушное пространство в ...
И на Преображенке , у нас в районе есть где культурно посидеть, выпить кофе с вкусняшками, что то последнее время, раз в неделю меня так тянет на сладкий чизкейк, а ведь я не особо люблю сладкое, могу обходиться без него, а теперь полюбила....витаминов что ли не хватает каких то, а у ...