Самооборона без хорунжего. Почему Дикий восток - не Дикий запад
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
При отсутствии той идеи, что ты – такой же гражданин, как и все, при отсутствии культа гражданских прав и привычки гордиться этими правами, прохожие и соседи будут для члена такой силовой структуры не согражданами, а всего лишь сильными или слабыми, вооруженными или безоружными, очень опасными и не очень, а вся его самоидентификация ограничится строгими рамками той "бригады", к которой он имеет счастье принадлежать.
Есть большой соблазн воспользоваться совершенно антиисторической аналогией с Диким западом, вспомнить Вторую поправку к конституции США, увязывающую ношение оружия с гражданскими правами. Повторю: эти аналогии антиисторичны. Казачество – это не фермеры Дикого запада. Из героев "Тихого Дона" не сделаешь персонажей вестерна. Вроде бы и чувство собственности у них есть (да оно у всех крестьян было, еще Фердинанд Флокон в письме Энгельсу называл крестьян "ярыми собственниками"), но оно не сродни гражданскому сознанию, а прямо противоположно ему, противопоставлено всяким навыкам договорной кооперации. Кто сильнее, тот и прав – вот их закон. Поэтому не надо надеяться, что оружие их облагородит, и не стоит сомневаться, для чего они это оружие используют. Не оружие делает человека гражданином, а человек превращает орудие убийства в инструмент для строительства гражданского общества.