сам себе голова
cmart — 29.04.2010По поводу вчерашнего опроса о
локализации «я». Сейчас читаю книгу:
Спроси вы меня, где я нахожусь внутри собственного тела, голова была бы самым многообещающим кандидатом по сравнению с селезенкой, допустим, или ногою.
Это во многом связано с особенной ролью головы в восприятии объектов вне нашего тела. Многие части тела наделены проприоцепторами — структурами, которые сообщают об ощущении телом самого себя, своих движений, поз, месторасположения и действий. И большинство органов обладают поверхностью, способной к тактильному восприятию — легкое прикосновение, грубое, болезненное, тепло, холод, покалывание и пр. И в то время как рука является главной для пятого чувства, монополией на него она не обладает. Голова же между тем обладает монополией на зрение, слух, запах и вкус. Головы видят, слышат, нюхают и пробуют, в отличие от ног. То, что мы видим-слышим-обоняем-дегустируем, зависит от состояния головы.
Как же это соотносится с местоположением «эго»? Объекты, которые располагаются вокруг, в нашем зрительном поле, ставят нас в самый центр этого поля. Мы (как «Я») становимся точкой отсчета, на основании которой предметы разделяются на «близкие» и «далекие», на скорее здешние, чем тамошние, на те, что под рукой, и недоступные, на те, что находятся в определенных границах, и те, что выходят за рамки. Вокруг нашего тела все крутится. А голова является той частью тела, что помещена в самый центр этого центра, потому что она — сердцевина нашего зрительного поля: именно здесь лучи света, исходящие от видимых нами предметов, сходятся вместе. Здесь они собираются. Сюда они направляются. Это и есть их пункт назначения.
Когда мы смотрим на предмет, то видим не только непосредственно его самого, но и его по отношению к другим предметам, а также по отношению к собственному телу, которое тоже является предметом, пусть и не только предметом. Ну и совершенно очевидно, что в составе тела должен быть орган, осуществляющий видение, — скорее уж голова, на которой расположены глаза, чем ступни — это обзорный пункт. Таким образом, именно голова находится в центре того, что великий человек, профессор Эдмунд Гуссерль, назвал эгоцентрическим пространством.
Центр эгоцентрического пространства не четкий. Он смазанный и расплывчатый и в большей или меньшей степени распространяется на все остальное тело. То, что у нас два глаза и два уха, помещает голову в самый центр окружающего нас смыслового пространства. То, что дальнейшего размывания не происходит, несмотря на то что глаза не сообщаются между собою, а уши разделены головой, обеспечивается инструкциями, благодаря которым увиденное и услышанное соединяется в некой точке. То есть ощущениями, объединяющими весь наш телесный опыт в единый момент сознания «я». Это, как уже было замечено ранее, в терминологии Канта, единство восприятия. Мы можем полагать его как точку конвергенции нашего внимания. Именно здесь и находится личность — центр эгоцентрического пространства.
Стоит задуматься о неоспоримых основах, на которых строится понятие «точки конвергенции». Есть мнение, что все вещи, привлекающие наше внимание, словно напрашиваются на него. Они влекут нас в разных направлениях, притягивают нас. Мы же тогда оказываемся в исходной точке координат, соединяющей нас с объектами нашего внимания. Осознающее тело становится чем-то на границе «здесь» и «там». Голова — орган, более других сообщающий о «здесь», так как она является местоположением телерецепторов (преимущественно зрительных, но также и слуховых), раскрывающих, что же такое «там». Личность — это «здесь», тут, прямо посреди предметов, которые находятся «там» (по отношению к нам).
Так что, когда я думаю о себе в этой неестественной манере, с которой мы философствуем, и безнадежно пытаюсь застать самого себя врасплох, то помещаю «я» прямо за собственными глазами и чуть выше рта, в крохотном виртуальном пространстве, откуда мы вкушаем этот мир.
Действительно, большинство выбрало ответ «в голове», на втором месте — «в груди», на третьем — «в солнечном сплетении»; а если сложить грудь и солнечное сплетение, то голова проиграет. Очевидно, из «нормального» расположения внутри головы точка конвергенции личности у разных людей сползает туда, где находится доминирующий аппарат информационного взаимодействия с миром. У т. н. «визуалов», например, она смещается в район глаз; у «кинестетиков» — ближе к спине, спинному мозгу; у тех, кто настроен на вербальное — к языку или гортани; у анальных фиксантов — в область ануса и т. д.
Я ответил «в груди», хотя отлично понимаю всё про «фокус конвергенции», — тем не менее, голова не ощущается вместилищем «я». Скорее, это система внешнего наблюдения вроде перископа; «я» же как в танке сижу внутри грудной клетки. Танк — довольно точная метафора: башня и корпус.
Когда меня спрашивают: «кто залил пол водой?», я отвечаю: «я!» — и указываю себе на грудь, а не на лоб и даже не на слезящиеся глаза. Кто-то укажет себе на низ живота. Иные (из тех, у кого точка конвергенции находится над головой), наверное, произнося «я», ткнули бы пальцем в проплывающую по небу дождевую тучу. Но я таким людям не очень верю, уж извините.
Ещё я вспомнил, что в 20 лет сидел отчётливо внутри именно черепа; даже был у меня рисунок: тёмная комната, скомканная постель, письменный стол и два овальных окна — глазницы. С возрастом сполз за грудину (возможно, это связано с возросшим количеством вещей, принимаемых «близко к сердцу»; а может быть, дело в развившемся гастродуодените; и ещё может быть, что это естественный процесс сползания стареющего «я» поближе к матери-сырой-земле).