
"Саломея" в театре Модерн, или Уайльд, Бальмонт и мы


Во время спектакля его оценка скакала у меня от "Блин, пора делать ноги!" до "Гениально, воистинну гениально!". И сейчас я его оцениваю в целом как очень хороший, местами гениальный. Но пролог я бы убрала нафиг. Да, совсем. Он сбивает зрителя. Я понимаю почему его сделали. Режиссер хотел, видимо, напомнить зрителям о том времени, когда была написана пьеса. Но можно было это сделать как-то иначе? Я в театр на Уайльда пришла. А услышала стихи э-э-э Бальмонта (?). Я лично ставлю на Бальмонта. А также разговоры о лошадях и конках в Питере, о публичной библиотеке и странных рисунках ланей. Граждане, я первые минуты спектакля сидела с отпавшей челюстью. Не надо так делать, не пугайте зрителя. Вот это вот все НЕ НУЖНО. Ну вот, я выговорилась и теперь приступим ко всему хорошему, что там есть. Хорошего много.

К счастью, сразу после пролога появляется она. Царевна иудейская с золотыми глазами. Ирина Гринева - настоящая фея, пугает и чарует. Она настолько прекрасна, что понимаешь почему Ирод обещал падчерице все, что угодно за один танец. Актриса отлично владеет своим телом и своим голосом, она, как сирена, чарует зрителей. И только на одного чары царевны не действуют. На Иоканаана, пророка, который грозит карами небесными матери Саломеи, называя ее блудницей. И Александр Усов, далекий от канонов античной красоты, в этой роли кажется прекрасным и грозным, целомудренным и страшным.

Во втором акте на сцене разворачивается пир, на котором присутствуют триарх Ирод, его жена Иродиада, ее дочь и гости: иудеи и римлянин Тигеллин. На мой взгляд, эти сцены - лучшие в спектакле. Они остроумны, отлично поставлены, интересны. Обмен репликами происходит молниеносно, а персонажи, несмотря на костюмы, совершенно не напоминающие римские тоги или иудейские одеяния, получаются очень узнаваемыми. Римлянин - ограниченный солдафон и женолюбец, иудеи - заядлые спорщики, переливающие из пустого в порожнее и пр. Напряжение все нарастает, зрители поднимаются все выше и выше и... И вот тут Уайльду изменило чувство меры. Последние диалоги у него превратились в монологи, которые очень утомляют и сбивают ритм пьесы. Актеры великолепны. Но удержать внимание зрителей поздно вечером в конце спектакля, когда все уже устали, - так себе задача. Последний монолог Саломеи - это страница печатного текста. Это очень долго. Если во время сцены пира я была уверена, что спектакль гениален, то к концу моя оценка несколько снизилась. Да, я понимаю, резать текст по живому сложно. А слышать смешки из зала лучше? В общем, это моя вторая претензия к режиссеру. Хвост надо было купировать. Иначе реакция будет как у Стрелки в фильме "Волга-Волга": "Очень долго помирает".

Актеры великолепны. Все. Про исполнителей ролей Саломеи и Иоканаана я уже сказала, посмотрим на других. Ирода сыграл А. Багдасаров. Его тетрарх не поражает ни высоким ростом, ни силой и мощью. Но в его руках власть, он повелитель. Властитель и слабый человек одновременно. Ирина Маракулина очень хороша в роли Иродиады. Это красивая зрелая женщина (дамы, вот отличный пример, как надо себя подавать), уверенная в себе, царственная, прекрасная. Очень хороши иудеи (Л. Трегуб и А. Колесников), спорщики и пустобрехи. Настоящая находка - Роман Коваль, сыгравший римлянина Тигеллина. О, это тяжелое чувственное лицо с медальным профилем! Вот он - будущий владыка мира, сын того народа, что поборет и Галилеянина. Хотя последний в итоге победит.

Костюмы М. Филатовой, как я уже сказала, напоминают нам о времени написания пьесы. Это смокинги с бабочками у мужчин и длинные платья у женщин. Но все дело в деталях. Пейсы и шляпы иудеев, кровавый камень в галстуке-бабочке и Ирода, длинные жемчужные ожерелья Иродиады, золотистые сандалии Саломеи, папахи и башлыки у стражников. Вот только римлянину отказали в предмете, который его бы идентифицировал. Почему? Не знаю. Но тут я бы предложила булавку с орлом или буквами SPQR.

Резюме: очень хороший спектакль. Немного не дотянул до гениального.
Благодарю за приглашение https://vk.com/i.arenkova
и https://vk.com/moskvalublu (moskva-lublu).
Автор: Оскар Уайльд
Режиссер-постановщик: Владимир Агеев
Перевод: Константин Бальмонт
Художник-сценограф: Марина Филатова
Художник по костюмам: Марина Филатова
Хореограф: Альберт Альбертс
Художник по гриму: Наталья Тимофеева
Художник по свету: Майя Шавдатуашвили
Подбор музыки: Владимир Агеев
Музыка: Алексей Айги
Картинки с сайта:
https://www.modern-theatre.ru
Сайты театра:
http://www.modern-theatre.ru
https://vk.com/teatr.modern
https://www.youtube.com/channel/UCLGJqlN_9GumwgfGy7YZZpg
P.S. А теперь все это мне надо написать так, чтобы PR служба театра поняла, что спектакль я хвалю и не убила бы меня.
|
</> |
