Саккос патриарха Иосифа 1648 г

топ 100 блогов selyanka123.08.2023 Саккос патриарха Иосифа 1648 г
Слева деталь саккоса патриарха Иосифа. Справа Неизвестный художник "Патриарх Иосиф". Конец XIX в.

Несмотря на то, что Константинополь пал еще в 1453 году и сменилась государственная религия, ткани в христианских традициях Византии производились там, по-видимому, еще  несколько веков, вплоть до XVII века.
Это были культовые ткани с изображениями фигур святых, херувимов или крестов. Однако с течением времени их отделка утрачивала строгость, предписываемую византийскими канонами.

Примером такого рода тканей культового характера в России являются два сохранившихся саккоса  патриарха Иосифа (1642-1652 гг).


Примечательно, что это два последних экземпляра тканей, сделанных в византийских традициях, и они представлены в одежде последнего "старообрядческого" патриарха Руси. Следующий патриарх Никон известен свой знаменитой церковной реформой и кровавым церковным расколом на Руси.

Патриарх Иосиф занял патриарший престол в 1642 году по жребию царя Михаила Романова, занял его уже в старости, поэтому, когда Михаил умер и в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович, Иосиф по слабости сил не мог быть таким близким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет (Романов), а после него патриарх Никон. Особенно  обострились его отношения с царем в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком "боголюбцев"  во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым, этот кружок стал неким предшественником будущих реформ Никона.
Патриарху Иосифу было нелегко справляться с чисто церковными делами, поэтому позиции церкви при нем сильно ослабли. При этом патриарх Иосиф  много занимался просветительской деятельностью. При нем в Андреевском монастыре по образцу европейских учреждений высшего образования было основано первое такое учебное заведение в России - Ртищевское училище, и выписаны ученые из Киева. Также при нем было напечатано много церковно-богослужебных и церковно-учительных книг - в таком количестве, в каком они не издавались ни при одном из его предшественников.

А вообще самым интересным для обычного человека событием, произошедшим во время патриаршества Иосифа, была попытка в 1643 году заключить брак между царевной Ириной Михайловной и датским "королевичем" Вальдемаром-Кристианом, сыном датского короля Христиана IV от морганатического брака. Требованием для брака был переход Вальдемара в православие, так как супруг Ирины  становился третьим в иерархии верховной власти России. А в это время по требованию духовенства как-раз шла борьба с "иноземным влиянием" и из центра Москвы выдворили всех иностранцев, заодно снеся три незаконно возведенные кирхи. Но Вальдемар, прибыв в 1644 году в Москву, устроил религиозные дебаты (с помощью сопровождавшего его лютеранского священика),  отказался от православия и предпочел остаться лютеранином, даже когда его практически пленником на несколько лет сделали . Так что брак не состоялся.

Но вернемся к саккосам. Первый саккос патриарха Иосифа выглядит вот так.

Саккос патриарха Иосифа 1648 г 1___00025664.jpg
Саккос патриарха Иосифа 1648 год

Эта ткань зафиксирована в Описи царской Мастерской палаты 1634 года как привезенная в этом же году из Турции русскими послами Афанасием Прончищевым и Тихоном Ермолаевым. Она несколько лет хранилась в царской казне, а в 1648 году, также согласно русским документам, была подарена царем Алексеем Михайловичем патриарху Иосифу для изготовления саккоса.

1_Атлас серебряный. Деталь саккоса патриарха Иосифа. 1648 год.jpg
Фрагмент узора саккоса патриарха Иосифа 1648 год

Ткань саккосa  сплошь заткана серебром и изображениями сидящего на престоле Христа в золотой одежде и херувима над ним. Изображения оконтурены красным шелком.

Тем не менее с художественной точки зрения это монотонное повторение фигур не особо впечатляет. В ткани наблюдается утрата художественной выразительности, свойственной тканям предыдущего периода. Изображение Христа безжизненно, серебряный фон с красными линиями чрезвычайно однообразен.

Византийские ткани и традиции узоров на Руси

Саккос митрополита Петра 1322 год

Саккос митрополита Алексия 1364 год

Большой саккос митрополита Фотия 1414—1417 гг

Малый саккос митрополита Фотия XIV - начало XV вв

Саккос митрополита Симона 1496 год


Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год

Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В некоторых кругах меня знают как Макс Молчун, в других я Андрей или Будулай. Подробности в моём журнале, общение предпочтительнее тоже там ) ...
Последнее время пошла мода мериться письками (зачеркнуто) дискриминациями. В этой связи в адрес радфем откуда только не звучат обвинения в отказе признать то, что не белых мужчин, геев, трансгендеров и т.д. угнетают больше, чем женщин, и что радфем не ставят их защиту в приоритет по отноше ...
Только что по "России 24" Гундяев, накануне вернувшийся с выставки новой коллекции "Брегетов" в Милане, вещал в прямом эфире. Рефреном шло, что только церковь стоит на страже Божьей правды (?), а посему только у нее есть копирайт на истину. Кто против ...
Американский телеканал TBS решил выбрать самый забавный рекламный ролик 2011 года. Представители телеканала определили 10 финалистов и предлагают пользователям проголосовать за самый смешной из них на промо-сайте veryfunnyads.com. Ниже некоторые из ...
"Не прячьтесь от дождя! Вам что, рубашка Дороже, что ли, свежести земной? В рубашке вас схоронят. Належитесь..." © Дождь пролился...но этого мало, но много сильно ветра, или так: сильного ветра много, порывы до практически точки отрыва, но нужен не дождь, нужен ливень, желательно ...