Саккос патриарха Иосифа 1648 г


Слева деталь саккоса патриарха Иосифа. Справа Неизвестный художник "Патриарх Иосиф". Конец XIX в.
Примером такого рода тканей культового характера в России являются два сохранившихся саккоса патриарха Иосифа (1642-1652 гг).
Примечательно, что это два последних экземпляра тканей, сделанных в византийских традициях, и они представлены в одежде последнего "старообрядческого" патриарха Руси. Следующий патриарх Никон известен свой знаменитой церковной реформой и кровавым церковным расколом на Руси.
А вообще самым интересным для обычного человека событием, произошедшим во время патриаршества Иосифа, была попытка в 1643 году заключить брак между царевной Ириной Михайловной и датским "королевичем" Вальдемаром-Кристианом, сыном датского короля Христиана IV от морганатического брака. Требованием для брака был переход Вальдемара в православие, так как супруг Ирины становился третьим в иерархии верховной власти России. А в это время по требованию духовенства как-раз шла борьба с "иноземным влиянием" и из центра Москвы выдворили всех иностранцев, заодно снеся три незаконно возведенные кирхи. Но Вальдемар, прибыв в 1644 году в Москву, устроил религиозные дебаты (с помощью сопровождавшего его лютеранского священика), отказался от православия и предпочел остаться лютеранином, даже когда его практически пленником на несколько лет сделали . Так что брак не состоялся.
Но вернемся к саккосам. Первый саккос патриарха Иосифа выглядит вот так.

Саккос патриарха Иосифа 1648 год
Эта ткань зафиксирована в Описи царской Мастерской палаты 1634 года как привезенная в этом же году из Турции русскими послами Афанасием Прончищевым и Тихоном Ермолаевым. Она несколько лет хранилась в царской казне, а в 1648 году, также согласно русским документам, была подарена царем Алексеем Михайловичем патриарху Иосифу для изготовления саккоса.

Фрагмент узора саккоса патриарха Иосифа 1648 год
Ткань саккосa сплошь заткана серебром и изображениями сидящего на престоле Христа в золотой одежде и херувима над ним. Изображения оконтурены красным шелком.
Тем не менее с художественной точки зрения это монотонное повторение фигур не особо впечатляет. В ткани наблюдается утрата художественной выразительности, свойственной тканям предыдущего периода. Изображение Христа безжизненно, серебряный фон с красными линиями чрезвычайно однообразен.
Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Саккос митрополита Петра 1322 год
Саккос митрополита Алексия 1364 год
Большой саккос митрополита Фотия 1414—1417 гг
Малый саккос митрополита Фотия XIV - начало XV вв
Саккос митрополита Симона 1496 год
Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год
Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год
|
</> |