Саккос патриарха Иосифа 1648 г

топ 100 блогов selyanka123.08.2023 Саккос патриарха Иосифа 1648 г
Слева деталь саккоса патриарха Иосифа. Справа Неизвестный художник "Патриарх Иосиф". Конец XIX в.

Несмотря на то, что Константинополь пал еще в 1453 году и сменилась государственная религия, ткани в христианских традициях Византии производились там, по-видимому, еще  несколько веков, вплоть до XVII века.
Это были культовые ткани с изображениями фигур святых, херувимов или крестов. Однако с течением времени их отделка утрачивала строгость, предписываемую византийскими канонами.

Примером такого рода тканей культового характера в России являются два сохранившихся саккоса  патриарха Иосифа (1642-1652 гг).


Примечательно, что это два последних экземпляра тканей, сделанных в византийских традициях, и они представлены в одежде последнего "старообрядческого" патриарха Руси. Следующий патриарх Никон известен свой знаменитой церковной реформой и кровавым церковным расколом на Руси.

Патриарх Иосиф занял патриарший престол в 1642 году по жребию царя Михаила Романова, занял его уже в старости, поэтому, когда Михаил умер и в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович, Иосиф по слабости сил не мог быть таким близким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет (Романов), а после него патриарх Никон. Особенно  обострились его отношения с царем в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком "боголюбцев"  во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым, этот кружок стал неким предшественником будущих реформ Никона.
Патриарху Иосифу было нелегко справляться с чисто церковными делами, поэтому позиции церкви при нем сильно ослабли. При этом патриарх Иосиф  много занимался просветительской деятельностью. При нем в Андреевском монастыре по образцу европейских учреждений высшего образования было основано первое такое учебное заведение в России - Ртищевское училище, и выписаны ученые из Киева. Также при нем было напечатано много церковно-богослужебных и церковно-учительных книг - в таком количестве, в каком они не издавались ни при одном из его предшественников.

А вообще самым интересным для обычного человека событием, произошедшим во время патриаршества Иосифа, была попытка в 1643 году заключить брак между царевной Ириной Михайловной и датским "королевичем" Вальдемаром-Кристианом, сыном датского короля Христиана IV от морганатического брака. Требованием для брака был переход Вальдемара в православие, так как супруг Ирины  становился третьим в иерархии верховной власти России. А в это время по требованию духовенства как-раз шла борьба с "иноземным влиянием" и из центра Москвы выдворили всех иностранцев, заодно снеся три незаконно возведенные кирхи. Но Вальдемар, прибыв в 1644 году в Москву, устроил религиозные дебаты (с помощью сопровождавшего его лютеранского священика),  отказался от православия и предпочел остаться лютеранином, даже когда его практически пленником на несколько лет сделали . Так что брак не состоялся.

Но вернемся к саккосам. Первый саккос патриарха Иосифа выглядит вот так.

Саккос патриарха Иосифа 1648 г 1___00025664.jpg
Саккос патриарха Иосифа 1648 год

Эта ткань зафиксирована в Описи царской Мастерской палаты 1634 года как привезенная в этом же году из Турции русскими послами Афанасием Прончищевым и Тихоном Ермолаевым. Она несколько лет хранилась в царской казне, а в 1648 году, также согласно русским документам, была подарена царем Алексеем Михайловичем патриарху Иосифу для изготовления саккоса.

1_Атлас серебряный. Деталь саккоса патриарха Иосифа. 1648 год.jpg
Фрагмент узора саккоса патриарха Иосифа 1648 год

Ткань саккосa  сплошь заткана серебром и изображениями сидящего на престоле Христа в золотой одежде и херувима над ним. Изображения оконтурены красным шелком.

Тем не менее с художественной точки зрения это монотонное повторение фигур не особо впечатляет. В ткани наблюдается утрата художественной выразительности, свойственной тканям предыдущего периода. Изображение Христа безжизненно, серебряный фон с красными линиями чрезвычайно однообразен.

Византийские ткани и традиции узоров на Руси

Саккос митрополита Петра 1322 год

Саккос митрополита Алексия 1364 год

Большой саккос митрополита Фотия 1414—1417 гг

Малый саккос митрополита Фотия XIV - начало XV вв

Саккос митрополита Симона 1496 год


Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год

Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Предыдущий выпуск Если хотите, можете проголосовать за понравившиеся картинки: View Poll: #2099962 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ...
Дорогие друзья, Вы только вдумайтесь – более ВОСЬМИ  ЛЕТ авторитетная и «самая справедливая в мире британская Фемида» занималась делом по убийству Александра Литвиненко. ВОСЕМЬ ЛЕТ… На что же они были потрачены? А потрачены они были всего лишь на то, чтобы в заключительном докладе п ...
...
Еще не так давно этот кошмар дизайнерской мысли (см. фото) стоил 1090 баксов. Теперь с 48% скидкой вам милостиво продадут ЭТО по дешевке всего за 567 баксов. Я такую вещь даже в дар не приняла б. А если и взяла, то не носила бы конечно, максимум отдала моему коту Барсику под место ...
Пиздец какой-то вчера. Маленькое предисловие - вчера закончилась учеба, получила ажно международный сертификат спецЫалиста по применению технологии "DiSC", вся такая довольная на расслабоне иду домой (уже почти 11 вечера), машу пакетом, жизнь прекрасна, метёт мощная метель прям в лицо, не ...