В предыдущем посте мы познакомились с голубым саккосом митрополита
Дионисия. Переходим ко второму саккосу - белому.
Еще раз напомню, что Дионисий в 1581 году был избран Иваном IV
московским митрополитом. Он отличался красноречием и написал ряд
знаковых для того времени сочинений (все они утеряны), за которые
его прозвали Грамматик. Будучи близким другом семьи Шуйских,
Дионисий сумел примирить их с Годуновыми в 1585 году, но год спустя
все-таки пал жертвой политических разборок между Шуйскими и Борисом
Годуновым.
Нам, собственно, важно, что Дионисий был Грамматик и мог в
недошедших до нас трудах идеологически поддерживать возникшую в то
время конкуренцию между Москвой и Стамбулом за звание наследника
Рима (концепция "Москва - Третий Рим") , а также борьбу
за собственное патриаршество отдельное от
Константинопольского. Известно, что именно Дионисий в 1586
году поднял вопрос об учреждении в Москве патриаршества, которое
было учреждено в 1589 году уже при его преемнике
Описанные саккосы митрополита Дионисия сделаны в 1583 году по
приказу Ивана IV из особо ценимых в России тканей и богато
украшены жемчужным шитьем с камнями и золотыми дробницами.
Иван IV после завоевания Астраханского и Казaнского ханства
озаботился разнообразными регалиями и атрибутами власти, как
светской так и церковной.
Чтобы было понятней, вот пост про шапки, обратите внимание,
что Казанская шапка сделана в 1553 году, а Астраханская и Сибирская
шапки по некоторым версиям являются копиями утраченныx во время
Смуты оригиналов.
Царские венцы России
А вот тут немного больше про противостояние со Стамбулом
Откуда взялись такие шапки у русских
царей
В общем, денег Иван Грозный на саккосы Дионисия в 1583 году не
пожалел. Из времен Ивана Грозного кроме саккосов Дионисия до
нас дошли саккосы митрополитов Иоасафа, Макария (самый
красивый, подарен ему царской семьей) и Антония, но они по красоте
и богатству даже не то что уступают саккосам Дионисия, они и рядом
не стояли.
Саккос митрополита Дионисия, Москва, 1583 г.
Итак, второй саккос Дионисия сшит из атласа белого цвета
с изображением богоматери с младенцем; по сторонам богоматери -
летящие ангелы. Фон заполнен цветами гвоздики и тюльпанов; одни
цветы даны на тонких стеблях в изящных изгибах, типичных для
иранского искусства, другие, мелкие цветы, образуют легкие
остроовальные клейма, внутри которых помещены золотые кресты
византийского типа.
Элементы поздневизантийского стиля (изображения Христа, Богоматери,
крестов) необыкновенно органично сочетаются с персидским
растительным орнаментом.
Атлас саккоса с легкими растительными узорами сплошь расшит
искусными вышивальщицами Мастерской Царицыной палаты, которые
сумели вписать в рисунок ткани законченные портреты, выполненные
золотом с чернью и эмалью дробницы и жемчуга.
В этих тканях наблюдается смешение двух различных стилей:
поздневизантийского, в лицевых изображениях, крестах и надписях и
чисто иранского в трактовке растительных элементов. Строгие,
несколько суровые изображения богоматери и Христа смягчаются
окружающим их орнаментом из цветов.
Деталь саккоса митрополита Дионисия. 1583 год.
Можно еще отметить незначительные детали в орнаментации того и
другого атласа:
на белом - присутствие кружка с полулунками, скомбинированными
по три, это так называемая "тамга Тамерлана" - мотив, часто
встречающийся в турецком декоративном искусстве;
на голубом атласе выделяется узор в виде шестилучевой розетки,
близкой по типу к элементам восточного декоративного искусства.
Стилистическая разнохарактерность в орнаментах этих тканей
затрудняет четкое определение места их производства. Вернее всего,
их можно отнести к восточной работе, поскольку в изображениях видны
византийские традиции, а в орнаменте - приемы иранских ткачей.
Несмотря на некоторые недостатки в передаче человеческих фигур
(например, изображения богоматери имеют различные пропорции - одни
шире в плечах и ниже ростом, другие более стройные и высокие;
Христос представлен благословляющим левой рукой вместо правой;
некоторые надписи вытканы в обратном порядке), все же ткани эти
являются высокими образцами ткацкого искусства XVI века.
Деталь облачения. Вклад царя Ивана Грозного
Саккос с изображением богоматери сохранил на себе все украшения и
низанную жемчугом надпись о том, что саккос является царским
вкладом, с указанием даты. Отдельные надписи исполнены вышивкой
золотом (например, над изображениями ангелов).