Если бы меня спросили, какие из фильмов в последние годы произвели
на меня самое сильное впечатление и стали незабываемыми, первым в
списке стоял бы, наверное, фильм "Не хороните меня без Ивана". И,
кстати, так думаю не только я, рейтинг этого фильма на
Кинопоиске выше "Аватара". Потому что это фильм про людей и
про Россию, а не про спецэффекты и выдуманных мутантов.
Фильм режиссёра Любови Борисовой настолько тёплый и
солнечный, что аж не верится, что в Якутии такое ласковое лето.
Безусловно, пролёты над чистым и зелёным полем, золотые закаты,
передающие столь точное настроение сказочной атмосферы, — отдельная
заслуга оператора.
Кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана"
Кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана"
А в точности созданный быт и обиход якутского поселения 1910 года —
дело рук художниц Саргыланы Скрябиной и Дарьи Дмитриевой -
художника по костюмам в фильме "Тыгын Дархан"
Якутское кино: Тыгын Дархан и его история / "Тыгын Дархан"
(2020)
Фотографии начала ХХ века перед финальными титрами —
подтверждение кропотливой работы художниц, создавших для фильма 200
костюмов . Такая точность и внимательность удивляет, особенно
в век, когда производство фильмов поставлено на поток.
Сверху архивное фото И.В. Попова. Снизу кадр из фильма, где Иван
Попов снимает лошадь
Слева кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана". Справа
архивная фотография
Слева костюм с выставки "Увидевший прекрасное" к фильму "Не
хороните меня без Ивана" Справа архивная фотография
Дария Дмитриева, художник по костюмам:
— За два года до выхода картины мне позвонил продюсер Дмитрий
Шадрин и сказал: пожалуйста, очень вас прошу, сразу не
отказывайтесь. Я посмотрела картины Ивана Попова и вдохновилась на
сей, надо сказать, титанический, но вместе с тем благодарный труд.
Получилось все аутентично, и музея достойно, это ведь наша с вами
история, что приятно вдвойне.
Кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана"
К сожалению, художницы не дали каких-то специальных интервью
по поводу того, как работали над этим фильмом. Поэтому слово
режиссёру, и рассказ не только о костюмаx, но и о реквизите.
Любовь Борисова, режиссер :
— Для "Ивана" мы выиграли конкурс Министерства культуры
РФ и получили 20 миллионов, еще девять дала Республика Саха
(Якутия). Это позволило собрать большую команду, привлечь
иностранного актера [Дариус Гумаускас очень похож на реального
Ивана Попова], построить множество декораций, сшить огромное
количество костюмов, расширить географию локаций… Исторические
картины всегда подразумевают большие расходы.
Люди понимают главную идею: умение видеть красоту - это
великая ценность. Больше всего мне нравится, как зрители пишут, что
фильм дал им глоток свежего воздуха, расслабил, умиротворил в наше
беспокойное время. Это важно.
Кстати, обратите внимание на фотоработы Ивана Васильевича.
Фотографии якутского быта тех лет есть у многих исследователей, но
на его снимках люди не так зажаты, они не боятся фотокамеры,
некоторые даже улыбаются. Попов вырос в якутском селе Ытык-Кюель и
с детства хорошо говорил по-якутски, знал обычаи и уклад, поэтому
его воспринимали как своего и не боялись.

Коллекция И.В. Попова, приготовленная для отправки в
Германию
Когда мой соавтор сценария Юлия Клименко приехала сюда из Москвы, я
водила ее по музеям, чтобы она прониклась якутским духом. И вот шли
мы однажды по Старому городу мимо острога, а в него как раз человек
заходил и помахал нам рукой — давайте сюда! Как было не
зайти?
Заходим — а там картины Попова висят. Человек же этот оказался
ответственным секретарем Якутского регионального отделения
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Александром Дьяконовым. Он, кстати, и Татту хорошо знает, потому
что экскурсии там проводит. И столько полезного мы от него узнали
по части съемок на исторических объектах! А ведь прошли бы мимо
этого острога минутой раньше или минутой позже — разминулись
бы.
Кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана"
В Татте мы снимали в трёх местах: Ытык-Кюельском
литературно-художественном музее-заповеднике "Хадаайы", Черкехском
историко-мемориальном музее "Якутская политическая ссылка", а в
Баяге — сцены в Могол урасе, которую построил Мандар Уус.
Нам очень повезло, что в Хадаайы стоит копия юрты Попова,
потому что настоящая находится прямо посреди Ытык-Кюеля, и сцены
для исторического фильма снимать снаружи нее невозможно.
А в Хадаайы нам позволили даже засадить некоторую часть
территории картошкой, чтобы показать таким образом его увлечение
огородничеством. Правда, к моменту начала съемок она не успела
проклюнуться, но мы, кроме этого, установили там изгородь и
"дедушкин сарай" — все по рисункам самого Попова, так что музейщики
остались очень довольны "пополнением".
— В подлинной юрте Поповых мы снимали интерьер (там все очень
атмосферное!), и к нам частенько наведывался родственник Ивана
Васильевича Николай Петров, который сейчас приглядывает за ней.
Всякий раз доброжелательно интересовался, как у нас идут дела, а
слыша, что все хорошо, улыбался: "Значит, предки довольны", — и это
вселяло в нас надежду.
Я давно заметила — если снимается хороший фильм, все вокруг
помогает процессу. Взять хотя бы реквизит.
Тут не обошлось без помощи сверху. Изучала биографию Попова и
наткнулась на факт, что он отправил множество экспонатов в разные
музеи, в том числе и германские. Я начала искать его следы в
каталоге "Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях
мира. Том 2, Германия". На нескольких его фотоработах было одно и
то же женское убранство (начельник-бастынга, нагрудное украшение
илин кэбисэр и наспинное — кэлин кэбисэр) , и я увидела его в
каталоге. Я была убеждена, что его отправил именно Иван Васильевич,
что позже и подтвердилось.
Ювелирные украшения с выставки "Увидевший прекрасное" к фильму
"Не хороните меня без Ивана"
Ювелирные украшения с выставки "Увидевший прекрасное" к фильму
"Не хороните меня без Ивана"
Ювелирные украшения с выставки "Увидевший прекрасное" к фильму
"Не хороните меня без Ивана"
Ювелирные украшения с выставки "Увидевший прекрасное" к фильму
"Не хороните меня без Ивана"
Когда я рассказала о комплектe женских
украшений директору Театра Олонхо Марии Турантаевой, она
решила заказать ювелирам копию, чтобы сначала снять её в кино, а
потом использовать в спектаклях. Два студента-выпускника
Якутского художественного училища, срочно изменив темы своих
дипломных работ, взялись за этот проект. Это было настоящее научное
исследование, в ходе которого была заново открыта забытая
технология изготовления такого типа украшений.
По фотографиям из каталога команда ювелиров Якутского
художественного училища создала реконструкцию этого массивного
ювелирного изделия из традиционного якутского сплава серебра и
меди. Профинансировал проект Театр Олонхо, а этнографы из Института
гуманитарных исследований следили за научной достоверностью
реконструкции. Вот такой целый научный проект получился!
В центре костюм из коллекции И. Попова. Слева костюм с выставки
"Увидевший прекрасное" к фильму "Не хороните меня без Ивана".
Справа кадр из фильма
— А какие шикарные костюмы были сшиты по фотографиям Попова!
Их, между прочим, не менее двухсот, мы ведь сняли "роуд муви", где
главные герои весь фильм в дороге и встречают множество людей.
Слева кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана". Справа это
платье с выставки "Увидевший прекрасное" к фильму "Не хороните меня
без Ивана"
Удивительные платья-халадаи сочных оттенков в фильме! Некоторые
современные женщины считают, что в старину таких тканей не было.
Но пусть посмотрят каталоги музейных экспонатов конца XIX -
начала XX века. Там такие яркие краски, такие изысканные ткани!
Якутская городская интеллигенция в то время заказывала себе платья
и шляпки из модных журналов напрямую из Парижа, правда с
отставанием в три года из-за больших расстояний.
Кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана"
Дорожный футляр для чайной пары Ивана Васильевича — тоже
реконструкция. Что же касается самой чайной пары — я купила ее в
антикварном магазине "Ретросклад", где мне объяснили, что для
начала ХХ века подойдёт синий кобальт с золотой каемкой.
А потом услышала от Ивана Ивановича Попова — внука Ивана
Васильевича и тоже художника (они с братом Гаврилом Ивановичем были
у нас консультантами) — удивительную историю…
Чайная кобальтовая пара с выставки "Увидевший прекрасное" к
фильму "Не хороните меня без Ивана"
Во время очередной своей поездки Иван Васильевич остановился
на ночлег в какой-то юрте, и ночью к нему из-за печки вышла
старушка, в руках которой была синяя чашка с золотой каемкой. Вышла
и сказала: "Милый, хлебни отсюда водочки". Он выпил и спокойно
уснул. А утром, когда он в разговоре с хозяевами упомянул об их
приветливой бабушке, те потрясённо сказали, что никакой бабушки у
них нет. Но вот чашку ту он хорошо запомнил — художник ведь.
Поэтому в фильме у Ивана Васильевича именно такая чайная пара…
Кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана"
Так как все события происходят в дороге, то третий "персонаж"
фильма — телега. Ее изготовила подмосковная фирма, которая
занимается только телегами, в том числе и для фильмов. А вот крышу
к ней мы придумали сами: ведь с практической точки зрения и с
художественной это было возможно. И для артистов так легче было
сниматься в этой телеге под палящим солнцем.
Кадр из фильма "Не хороните меня без Ивана"
А нашей самой юной актрисой была двухнедельная телочка,
которую мы искали долго: теленок должен был обладать портретным
сходством с героем одной из картин Попова. Даже кастинг проводили
по фотографиям. Ответственный за поиск животных, исполнительный
продюсер Прокопий Иванов, "прошерстил" всю Татту и нашел-таки нашу
будущую звезду.
Слева Иван Попов "Теленок". Справа теленок из фильма "Не
хороните меня без Ивана"
В фильме можно узнать многие музейные достопримечательности
Якутии, уникальные строения. Настоящую юрту-урасу из бересты, где
камлала шаманка в белом платье, без шаманского наряда и
бубна.
Сцена с шаманкой полностью взята из книги "Таттинские
травники", где описывается камлание удаганки Дыгыйык. Там было
описание ее внешнего вида - она была очень красивой, пела нежным
голосом, камлала в белом платье и била в ладоши, а не в бубен.
Также там была история с четырьмя "нигилистами" (в фильме
братья,которые не верят, что шаманка имеет дар), а также эпизод,
где Дыгыйык (шаманка) пыталась выгнать единственного русского, но
это оказался художник Иван Попов, и он на чистейшем якутском языке
попросил разрешения остаться и посмотреть камлание. Она, конечно
же, согласилась.
Шаманка в белом платье. Кадр из фильма "Не хороните меня без
Ивана"
Николай Татаринов, историк, консультант режиссера:
— Якутское кино создается на страшном энтузиазме. Впервые я
принял участие в съемках. Это был, по сути, передвижной мобильный
музей, причем из реальных музеев нам реквизит для съемок доверяли,
а это страшно ответственно! Постоянные переезды с места на место:
утром загрузились — и в путь, назавтра вновь новые места. Я этот
чорон специально упакованным в кофры в руках перевозил
бережно, как ребенка.
Тот самый чорон. Кадр из фильма "Не хороните меня без
Ивана"
Александр Чичахов в роли Степана Бересекова
Отсюда Отсюда Отсюда