
Император зрит

То, что мы сейчас называем словом «сглаз» – лишь крохотная часть этой веры. Взгляду приписывали не меньшую власть, чем слову – а на самом деле ту же самую. Ведь чтобы назвать имя, нужно вначале увидеть и узнать его носителя, то есть уже дать ему это имя в сердце своём. Око – начало магии, слово – её завершение.
Для традиционного мышления зрение – не пассивное восприятие, а активная проекция своей мысли, веры и воли вовне. И потому пристальный взгляд человека, находящегося в правильном расположении ума и духа, может сделать больше, чем длинное заклинание.
Авторы Талмуда верили, что при помощи глаз человек и впускает в себя окружающее, и выпускает наружу свою духовную силу. А потому лучше ходить, глядя только в землю. Так ты и не осквернишься, увидев запретное, и сам не навредишь никому, кто слабее тебя.
В средневековом каббалистическом трактате вокруг образа Всевидящего Ока записано, что «Бог сотворил мир взглядом».
И очень похожие воззрения (простите за игру слов) мы увидим, если обратимся на противоположную сторону планеты, в Японию.
В начале времён божественные супруги-близнецы Идзанаги и Идзанами спустились с небес на землю. Землю им пришлось для этого сотворить из капли, упавшей с копья – до того был лишь безбрежный океан.
На этом первом острове они поставили священный столп и выстроили дворец, в котором поселились.
Но если вы думаете, что Идзанаги и Идзанами таскали камни и складывали брёвна, или же прибегли к некой божественной магии и повелели всему этому построиться самостоятельно, то нет. В «Кодзики», где записан этот миф, употреблено слово «митатэтамахики» – буквально «глядя возвели».
Чтобы перевести этот глагол на русский, придётся приложить усилия, а вот в английском есть выражение, которое в точности передаёт его смысл – to see smth into existence.
В сборнике древней японской поэзии «Манъёсю» выражение «митатэтамафу» («глядя возвести») используется по отношению к любым ритуальным сооружениям. Людям, конечно, приходится трудиться руками, но в любом случае строительство храма – символическое соучастие в том первом чуде.
А заклинательные молитвы норито, описывая постройку храмов и дворцов, употребляют ещё более интересный глагол «сиру». Буквально он обозначает «знать, ведать». «Высоко, под самое небо, возведём (буквально «познаем») конёк его крыши».
Саму Японию в некоторых текстах называют «страна в четырёх направлениях, кою царственная богиня (Аматэрасу) озирает (михарукасу)». Глагол, который на русском я передал как «озирать», буквально значит «смотреть вширь» или «глядя раздвигать».
То есть Аматэрасу, глядя со своего высокого престола, буквально раздвигает взглядом пределы своей земли настолько далеко, насколько видит.
В общем, для древней, ещё до-буддийской Японии понятия «видеть», «знать», «созидать» и «владеть» – практически синонимы.
Вера в силу взгляда отразилась даже на архаичных погребальных обрядах Японии. Взгляд на покойника считается несчастливым, даже оскверняющим – но в то же время между смертью и погребением полагается несколько раз приходить и смотреть на мёртвое тело. Откуда взялся такой обычай – японцы уже и сами не помнят, но объясняют его очень характерно: если смотреть на мёртвого, то он не встанет.
Думаю, вы уже понимаете, почему и то, и другое совершенно логично вытекает из веры в силу взгляда.
Правитель в Японии, как и во многих других культурах, происходит не от военного вождя, а от верховного жреца-шамана, а потому считается живым божеством. Вполне естественно, что его взгляд должен обладать особой силой и значимостью.
Как Аматэрасу, сидя на небесном престоле, созерцает свои земные владения, так и император, получивший от неё полномочия, созерцает свою землю, одним этим взглядом поддерживая там порядок и благополучие.
Но, конечно, для наилучшей эффективности полезно было бы правителю подняться куда-нибудь повыше. Чтобы видно было дальше.
И действительно, в эпохи Энги и Хэйан (примерно соответствуют нашей поздней античности и раннему средневековью) в императорском синто существовал как раз такой обряд. Он назывался «куними» – «смотрение страны». Для него правитель должен подняться на гору и оттуда взглянуть вниз, на земли людей.
Казалось бы, куними должны проводить на горах, расположенных как можно ближе к центру царства, чтобы с вершины можно было разглядеть все четыре стороны сразу. Но нет, для него выбирали возвышения, расположенные, наоборот, по границам областей. До сих пор эти места носят названия вроде Кунимитакэ (холм смотрения страны) и Кунимияма (гора смотрения страны).
Тут на самом деле всё логично, ведь граница областей символизирует границу миров. Стоя там, правитель как бы находится за пределами человеческого мира – в центре вселенной.
Полагают, что церемонию начинали перед самым рассветом. Император устремлял взгляд на восток, встречая восходящее солнце, а затем, как бы следуя солнечному пути, поворачивался к югу и на запад.
Но, конечно, настоящая, серьёзная магия не может обойтись совсем без слов. По канону, воззрев на землю, правитель должен был в порыве чувств сложить стихотворение, описывающее, насколько прекрасно и круто то, что он видит.
Вот одно из таких стихотворений, сложенное для куними императора Дзёмея (593-641гг):
В стране Ямато
Множество гор
Но наша твердыня –
Небесная гора Кагу:
Когда взбираюсь
И на землю взираю –
Над равниной суши
Поднимаются, поднимаются дымки;
Над равниной моря
Кружат, кружат чайки.
Прекрасна наша земля,
Остров Стрекозы,
Страна Ямато.
Не знаю, как у вас, а мне сразу приходят на ум те солнечные пейзажи, какие можно увидеть в мультфильмах Миядзаки.
На фотографии – та самая Небесная гора Кагу (Ама-но-Кагуяма), расположенная в земле Ямато (ныне префектура Нара на острове Хонсю). Море, если что, с неё не видно, слишком уж далеко она от берега. Да и вообще она не так уж высока – не разглядеть не то что весь остров Хонсю, но даже всю землю Ямато.
Но для магии это не так важно, ведь главное – смысл жеста и чувства, что в него вложены.
А у простых людей существовал (и существует до сих пор) свой похожий обряд – «оками», «смотрение с холма».
В последний день года нужно взять соломенную шляпу, надеть её задом наперёд и залезть на дерево, растущее на холме недалеко от твоего дома. Или хотя бы просто взойти на холм, если там нет дерева. С этого высокого места нужно взглянуть на свой дом – тогда ты увидишь, ждёт ли тебя в наступающем году удача или беда.
Здесь все составляющие раскладываются прямо по полочкам. Холм и дерево – место встречи миров. В обряде «камуасоби» (схождение божества) почитаемый ками спускается с неба не куда-нибудь, а именно на дерево на холме, и оттуда уже на землю, как фея-крёстная в старом советском фильме «Золушка».
Шляпа, надетая задом наперёд – ровно та же символика, что и в русской обережной магии. Если тебя «водит леший», тебе нужно вывернуть одежду наизнанку, а обувь переобуть не на ту ногу. Так ты уподобишься обитателям иного мира, и они не будут тебя трогать. Вот и японец, исполняющий обряд оками, играет здесь роль бога или духа, на повороте года сходящего к людям, чтобы принести им новую судьбу.
Сохранено
|
</> |

Император зрит
Оставить комментарий
Популярные посты:
Предыдущие записи блогера :
09.08.2025 —
Исторические кумиры
07.08.2025 —
Что есть дух?
05.08.2025 —
Герои Долины
03.08.2025 —
Просить по форме
01.08.2025 —
У нас спрашивают...
Архив записей в блогах:
Это же сколько надо выпить, а, не закусывая, а? Это же надо так было "учиться", чтобы Львовская школа ради собственного спасения нарисовала бы ему тройки с потолка в аттестате и вытолкала бы взашей на белый свет, прид-у-у-у-у-рка!!! Чтобы после морской укро-заварухи заявить: Мол мы ...
Ющенко, прощай! (2) Что будет с Украиной при президенте Тимошенко — счастье или ...
...
Сейчас невольно прокатилась на машине времени, обратно, в советские времена. Прямо кожей ощутила волнение, праздник, предвкушение путешествия и чего-то нового. Во дворе начался какой-то гомон, окрики, шум. Ну мало ли, чего люди шумят, иногда надо и пошуметь. Потом услышала, как громко и ...
Решила забежать и накатать последние новости. Почти все новости довольно-таки позитивные, что не может не радовать мою креветочью морду. Во-первых, я успешно сдала экзамены и таки получила водительское удостоверение! Не ...