
Сад Воды. Часть 1 (четверг, 7)

Японский Сад Воды
Японский ландшафтный дизайн - тема для отдельного и особого разговора. И не одного, поскольку она велика и необъятна. И, что еще хуже, пересекается со множеством других аспектов истории, философии и религии, да и просто образа жизни. Начать можно с простого перечисления терминов, известных практически каждому: бонсай, сад камней, икебана, дзен...
Интересно, что если заглянуть в Англонет, то там легко обнаружится еще один термин - water garden - Сад Воды. Попытки найти русские аналоги мне лично ничего не дали. У нас много пишется о том, что в любом японском саде много места уделяется воде, ее звучанию, гармоничному расположению и т.п. Однако самого термина "Сад Воды" нет.
Английские же любители японских традиций говорят именно о садах воды, где вода является не прекрасным обрамлением основных композиций, но сама несет свой смысл и оказывается главным объектом действия. Мне кажется, что это не лишено смысла, особенно если учесть японское отношение к жизни вообще и к воде, морю в частности.
Я попытаюсь создать несколько постов на эту тему. Это первый.
Техника создания сада воды такая же, как сада камней, они используют очень похожие приемы.

Возникли японские сады воды примерно в то же время, когда и развилось почти все их искусство. Вас не должно удивлять, что это Хэйанский период (785-1184) - золотое время расцвета средневековой Японии. До нас дошла целая книга Сакутейки (Sakuteiki), которая была ничем иным, как "руководством по эксплуатации" для буддийских садовников, занимавшихся созданием Садов Воды. Она описывала идеальные условия на Земле, заодно смешивая их с чисто религиозными понятиями, аналогичными христианским понятиям о рае. Сад Воды же был отражением этого рая, нирваны, местом, где душа могла отдохнуть и слиться с окружающим миром. Сакутейки была обычной книгой, свидетельствующей о том, что для японцев создание сада воды было чем-то привычным, используемым уже несколько веков, судя по накопленному опыту. Регламентировалось все - как должна течь вода, где, в каком направлении, какие породы земли и камней должны быть размещены на дно русла, по берегам, в отдалении, на тропинках. Почему они именно такие, и что это все значит. Все эти факторы были хорошо известны и принимаются во внимание сегодня садоводами, желающими создать рай на земле.
Окончание периода Хэйана совпадало с периодом расцвета дзен-буддизма, который ставил своим идеалом простоту и естественность (и даже аскетизм). В это время имитация природы стала несколько непопулярной, в силу чего большие площади, занятые водой, стали уходить в прошлое. Сады Воды постепенно уходят из употребления и на какое-то время почти исчезают. Но не совсем.

Можно выделить как минимум еще два периода развития японского Сада Воды. И первый из них связан с именем великого мастера японской чайной церемонии Сэн-но Рикю (Sen Rikkyu (1552-1591)). Именню Рикю довел чайную церемонию до совершенства и головоломной детализации с учетом абсолютно всего, что можно привлечь к делу. Он учил том, что в чайной церемонии chado нет мелочей. И уж если для того, чтобы пить чай в соответствии с традициями и в гармоничной обстановке, нужно построить специальный чайный домик, то кого удивит требование воду набирать в японском Саду Воды?!
В результате, надо признать, что ни одна другая культура мира, включая римскую и китайскую, не достигла таких сложных переплетений между требованиями "правильности" создания Сада Воды, такого длинного свода правил и методов, которые применялись японскими аристократами в этот период истории.
Окончание периода Хэйан было связано с ростом аскетизма, что привело к изменениям в положении японского садоводства. Популярными стали маленькие сады камней, использование песка и скал вместо воды и деревьев. Это символизировало холодный аскетизм горных хребтов, упрощение интерпретации мира и стремлению к упрощению способов медитации.
Однако после рождения традиции японской чайной церемонии японский сад преобразуется. Известно, что дорожка к чайному домику – родзи – должна была быть выложена особым образом и особыми камнями, чтобы быть максимально естественной. Это многие знают, но не многие в курсе, что существовал и Путь дзен, известный как родзи. А дорожка была символом, призванным напомнить приглашенным гостям чайной церемонии о секретах учения и принципах, лежащих в основах. Основами были два принципа: "ваби" - скромное состояние разума и "саби" - скромное состояние существования, используемого в законах создания садов. Использование чайной церемонии как способа культирвирования и духовности и простоты дзенских садов было наиболее важным в японской культуре. Любой японский Сад Воды является воплощением простоты, ясности ума и тела, просветления.

Рикю часто занимался строительством чайных домиков для знатных и богатых людей. Про него ходят разные легенды, вот одна из них. Говорят, что однажды, когда чайный домик для одного знатного самурая на берегу океана был построен, Рикю полностью вырезал вид на океан. Господин был сильно недоволен этим решением, но деваться было некуда – Рикю был знатным мастером. Работа была принята, и в тот момент, когда самурай склонился к бессейну с водой для того, чтобы умыть лицо, его глаза наполнились видом океана и он соознал свою связь с ним в тот самый момент, когда очистилось его тело.
Позже многие японские садовники создавали имитации этих двух стилей и пытались повторить легендарные сады, однако ничего выдающегося им сделать не удалось. Но традиция следовать только этим двум стилям пережила века. Главные тенденции в японских Садах Воды и сегодня включают характерные особенности, существующие в рамках только этих двух стилей. Для достижения Просветления в современные японские сады воды включается несколько вещей. К ним относятся восемь узких деревянных мостов Ясту-хатчи (Yastu-hatchi), которые напоминают путешественникам, идущим по пути родзи (roji), что путь и то, как мы пройдем его, оказывается более важным, чем цель, которую мы достигнем в результате. Камни, песок и фонарики на подставках оказываются центрами фокуса, которые добавляют правильную перспективу и концентрируют внимание на главной идее Сада Воды, будь то мистические традиции, медленное созерцание или течение времени. Даже мох, который используется повсеместно, призван служить идее просвещения, и может быть найден в метафоричских путях описания поэтических понятий, используемых в традицонном японском Саде Воды.
В следующий раз попробую о принципах рассказать.

|
</> |