С той стороны зеркального стекла...

Лилит вошла в Деву, и у меня состояние, как внутри разбитого зеркала. Вроде бы все привычное и знакомое, а показывается таким странным ракурсом, что не сразу и разберешь, где и что не так. На мой взгляд — это хорошо, всегда полезно посмотреть на окружающую действительность, как на иллюзию. Причем не умозрительно, а в обыденной жизни. Поэтому выставка в Румянцевском особняке «С той стороны зеркального стекла» отлично вписалась в мое нынешнее взаимодействие с окружающим пространством:)

На фото сразу и не поймешь — это реальная лестница или отражение? А ведь когда снимала точно знала, что никаких зеркал в вестибюле нет:)
В особняке Румянцева я последний раз была в рамках Ночи музеев 2021, там тогда тоже шла атмосферная выставка «Венеция вдали, как странный сон...». Любит, кто-то из организаторов поэзию:) и экспозиции выстраивает соответственно.
Далее - небольшой путеводитель по мероприятию.

Мы сразу из прихожей решили свернуть направо, в Зал «Мираж», посвященный одним из владельцев особняка герцогу Евгению Лейхтенбергскому и его супруге Зинаиде Богарне-Лейхтенбергской (какие фамилии!). На фото — редкий экспонат: стол с зеркальной столешницей, выполненный по проекту Огюста Монферрана. Интересно, а как его использовали? Мне пришла в голову идея поставить его у окна и таким образом увеличить освещение комнаты. Или поиграть за ним в карты, неплохой способ обеспечить контроль со стороны крупье:) Есть еще у кого мысли по этому поводу?

Но нас «отловили» служительницы и отправили налево в гостиную с самым большим зеркалом в Санкт-Петербурге
Оно выполнено единым листом. Площадь поверхности — 18 квадратных метров. Предполагается, что заказал его в начале прошлого века тогдашний владелец особняка князь Кочубей на Императорском стеклянном заводе. Это зеркало четырехслойное. Ни в один из дверных проемов оно пройти не могло. Скорее всего, его подняли на балкон второго этажа и пронесли в помещение после того, как рабочие разобрали часть стены под окном. Зеркало уцелело во время блокады, потому что музейные сотрудники заботливо укрыли его досками и мешками с песком. Источник
В этом же зале выставлены дивные сумочки советского прошлого с маленькими зеркальцами, обязательно входившими тогда в комплект.
А в Большом зале на длинной витрине, как на праздничном столе, подаются зеркала и зеркальца разных эпох и конфигураций: ручные, настольные, в шкатулках, расческах, табакерках, с подставками и без, изготовленные по разным технологиям. Про последние можно почитать прямо на больших плакатах, развешанных в залах.

Вот и я провела эксперимент — сняла трельяж без собственного изображения, горжусь:)
Потом мы вернулись в зал «Мираж» чтобы заглянуть в два больших зеркала над каминами, которые лет 20 никому не показывали, потому что к юбилею Петербурга закрыли их гипсокартоном, чтобы разместить выставочные экспонаты. Кстати, в этом зале нет окон вообще. Я их ни в 2021 году не видела, ни сейчас. Или они скрыты, как зеркала? В принципе, на стене у стола с зеркальной столешницей натянуто что-то похожее на шпалеру, вполне возможно, там есть или предполагался оконный проем. И следующий зал, в котором рассказывают про магические стороны использования зеркал, тоже производит впечатление безоконного. Но я могу и ошибаться, на фото в углу слева что-то похожее на окно задернутое гардиной.

Слышала, как экскурсовод говорила, что поближе к Новому году здесь будет обновление: Святки же после Рождества, время гаданий:)

Последний зал отдан зеркалам больших размеров, живописным полотнам с зеркалами и фантазиям дизайнеров выставки на зеркальную тему.
Нашла в VK отличный ролик. Там правда реклама все время влезает, но если ее вовремя гасить, то можно получить более детальное представление об экспонатах выставки.
Но лучше одеть себя потеплее и сходить на Английскую набережную, чтобы все посмотреть самостоятельно. Проект будет работать еще долго, аж до октября 2024 года
|
</> |