Если ханов Золотой Орды
распределить по известности их российскому читателю, то они
довольно чётко поделятся на три группы. Вне конкурса, конечно,
Батый, Мамай и Тохтамыш. Хотя второй по правде говоря, ханом не
был, но в вековой толще эпох такая династическая подробность
большого значения не имеет. Потом идут Узбек с Джанибеком. Можно
записать к ним третьим Ахмата, который на Угре стоял и терпел
всякие заочные поругания, вроде порванной басмы, но он, строго
говоря уже был таким же улусником, как и его русский соперник.
Золотая Орда на тот момент уже совсем развалилась. Крым был
независим, да и Казань с Сибирью уже жили сами по себе.
Всех остальных царей
ордынских уже смело можно записывать в малоизвестные. Слышали
кое-что про Берке с Сартаком затесавшихся в деяния Александра
Невского или телевизионный сериал, ну ещё Ногай немного на
слуху.
Про остальных слыхали
только те, кто сильно интересуется историей Золотой Орды.
Узбеку в этом плане вроде
как повезло.

В Эрмитаже хранится сабля с именем Узбека на клинке. Что само по
себе тоже загадка. Почему такая дорогая вещь оказалась в
земле?
Потому как именно при нём
Иван Калита по официальной версии стал собирать земли, закладывать
будущие победы и торить дорогу на Куликово поле. Жалко сам Иван
Данилович про это не знал. Вот бы подивился.
Ещё Узбек обогатил пантеон
наших святых князем Михаилом Тверским, за что угодил и в его житие.
Хан вообще, в отличие от предшественников, много занимался русскими
делами, что хоть и не способствовало долголетию русских князей,
зато привело к укреплению порядка. Собственно, эти два процесса
были взаимосвязаны - отношения теперь стали выяснять не с помощью
военной силы, а посредством интриг в Золотой Орде. Что дало
изрядное облегчение подданным.
Так что хан имеет в глазах
русского читателя какой-никакой образ. Само это "Узбек Тогрулович"
- из русской былины.
Сильный и жестокий
правитель, при котором Золотая Орда достигла своего наивысшего
могущества. Он официально принял ислам, чем сильно уронил себя в
глазах церковных летописцев. А других в то время и не
было.
По правде сказать это было
с их стороны чёрной неблагодарностью, ибо Узбек всячески защищал
православную церковь, наделял льготами и освобождал от налогов и
повинностей. В том числе и благодаря ему она вышла из под княжеской
власти, получив право суда и экономическую
самостоятельность.
При этом сама личность
Узбека наших летописцев совершенно не интересовала.
Однако некоторые штрихи
портрета этого бесспорно незаурядного человека, сохранили восточные
источники.
Лучше всего, конечно, были
осведомлены персы. Они были ближе всего и Золотая Орда была их,
можно сказать, историческим врагом. Но наибольшую ценность имеют,
конечно, египетские источники. Во-первых при дворе тамошних
султанов был некий аналог разведывательной службы, занимавшийся
сбором информации и аналитикой, а во-вторых у Египта были очень
тесные связи с Золотой Ордой. Большая часть тамошней военной и
политической элиты - мамлюки, были выходцами из Кипчакской степи.
После начала смуты на берегах Волги именно в Египте нашли приют
многие ордынские интеллектуалы.
Надо сказать, восточный
образ Узбека нисколько не противоречит русскому. Сильный жестокий
правитель, не останавливающийся ни перед чем.
Но скрупулёзные исламские
хронисты сохранили некоторые интересные подробности.
Все они в один голос
описывают Узбека, как очень видного, красивого и крепкого мужчину.
Ибн Батутта обратил внимание на то, что хан имел изрядное
пристрастие к винопитию.
А ещё Узбек не носил
колпак. Почему именно эта деталь показалась особенно важной
неведомо. Но это безусловно имело большое значение. Повязывал ли
хан голову платком, предпочитал малахай, шлем или корону? Может он
ходил с непокрытой головой или одевал капюшон от плаща?
Это как-то было связано с
тем, что Узбек не носил золотых вещей. Даже пояс, считавшийся в те
времена отличительным признаком власти и знатности у него был
булатный. Может это был какой особый пояс, связанный с какой-то
древней магией или принадлежавший какому-то особому
человеку?
Кроме того восточные
источники единодушно отмечали, что Узбек с особым почтением
относился к священнослужителям. Старался быть щедрым и много
внимания уделял помощи бедным.
Этот властный и жестокий
человек очень остро ощущал бремя власти и ответственность правителя
перед своим народом. "Страдания всех, кто в моей власти, висят у
меня на шее - говорил Узбек, - хочу быть убитым, чтобы искупить
вину".
Согласитесь, это уже
позволяет взглянуть на этого человека совсем иными
глазами.
Несмотря на всю
известность хана, его детство и молодость покрыты мраком
неизвестности.
На политической сцене он
появился уже довольно зрелым человеком - ему было уже под 30. Есть
глухие свидетельства, что после смерти отца он долго скрывался
где-то на Кавказе. Похоже, скрывался очень тщательно. Ничего
неизвестно ни о его семье того времени, ни о детях. Возможно их и
не было.
Уже после прихода к власти
он забрался уже на север в мордовские леса, в город Мохши, переехав
в Сарай только после принятия ислама, через семь лет.