Русский стимпанк

топ 100 блогов vikond6501.11.2021 Русский стимпанк apollon savizky

Ровно 170 лет назад произошло одно из важнейших событий в российской истории XIX века. Открылось регулярное пассажирское движение по первой в России дальней железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Думаю, вряд ли найдется хоть один постоянный житель любой из двух столиц, который бы ни разу по ней не ездил.

Кстати, на тот момент эта двухполосная магистраль длиной 645 километров была самой протяженной в Европе. И в тот же день - 1 ноября 1851 года (по старому стилю) - заработала линия электрического телеграфа, связавшая Петербург с Москвой и проложенная параллельно железной дороге.

Пожалуй, эти "нити прогресса" - лучшее из того, что оставил после себя царь Николай Первый. И не зря вскоре после его смерти железную дорогу назвали Николаевской. Правда в 1923 году ее по вполне понятной причине переименовали в Октябрьскую и это название она зачем-то носит до сих пор.

До постройки Николаевской магистрали дилижансы ежегодно возили между Москвой и Питером от трех до пяти тысяч человек, а за первый же год эксплуатации железной дороги по ней проехало 780 тысяч пассажиров! К началу ХХ века их число возросло до шести миллионов.

Русский стимпанк
Один из дилижансов, которые циркулировали между Москвой и Петербургом с начала XIX века и до постройки железной дороги.

Благодаря "чугунке" время в пути и дорожные расходы резко сократились. Ранее более-менее комфортное путешествие в "поспешном дилижансе" из Петербурга в Москву или в обратном направлении занимало четверо суток и обходилось в очень приличную сумму 120 рублей, в которую входила стоимость трех ночевок и питания в придорожных трактирах. А поездка на поезде занимала всего 12-15 часов. Билет первого класса стоил 33 рубля, второго - 17, а третьего - лишь семь, что могли себе позволить даже относительно бедные люди.

В общем, если в социальном плане Николай Россию "законсервировал", то в коммуникационном - наоборот. При нем, хоть и с некоторым запозданием, начался революционный скачок в деле транспортного обеспечения огромной империи, что в немалой степени способствовало ее единству и жизнеспособности.

На заставке - картина Аполлона Савицкого "Строительство железной дороги", нарисованная в 1874 году. Возведение Николаевской магистрали в плане технологий и механизации земляных работ выглядело точно так же.

Русский стимпанк
Однако уже были и зачатки механизации. На рисунке американский паровой экскаватор "Отис". Четыре таких машины были закуплены в 1845 году и в течение трех лет использовались на земляных работах, извлекая за сутки в среднем по 500 кубометров грунта. Позже они были выкуплены уральским горнопромышленником Демидовым.

Русский стимпанк
Руководители и координаторы работ:
Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, возглавлявший Особый Межведомственный Комитет по железнодорожному строительству.
Член Особого Комитета, граф Александр Бенкендорф.
Главный управляющий путей сообщения и общественных зданий граф Петр Клейнмихель.
Американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, непосредственно руководивший разработкой проекта дороги и ее отдельных сооружений. Кстати, именно по его инициативе была утверждена "русская", а изначально - американская колея шириной 1524 миллиметра.

Русский стимпанк
Первое художественное изображение интерьера Петербургского вокзала на акварельном рисунке Августа Петцольта 1851 года.

Русский стимпанк 0_abbd1_c0116d24_orig
Николаевский вокзал Санкт-Петербурга, возведенный по проекту Константина Тона, снимок 1864 года. Обратите внимание, что площадь перед ним еще не замощена брусчаткой.

Русский стимпанк 28-1024x721
Противоположный конец дороги - Николаевский вокзал Москвы, архитектор и архитектура - те же, но размеры - гораздо скромнее. Все-таки, Москва тогда считалась лишь "второй столицей", а не первой. На площади выстроились извозчики, ожидающие прибытия поезда.

Русский стимпанк 0_abc28_f4914e38_XXXL
Узловая станция Бологое и ее вокзал первого класса, один из немногих на линии, сохранившихся в почти неизменном виде с дореволюционных времен. Впрочем, его значительно переделали еще до революции, надстроив воторой этаж. .

Русский стимпанк okulovka
Типовой вокзал второго класса и круглое паровозное депо с поворотным кругом станции Окуловка. Оно частично уцелело, лишившись купола, а вокзал относительно недавно снесли, спрямяя пути под скоростные поезда. .

Русский стимпанк verebiensky most
По маршруту железной дороги пришлось строить 184 моста. На снимке - самый длинный из них Веребьинский мост "американского типа", построенный по проекту инженера Журавского из дерева на каменных опорах. В 1868 году деревянные конструкции моста были заменены металлическими.

Русский стимпанк mstinsky most
Мост чере реку Мста - схожей конструкции, но у него только нижние части опор - каменные, а верхние - деревянные и обшитые железными листами.

Русский стимпанк 2-2
Паровоз Уайнеса-Гаррисона образца 1842 года для товарных составов - первый образец локомотива, применявшийся на Николаевской железной дороге и одновременно - первый серийный паровоз российского производства. В 1843-51 годах Александровский механический завод построил 120 таких локомотивов, которые работали до начала 1870-х годов.

Русский стимпанк
Первый российский пассажирский паровоз от того же производителя. К открытию Николаевской дороги было сделано 43 таких локомотива.

Русский стимпанк Coaches_of_Nikolaev_Railway._39
Первые образцы товарного и пассажирского вагонов Николаевской железной дороги. Как видите, вопреки расхожему представлению, они были четырехосными и довольно крупными, особенно - пассажирский.

Русский стимпанк 652198_1000
Чертеж спального вагона 1-го класса серии "Ф" с тормозными площадками, двумя туалетами и центральным салоном.

Русский стимпанк 651208_1000
Чертеж вагона 2-3 класса серии "СТ". Отсек второго класса с более широкими и мягкими сиденьями расположен слева.

Русский стимпанк
Самый роскошный вагон Российской империи, да и всей Европы середины XIX века - восьмиосный (!) салон его императорского величества, заказанный в США к открытию железной дороги. Левое купе, оформленное в зеленых тонах, предназначалось для царя, а правое - синее - для царицы. По краям вагона - одноместные купе камердинера и фрейлины.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Выпускникам факультета журналистики ИФМИПа НГПУ угрожают в администрации родного вуза, что, мол, не выдадут дипломы о получении высшего образования, если они не предоставят в деканат такие вот гарантийные письма о том, что они ТОЧНО устроятся ...
Как работают механизмы выживания. «Тупо в синем и в кедах» — повесть («Время», 2019), написанная от лица девочки, жизнь которой началась с испытания. Лиза Бернадская переживает ремиссию. Она заново учится выходить из дома, разговаривать со сверстниками. Она обрастает волосами и новыми ...
30 июля 1984 года на американском телеканале NBC состоялась премьера мыльной оперы «Санта-Барбара». Сериал воспитал не одно поколение зрителей и обрел статус культового. Вспоминаем, как сложилась жизнь главных актеров, спустя почти 30 лет после завершения сериала. ...
Казалось бы, сложно ли сделать пельмени? Накрутил фарша, в меру посолил, поперчил и приправил, укатал в свежее тесто, подморозил и готово. Потом сварил и подавай на стол, вкуснотища. Но некоторые заведение умудряются испортить даже такое, казалось бы простое блюдо. Ну вот как? Люди, ...
Очень здравая мысль Фефелова -- простая как автомат Калашникова и острая как топор Родиона Раскольникова. Из неё немедленно вытекает важное следствие, до которого (увы) не доходит почти никто даже среди самых умных русских, вроде Крылова. Почему люди и умирают, внезапно и необъяснимо. А ...