
Ру_психолог: только для взрослых или?

© Бермант-Полякова О.В., 2012
«Наше общее детство прошло на одних букварях»
Говоря о национальном культурном пространстве, мы по сути имеем дело с сознанием, и в первую очередь – с массовым сознанием представителей того или иного национально-лингво-культурного сообщества. Что конкретно транслируется в процессе социализации? Приобщение к чему, освоение и усвоение чего делают в конце концов человека личностью и представителем той или иной культуры? Ответ - ментефакты. «Ядром» культурного пространства учёные полагают национальную когнитивную базу, понимаемую как определнным образом структурированную совокупность представлений, необходимо обязательных для всех представителей данного национально-лингво-культурного сообщества.
Ментефакты - образы связанные с ними когнитивные представления, оценки и культурные коннотации. «Наше общее детство прошло на одних букварях / Оттого никому ничего объяснять и не надо» (А. Макаревич), - у нас один и тот же набор ментефактов в «ядре» культурного пространства. Авторы идеи, И.В. Захаренко, В.В. Красных и Д.Б. Гудкова, считают ментефактами прецедентные события, тексты и образы, апелляция к которым постоянно возобновляется в речи представителей того или иного национально-лингво-культурного сообщества. «Что касается различий между индивидуальными и коллективными представлениями, то совершенно очевидно, что эти представления далеко не всегда совпадают. Так, мы можем соглашаться или не соглашаться с «общепризнанной» и/или «официальной» оценкой того или иного произведения, того или иного события, того или иного персонажа. Но при этом каждый представитель данного сообщества, имея своё собственное представление, несомненно, знает о том, как воспринимается тот или иной «культурный предмет» в контексте той или иной, в нашем случае – русской, культуры». (3)
Одним из ментефактов русской национальной культуры является образ «алые паруса». Это история любви, рассказанная Александром Грином в 1923 году. Подробности о жизни сюжета в русской культуре есть в статье о Грине в Википедии .
Лирическое отступление
Если психологизировать фабулу повести-феерии и представлять персонажей как инстанции во внутреннем мире человека, её можно увидеть как сюжет о том, как Анима и Анимус заключают сакральный брак, - если говорить словами юнгианской аналитической психологии. В повести Грина юнгианский аналитик увидел бы и проявление Самости, знания о настоящем и истинном. Это мудрый Эльг, открывающий девочке по имени Ассоль знание о существовании Анимуса, и слуга, который откликается на истинные желания Грея и говорит с ним о море, - открывая ему знание и о ждущей впереди радости "открыть бочку" вина, которого никто никогда не пил, - о радости найти свою женщину.
Грин-автор, подобно психотерапевту, который наблюдает внутренний мир другого человека на приёме, узнаёт о женской сути души, которая растёт беспризорной, ибо материнское женское занято борьбой за ежедневное пропитание и выживание, за сохранение себя непродажной, а отцовское женское всегда на работе и дома появляется изредка; о мужской сути души, которая не ведает эмпатического отклика родителей на истинные потребности ребёнка, а растёт накормленной напоенной обучаемой лучшими преподавателями с требованием отцовского мужского продолжить дело предков и требованием материнского мужского быть выдающимся представителем семьи.
Грину удалось найти пронзительную интонацию, благодаря которой и внешнее окружение людей, других, которым не дано проникнуть в душевное сокровенное, - как толпе Каперны не дано понять логику поступков молодой пары; и первая встреча со спящей пока красавицей - Ассолью, которая оставляет ей кольцо, обещание-знак будущего воссоединения, узнаваемы каждым читателем как часть своего нуминозного опыта: таинственного во внешнем мире, того что удивляет и не имеет разумного объяснения, как не имеет его обещание иной судьбы.
И описание того, как заключается сакральный брак женского и мужского начал в душе человека, - он начинается с трансгрессии, с выхода за пределы, - в повести это решение ставшего опытным моряком Грея совершить дурацкий немотивированный поступок и оснастить корабль алыми парусами, его трансгрессия за пределы фасадного Я, за пределы мира, где ему так важно было завоевать авторитет, считаться опытным и взрослым мужчиной, поддерживать Персону.
Грин доверяет читателю знание о том, что сначала человеку нужно мужество для выхода за пределы суши, в море, - за пределы родительского дома, как у Грея, а затем мужество совершить следующий шаг, выйти за пределы обыденного, общепринятого в социуме, чтобы найти свою женщину и стать парой. Грину посчастливилось найти и подарить читателю и интонацию, и молчание, в которое погружается внешний мир, когда женское и мужское в душе обретают друг друга на "Секрете", чтобы навсегда быть вместе и помогать друг другу в жизни. Это тихая радость, которая наполняет человека, которому хорошо быть наедине с самим собой.
«Алый парус» на страницах «Комсомольской правды»
Размышления Симона Львовича Соловейчика, - учителя и журналиста, который основал «Алый парус» в «Комсомольской правде», написал опередившую своё время книгу «Педагогика для всех», и чья биография скупо излагается здесь и живым языком рассказана в его «Последней книге», нет смысла пересказывать. Я их процитирую, потому что мне они очень близки, хотя называю я бесконтактное воспитание, не касающееся души ребёнка, и контактное, соответственно эпилептоидным s+-e- и эмотивным h+-e+ радикалом характера.
Из книги С.Л. Соловейчика «Последняя книга», цитаты:
...результаты воспитания зависят не от того, что я делаю, не от того, какие меры я принимаю, какими методами пользуюсь, что говорю ребенку и что не говорю, что даю ему и что не даю, а только от одного - сколько во мне, воспитателе, зла и добра, какие токи идут от меня. Злые или добрые, с каждым моим словом и взглядом. И это объясняет, почему и у любящих родителей вырастают иногда дурные дети. Не любовь сама по себе влияет на ребенка, а соотношение добра и зла в душе воспитателя, будь то учитель, отец или мама. Злые люди тоже любят своих детей, как любят они свою собственность, и им никак не понять, что же случилось. И старались, и любили - а что вышло?
...Вот так и в воспитании детей. Я написал книгу о том, как воспитывать детей в контакте с ними, как его устанавливать налаживать, поддерживать, сохранять в любых житейских обстоятельствах. Книгу, полезную, я думаю, тем, для кого контакт - высшая ценность в отношениях. Но есть ведь огромное число людей, есть огромное число родителей, которые не нуждаются в контакте ни со взрослыми, ни с детьми. Не понимают что это такое. Наоборот, контакт мешает им жить, раздражая их. Для таких читателей книга моя опасна. Они ничего не поймут, книга покажется им ложной. И они будут правы. Они общаются другим способом - без контакта, и, следовательно, им нужна совсем другая педагогика, прямо противоположная.
...Но из этого и следует, что бесконтактное воспитание тоже имеет определенный смысл в тех случаях, когда ребенок попадает в руки человека, в душе которого зла больше, нежели добра. Тогда, чем меньше контакта, тем лучше для ребенка. Наша официальная педагогика недаром идет из глубины веков, в ней есть своя мудрость - традиционная педагогика реалистична, она рассчитана на то, что воспитатели не идеальны, что среди них неминуемо много злых людей. Она, быть может, по-своему защищает ребенка, охраняет его душу, оберегает от опасных контактов.
В идеале надо бы не призывать всех к контактам с детьми, как я это делал всю жизнь, а говорить людям: ты стремись к контакту с детьми, а ты держись от них подальше.
Конец цитаты.
...Свобода, стремление старших к свободе - такой сильный педагогический фактор, что даже малейшее движение к ней действует на детей неотвратимо. Какая-нибудь мелочь - ну по-другому, не как все, а чуть моднее оделась учительница, и дети оживают. Всех водят из класса строем, а одна учительница говорит - идите сами. Всё - любимая учительница. В каждом свободном человеке дети чувствуют своего соплеменника, потому что сами-то они из свободного племени, у них природа такая. Для свободного воспитания не нужно идеальной, полной, абсолютной свободы - достаточно и глотка ее.
...Если говорить о свободе, то разница между педагогикой и политикой лишь в том, что за политическую свободу борются обычно сами люди, а за педагогическую свободу детей - педагоги. Впрочем, и за свободу народа чаще всего сражается не народ, а политики - они выступают точно в той же роли, что и педагоги по отношению к детям. Политики-демократы требуют свободы народа. Педагоги-демократы требуют свободы детей. Политики-демократы требуют, чтобы хорошо обращались с народом, педагоги-демократы требуют, чтобы хорошо обращались с детьми. И те и другие довольно смутно представляют себе, как же должны быть устроены свободные государства и школы - поэтому-то на свете так мало свободных государств и школ.
...Степень свободы в семье или школе зависит не от разрешений и запрещений, не от свободы детей, а от свободы воспитателей.
...Основатель коммунарского движения и его теоретик Игорь Петрович Иванов никогда не говорил о свободе и никогда не писал о ней - в его время это было просто опасно. Но он сделал замечательное изобретение, которое не сможет обойти ни один воспитатель, который старается вести детей к свободе: он нашел простейшие формы совместной детской жизни, побуждающие детей и воспитателей к постоянному творчеству в самых разных видах. "Всё творчески, иначе зачем?" - объявил Иванов, и если бы он ничего больше не сказал и не сделал, ему все равно было бы обеспечено место в мировой истории педагогики.
Вы только подумайте, только сумейте оценить эту дерзость: "иначе зачем?". Творчество было объявлено самоцелью. Не для развития чувств, не для познания, не из каких-то гуманных соображений, ни для чего - само по себе цель. Как человек.
Конец цитаты.
...Свобода, как уже говорилось, зависит от таланта справедливости, а этот талант дан не всем. Или всем, но в разной степени.
...Справедливость - ум, направленный на добро и правду. Справедливость - то, что и делает человека внутренне свободным. Справедливый свободен потому, что им руководят не люди, его окружающие, не мнения, не обстоятельства, а чувство правды. Независимость, спокойная уверенность в себе сами собой приходят к справедливому человеку, оттого что им движет правда. Он не правдолюбец, не правдоискатель, не борец за правду, он, если так можно сказать, носитель правды, выразитель ее. Когда встречаешь таких людей, утверждаешься в мысли, что правда есть, существует - потому-то справедливых и уважают безмерно.
Конец цитаты.
Событийное время ру_психолог
В двадцать первом веке интернет-возможности позволяют участникам из шестидесяти стран общаться в одном месте в одно время. Сообщество ру_психолог это три хронотопа в одном: и газета, и библиотека, и разговор со случайным попутчиком в купе поезда.
Ру_психолог начинался как клуб по интересам, - тогда в Живом Журнале можно было создать аккаунт только получив приглашение от участника сети; с ростом доступности компьютеров собственники Живого Журнала изменили правила, и аккаунт мог создать любой желающий.
Так коммьюнити стало обновляться ежедневно, - новые уникальные истории, формат новостей, сообщество-газета. Потом основатели сообщества пригласили профессионалов, и непосредственное общение стало строиться по законам открытой психотерапевтической группы, а история обсуждений, - после мозгового штурма участников коммьюнити и голосования за тэги, - получила рубрикацию по тэгам, и ворох в тысячи текстов стал упорядоченным, как книги в библиотеке, по стеллажам.
Социальное устройство группы спонтанно усложнилось, в нём стали сосуществовать те, кто зашёл в коммьюнити на несколько часов, - словно случайный попутчик в купе поезда, чтобы рассказать анонимно свою жизнь, и потом уйти, и завсегдатаи, - бригада проводников, если оставаться в рамках метафоры. Временной ритм группы ведущие усложнили, чтобы соответствовал социальной практике - так появились дни эссе, то есть возможность свободных дискуссий в комментариях к постам, где нет просьб топикстартеров о помощи, и «разбор полётов», который вели ведущие по выходным.
Собственники Живого Журнала приняли принципиальное решение и разомкнули систему: открыли техническую возможность участвовать в ЖЖ с аккаунтов в других социальных сетях, с Фейсбука, Твиттера, Вконтакте, МэйлРу, Гуглплюс. Социальное устройство группы спонтанно усложнилось, в нём стали сосуществовать три поколения участников. Ведущие делегировали группе часть модеративных санкций, - любой участник может делать замечание NOTE, и смыслообразующих процессов: участники сами ведут обсуждение групповой динамики за неделю в «разборе полётов» и сами структурируют текстовый массив, рекомендуя те или иные посты в Избранное.
Вопрос «на подумать»
Если несколько лет назад по запросу «Найти ру_психолог» Яндекс выдавал ссылку на коммьюнити на 15-й странице, другими словами, во второй сотне интернет-сайтов, то сегодня это первые пять-семь позиций из трёх миллионов ответов, что нашлись по заданным ключевым словам и аналоги происходящему ведущие ищут не в психотерапии, а в медийной сфере, и проводят сравнение с изданиями национального масштаба. Ру-психолог сегодня близок «Комсомольской правде» на рубеже 1950-х-1960-х годов.
В популярной газете «Комсомольская правда» в 1950 году появились новые рубрики - «Люди с горящими сердцами», «Наши читатели рассказывают», «Переписка с читателем», «Письмо позвало в дорогу» и знаменитые дискуссии газеты на мировоззренческие и этические темы, которые собирали многотысячные аудитории и приносили в редакцию потоки писем. На странице http://www.kp.md/daily/24007/83729/ приводятся данные о том, что в 1950 году газета получила чуть больше 50 тысяч писем. К 1957 году тираж газеты удвоился и достиг 2 млн. экземпляров, - в ру_психолог не не за семь лет, а за три года удвоилось число комментариев к постам. Если отклик на публикацию, - письмо в двадцатом веке, - сравнивать с откликом на пост, - комментарий в двадцать первом веке, то в ру_психолог, в 2010 году прислали 98,835 комментариев, в 2011 году 143,772 комментария, а в 2012 году 184486. Излишне напоминать о том, что в сообществе принято комментировать развёрнуто, несколькими абзацами, а не телеграфно, несколькими словами, как в других интернет-форматах.
Число просмотров, то есть сколько раз сообщество открыли, чтобы прочитать=купили «Комсомолку», чтобы прочитать, за копейки, выросло с 12 тысяч до почти 20 тысяч в день, - и было бы больше, если бы ведущие не просили убирать посты в подзамочный доступ. Число комментариев и просмотров приведено ниже. Сообщество читают, потому что вы в нём пишете. И пишете правду.
Январь 2012 года с рекордным показателем вынудил ведущих (которые читают все комментарии ко всем постам и обсуждают динамику работы группы в модераторской между собой) ограничить формат свободной дискуссии темах о помощи и настоятельно рекомендовать комментировать только в своей ветке, а рекордный показатель ноября 2012 года после многократного выхода постов в ТОП ЖЖ вынудил ведущих сделать участие в сообществе премодерируемым, чтобы отсекать импульсивных комментаторов. Статистика откликов на посты в сообществе на на сегодняшний день выглядит так:
Число комментариев к постам в ру_психолог помесячно в 2010-12 годах
2010 2011 2012
Январь 7511 12461 20473
Февраль 7192 9902 12898
Март 7636 11866 14817
Апрель 7250 12051 11972
Май 5882 11933 12428
Июнь 7510 10652 12518
Июль 7435 10673 12995
Август 10527 8866 13654
Сентябрь 7656 13004 17898
Октябрь 10243 14428 20272
Ноябрь 8835 13870 21820
Декабрь 11158 14066 на сегодня 12741
Итого за год 98835 143772 на сегодня 184486
Число просмотров страниц ру_психолог помесячно в 2010-12 годах
2010 2011 2012
Январь 404724 505389 462819
Февраль 315589 422780 380022
Март 345604 480160 476950
Апрель 332458 471015 402070
Май 314065 450237 467476
Июнь 334610 413738 623672
Июль 312959 370919 620217
Август 406646 373731 556855
Сентябрь 399539 481825 748755
Октябрь 461064 520266 914124
Ноябрь 434266 475807 956052
Декабрь 434799 485629 на сегодня 646517
Итого за год 4436323 5451496 на сегодня 7255529
В среднем в день 12154 14935 19878

Диаграмма Число просмотров помесячно, сообщество ру_психолог в 2012 году
Продолжая проводить социально-исторические параллели, в том же 1957 году на страницах газеты обсуждалась тема перехода к обязательному среднему образованию, - как сейчас на наших глазах становится реальностью переход к обязательной компьютерной грамотности всего населения. В 1960-е годы в «Комсомольской правде» появился школьный отдел. Первая в истории советской печати страница для подростков, - «Алый парус» КП, - начала действовать в 1963 году. По моим ощущениям, трёх лет на раздумья, что делать с востребованностью и популярностью сообщества ру_психолог у подростков и невзрослых людей, у коммьюнити нет, подростковый отдел в ру_психолог нужно открывать уже сегодня. Другими словами, к психообразовательным задачам добавляются воспитательные.
В ру_психолог задачу «ты стремись к контактам с людьми, а ты держись от них подальше» выполняет пункт 1 правил сообщества, предписывающий уважительное и доброжелательное отношение к людям. Если мои предощущения верны, с ростом популярности коммьюнити в него придут много новых людей, в том числе и те, кто вынес из семьи опыт бездушного обращения, комментировать они будут так, как умеют, - бесконтактно, мизантропически. Замечание, которое делают за злоречие и сквернословие, помогает сориентироваться в происходящем взрослым людям. А невзрослым, нужен пример, от разговоров им мало толку. Воспитывать примером по интернету, - возможно ли?
Процитированная литература:
1) Бермант-Полякова О.В. Современные тенденции в психодиагностике на примере Роршах-теста // Психотерапия. – 2010. - №8. – С. 16-25. Текст он-лайн http://www.proza.ru/2012/02/17/1275
2) Грин А.С. Алые паруса. (переиздаётся ежегодно http://fantlab.ru/work27339 ) Текст он-лайн http://lib.ru/RUSSLIT/GRIN/parusa.txt
3) Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М: Гнозис, 2004. – 318 с.
4) Соловейчик С.Л. Последняя книга. – М: Первое сентября, 1999. Текст он-лайн http://1001.ru/books/last/01.htm
Искренне ваша,
Ольга Викторовна
|
</> |