рейтинг блогов

Техноистория войн. Fi-103/V-1 (Фау-1): общий предок крылатых ракет и

топ 100 блогов alex_rozoff12.10.2022 Станислав Лем в книге «Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция вверх ногами» (1983) отмечал некоторую странность развития технологий в военном деле: «усовершенствования и нововведения, вместо того чтобы увеличивать стратегическую надежность — как в нападении, так и в обороне, уменьшали ее. Они уменьшали ее потому, что глобальная система вооружений каждой из сверхдержав становилась все более сложной; она состояла из множества разнообразнейших подсистем на суше, в океане, воздухе и космическом пространстве».
https://www.litmir.me/br/?b=143792&p=2
Это уже достаточная причина, чтобы иногда мысленно возвращаться далеко назад по шкале времени (в данном случае – на 80 лет) и переосмысливать крайне простые (по современным меркам) технико-технологические решения в тогдашних схемах оружия. Другая причина – наступающее безвременье и неопределенность во всех сферах жизни, включая военно-техническую. В частности об этом рассказывалось тут:
https://alex-rozoff.livejournal.com/387747.html - 25 апреля 2021. Записки о хуситской войне. Контуры немежгосударственных вооруженных конфликтов нового 10-летия.
https://alex-rozoff.livejournal.com/478804.html - 19 октября 2021. Экономика наставшего небудущего: doom loop (роковая петля) уже не только в финансах а везде.
Перейдем к общему предку крылатых ракет и дронов-камикадзе. Эскиз конструкции, краткие ТТХ и отзывы экспертов о Fi-103/V-1 (Фау-1) приведены в Приложении*. Примерно за 1.5 года на примитивном производстве было изготовлено почти 30.000 Фау-1. Около 10.000 Фау-1 применены для бомбардировки Британии, из них около 2500 долетели, и стали причиной более 6000 смертей и около 18.000 ранений. Суммарный эффект применения Фау-1 оценивается примерно как 1/5 эффекта операции «Blitz» (авиа-бомбардировок из 90.000 самолето-вылетов с сентября 1940 по май 1941). Для понимания роли этого общего предка крылатых ракет и дронов-камикадзе лучше начать не со схем и цифр, а с обстоятельств и эффекта практического применения. В публичном доступе имеются документальные видео (одно из которых показано ниже**) и воспоминания очевидцев (некоторые из которых опубликованы через 70 лет после начала бомбардировок Лондона этим оружием, и также приведено ниже)

12 июня 2014 "Фау-1": жужжащие бомбы Третьего Рейха против Британии
Павел Аксёнов. Русская служба Би-би-си, Москва [цитируется с сокращениями]

…Жители Лондона прозвали самолеты-снаряды "жужжащими бомбами" из-за характерного звука пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Перед самым взрывом двигатель замолкал, и эти несколько секунд тишины, как рассказывают свидетели, наводили ужас на людей. V-1 ("Фау-1") была первой в истории крылатой ракетой, которую применили в реальных боевых действиях. Буква V в ее названии происходит от слова vergeltungswaffe - "оружие возмездия". В руководстве Третьего Рейха рассчитывали, что "Фау" станет тем самым "чудо-оружием", которое изменит ход войны, однако, несмотря на эффективность ракет, победы они все-таки не принесли. Регулярные обстрелы Лондона продолжались до сентября 1944 года, последняя бомба упала на город в марте 1945 года.

Ежедневные обстрелы

Жужжащий звук самолета-снаряда жители Лондона впервые услышали ранним утром 13 июня 1944 года. В тот день по Англии немцы выпустили 10 "Фау-1" (боеголовка ракеты содержала около тонны взрывчатки, которая вызывала сильные разрушения). Только четыре из них долетели до Британии, и одна упала в лондонском районе Бетнал Грин, убив шесть человек. После этого бомбы стали падать на Англию ежедневно. Самым тяжелым днем оказалось 2 июля 1944 года, когда Ла-Манш пересекла 161 ракета "Фау-1". Всего было запущено около десяти тысяч "Фау-1", из которых лишь около трех тысяч долетели до Англии. Около шести тысяч человек погибли в результате взрывов этих ракет, были полностью разрушены около 20 тысяч домов.

10 секунд ужаса

По сравнению с современными крылатыми ракетами "Фау-1" была устроена довольно примитивно - ее запускали, она летела по прямой, и, пролетев определенное количество километров, падала вниз, взрываясь. Перед взрывом двигатель выключался и снаряд падал вниз в тишине, наводившей ужас на лондонцев. Это продолжалось с десяток секунд. Как рассказывал в интервью Би-би-си британский историк из Университета Хоуп в Ливерпуле Эрик Гроув, среди жителей британской столицы бытовало убеждение, что у ракеты просто кончалось топливо. "У ракеты была довольно примитивная система наведения - в носовой части был пропеллер, который должен был провернуться определенное количество раз. И после этого числа оборотов воздушные рули направляли ракету вниз. И когда она начинала пикировать, то система впрыска просто отказывала. Немцы затратили немало усилий, чтобы справиться с этой неполадкой, но она имела большой психологический эффект", - рассказал он в интервью Би-би-си.

"Вундерваффе"

Германская пропаганда любила использовать термин "чудо-оружие", по-немецки - "вундерваффе". По мере того как для руководства Третьего Рейха, да и для всего народа перспектива поражения в войне становилась всё более очевидной, этот термин звучал все чаще и чаще. В самом конце войны, по многочисленным мемуарам, надежда на чудо для очень многих немцев оставалась единственной опорой, которая помогала хоть как-то держаться. Однако этот термин был не просто пропагандистской выдумкой Йозефа Геббельса - на самом деле в нем нашло отражение увлечение Адольфа Гитлера новыми и необычными видами оружия. Оно стоило Третьему Рейху приличных денег, потраченных на создание сверхтяжелых и малоэффективных танков, или подземной многокамерной пушки, способной стрелять по целям в Англии, но так и не сделавшей ни единого выстрела. Однако были среди таких проектов и удачные, например, реактивные истребители и бомбардировщики, баллистическая ракета "Фау-2" и, наконец, "Фау-1". Крылатые ракеты, как считали в руководстве Третьего Рейха, должны были изменить ход войны. Они не оправдали этих надежд, но оказались эффективным и сравнительно недорогим оружием, противостоять которому англичанам оказалось совсем непросто.

Противостояние

У "Фау-1" при всех достоинствах были серьезные недостатки. Самый большой из них - полное, стопроцентное отсутствие маневренности. Ракету запускали с материковой части Европы в сторону Лондона, она пролетала определённое количество километров строго по прямой и падала. И все. Она не могла ни увернуться от атаки истребителя, ни сманеврировать при обстреле зениток, ни подняться выше аэростата заграждения. Любое резкое изменение положения в пространстве приводило к падению. Многие истребители пользовались этим и просто наклоняли ракету в полёте, подтолкнув крылом, либо даже просто направляя на неё турбулентный поток от винта, который опрокидывал "Фау". Это был не просто эффектный трюк - расстреливать снаряд с тонной взрывчатки было непросто, взрыв мог уничтожить и сам перехватчик. Вскоре была разработана и новая стратегия борьбы с ракетами с помощью... агентурной сети.
Примитивное наведение при помощи крыльчатки на носу не позволяло корректировать ее курс во время полета - выпущенная ракета падала через определенное время. При этом немцы узнавали о результатах обстрелов единственным возможным способом - через агентов. Когда англичане поняли это, они научились сбивать эти снаряды с курса, даже не приближаясь к ним.
"Мы тогда контролировали каждого немецкого шпиона в Англии, и почему бы не заставить их передавать неверную информацию о ракетах? Если в Люфтваффе будут думать, что ракеты перелетают Лондон, то они сократят дистанцию до цели. И понятно, что будет лучше, если "Фау" будут взрываться в районах с не очень высокой плотностью населения, скажем в Кенте или Сассексе, чем в Лондоне. На самом деле потом было подсчитано, что падение ракет в Кенте и Сассексе, что иногда приводило к уничтожению домов, тем не менее уменьшило число жертв наполовину от возможного", - рассказал Эрик Гроув.
Сбитые или не долетевшие до Лондона самолеты-снаряды падали на территории графств Сассекс, Кент и других - эти места вскоре стали самыми опасными в Англии.
Историк Боб Огли рассказал, что одна из ракет, будучи сбитой, упала на дом в Кенте, где жили дети, которых эвакуировали из Лондона: "Она ударилась о дерево, срикошетила и попала в дом, где жили дети из Лондона. И 22 из них погибли. Со своими воспитателями. Им всем было не больше двух лет. Там потом разбирали завалы и доставали их маленькие тела из груды руин. Это была абсолютная трагедия. И самый страшный инцидент того времени на территории Кента".

Перехватчики, зенитки, бомбы

Сбивать ракеты было трудно. Во-первых, обнаружить одиночную цель было непросто даже радарами. И когда это удавалось, на перехват оставалось совсем немного времени. Нужно было направить к ней истребители, причем они должны были быть достаточно быстрыми, чтобы догнать ракету и обладать тяжелым стрелковым вооружением, чтобы расстрелять металлический снаряд. Пулеметы не годились - их пули часто рикошетили, не причиняя металлическому корпусу особого вреда. Пушки справлялись с задачей неплохо. Но подходить к ракете близко не стоило - при взрыве тонны взрывчатки мог пострадать и сам перехватчик. В результате методом проб и ошибок было установлено, что лучше всего для этой цели подходит модернизированный Hawker Typhoon - истребитель, получивший название Tempest. Этот самый мощный британский одномоторный истребитель нес четыре 20-миллиметровых пушки, которые оставляли ракете мало шансов. Всего на счету этого самолета 638 сбитых "Фау-1". Кроме того, в охоте на ракеты участвовали и двухмоторные Mosquito, Spitfire и ленд-лизовские американские Mustang. На каком-то этапе за крылатыми бомбами стали охотиться и первые английские реактивные Gloster Meteor. Но рекорд "Темпеста" не побила ни одна машина.
Британия совершенствовала и другие методы борьбы с крылатыми ракетами. Невероятно эффективными оказались новые радиовзрыватели на артиллерийских снарядах зенитных батарей. Обычный взрыватель срабатывал либо на определенной высоте в точке, где в тот момент ракеты могло не быть, либо при попадании в летящий аппарат, что происходило нечасто. Радиовзрыватель же срабатывал на определенном расстоянии от летящей ракеты, гарантированно ее уничтожая - "Фау-1" могла погубить даже просто взрывная волна. Число сбитых ракет увеличилось в разы.

Иголка в стоге сена

Самым логичным казалось уничтожить пусковые установки. Лишь малая часть "Фау-1" запускалось с летящих бомбардировщиков. Большинство ракет стартовали с пологих рельсов длиной в 45 метров. Пусковые позиции было очень непросто обнаружить. Этим занималась специальная служба Королевских Военно-Воздушных сил. В задачу операторов этой службы входило скрупулезно изучать фотографии воздушной разведки, выискивая иголку в стоге сена - и эта метафора тут не является большим преувеличением, поскольку пусковые рельсы на снимках такого качества выглядели как обычные царапины. Но все-таки их находили. Это была игра в кошки-мышки. Немцы прятали свои пусковые установки, которые британская разведка называла "лыжи", и устанавливали самолеты-снаряды на них в последний момент, чтобы нужно было только заправить и запустить. В ответ аналитики КВВС совершенствовали свои навыки. Борозды на земле, тянущиеся вдоль по направлению к побережью, были следами пусков, и они часто выдавали ракетчиков с головой. Бомбить эти цели было непросто - даже 617-я эскадрилья КВВС, знаменитые "Дамбастеры", вынуждена были разработать специальную тактику - сбрасывать маркеры, чтобы лучше целиться.
Массовые бомбардировки прекратились в сентябре, когда союзники добрались до пусковых установок "Фау" во Франции. Немцы еще пытались запускать ракеты из Голландии, увеличив дальность за счет уменьшения веса взрывчатки, но по мере продвижения союзников воздушные атаки становились все реже и реже. Последняя "Фау-1" упала на территории Англии в марте 1945 года.

https://www.bbc.com/russian/uk/2014/06/140609_v1_flying_bombs
Еще одно документальные видео из имеющихся в публичном доступе.


Роль Фау-1 в техноистории войн не просто огромна, а грандиозна. Являясь (как уже отмечено) общим предком крылатых ракет и дронов-камикадзе, Фау-1 проявили веер плюсов, минусов, и компромиссов между плюсами и минусами для невозвратных беспилотных ударных ЛА на 100 лет вперед. (80 лет уже прошло).
Не менее важно, что Фау-1 проявили веер плюсов, минусов, и компромиссов для систем ПВО, призванных противостоять беспилотным и комбинированным атакам (поскольку в течение лондонской эпопеи 1944/45 были испробованы и сравнительно оценены все доступные тогда средства обнаружения и перехвата воздушных целей).
Если рассматривать картину максимально широко, Фау-1 проявили веер рисков и возможностей для различных военно-экономических стратегий не только в области проектирования, производства и применения «щита и меча» воздушной войны, но и…
…В области организации социальной и материально-технической инфраструктуры (которая, вообще-то, и определяет исход любого крупного военного конфликта).

Продолжение следует

…Такие дела…
----------------------------------------------------
*) Приложение:
Эскиз конструкции, краткие ТТХ и отзыв экспертов о Fi-103/V-1 (Фау-1)
Эскиз конструкции (разработчик: Fieseler, годы разработки 1942-1944)
Техноистория войн. Fi-103/V-1 (Фау-1): общий предок крылатых ракет и
1. Компас
2. Нижний детонатор
3. Детонатор
4. Боеголовка
5. Крыло
6. Топливные баки
7. Баллоны со сжатым воздухом
8. Счётчик пройденных километров
9. Регулятор подачи топлива
10. Гироскоп автопилота
- краткие ТТХ
Длина, м: 7,75
Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
Высота, м: 1,42 (1,55)
Снаряжённая масса, кг: 2160
Масса боевой части, кг: 700—1000,
Тип взрывчатого вещества: аммотол
Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
Максимальная дальность полёта, км: 286
Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
Расход топлива, л/км: 2,35
Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
Круговое вероятное отклонение (расчётное), км: 0,9
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фау-1
Крылатая ракета «Фау-1» была построена по нормальной аэродинамической схеме. Ее фюзеляж представлял собой веретенообразное тело вращения, он выполнялся преимущественно из тонколистовой стали, причем соединения листов производилось методом сварки. Крыло ракеты изготавливалось либо из тонколистовой стали, либо из фанеры. Силовая установка включала пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Argus As-014 тягой 2,9 кН, который размещался над фюзеляжем. Управление крылатой ракетой «Фау-1» в полете осуществлялось при помощи автопилота, который удерживал ракету на заданных перед стартом курсе и высоте полета на протяжении всей траектории. При этом в полете коррекция курса осуществлялась при помощи магнитного компаса. Примечательно, что благодаря достаточно хорошим аэродинамическим качествам ракеты разработчик получил возможность вообще отказаться от обеспечения управления ею в полете по крену.
Боевая часть – обычная, снаряженная взрывчатым веществом аммотол.
Поражение назначенной цели осуществлялось достаточно просто. Перед стартом на механическом счетчике ракеты устанавливалась необходимая величина, соответствовавшая искомой дальности полета, тогда как в полете размещенный в носовой части ракеты лопастной анемометр, вращаемый набегающим потоком воздуха, осуществлял обратный отсчет счетчика. После обнуления последнего происходила разблокировка ударных взрывателей боевой части ракеты, а также выдавалась команда на пикирование ракеты. Точность работы такого механизма контроля дальности полета составляла плюс-минус 6 км, а расчетное круговое вероятное отклонение в наилучшем случае было около 0,9 км. В итоге ни о какой избирательности применения «Фау-1» речи даже и не шло изначально. Это было настоящее оружие массового поражения – оружие устрашения, которое должно было, по замыслу руководителей Третьего рейха, подорвать боевой дух англичан.
Среди преимуществ «Фау-1» эксперты отмечают незначительное количество уязвимых частей, что повышало боевую живучесть ракеты. Так, британским истребителям, чтобы сбить «Фау-1», требовалось выполнять залп длительностью 7,36 секунды, тогда как на немецкий истребитель для его уничтожения в среднем требовалось всего 6,06 секунды. Эксперты указывают и на «неотвратимость поражения цели», подразумевая под этим, что ракету в отличие от пилотируемого самолета нельзя было отогнать либо заставить изменить курс или повернуть назад, сбросив бомбы куда попало, а можно было лишь уничтожить. В противном же случае она поражала цель.
https://nvo.ng.ru/dossier_nvo/2018-07-13/15_1004_dossier.html
**) Использованы видео:
WW2 - V1 "Flying Bomb" – канал Pzkfw5
(1944) V1: Flying bombs over London – канал Nineteenth century videos. Back to life.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Правительство Германии вновь заявило о том, что не может раскрыть точный состав яда, которым был отравлен Алексей Навальный, из-за «высокого риска его распространения». Заявление, безусловно, замечательное. И позволяющее сделать некоторые выводы Да, понимаю. Все узнают, что этот яд ...
Запад не добрый. И не злой. Он расчетливый и рациональный. Он хочет видеть процветающую и предсказуемую Украину. Точно так же, как он хочет видеть процветающую и предсказуемую Россию. Запад самодостаточен. От нас ему ничего не нужно. Он хочет, чтобы у нас было скучное, сытое, предсказуемо ...
Либо вы в детстве слушаетесь учителей либо однажды за вами будет бегать уголовной розыск. Сегодня и у тех и у других праздник. Всех причастных, поздравляю! Ну учителей смотрю в ленте и так вспоминают, я тогда традиционно! ...
Недавно я писала о сексуальных фантазиях и о том, стоит ли воплощать их в реальность в реальность. Расскажу об одной фантазии, которую мы осуществили. Однажды на сайте нам написал молодой человек по имени Саша, профессиональный массажист. Муж спросил меня: «Хотела бы ты как обычна ...
Ну, коллеги, я немношка постою за барной стойкой, сегодня у меня лично настроение класс, вот и попер креативчик. Щас будет не так уж много, инетересно и со смешными видяшками. Щас реклама мелкой строчкойюизглаз - там в коментах боноугар, извините меня))) Итаааак, мы тут поэмоционировали ...