Рунический ликбез
anairos — 30.08.2021А. Коростелёва, «Школа в Кармартене»
Вконтакт принёс мне ссылку на очередного «славянского эриля», восстановившего древнюю и традиционную систему славянской рунической магии.
И в очередной раз в комментарии там пришёл человек, возмущённо заявивший, что все эти славянские руны – новодел, артефакт и фальшивка, издевательство над настоящей скандинавской рунической традицией.
Ещё больше он возмутился, когда я ему сообщил, что скандинавская руническая традиция – точно такой же новодел, артефакт и фальшивка, просто придуманная чуть раньше.
Так что я решил на всякий случай напомнить своим уважаемым читателям, откуда растут руны. Даже если они и так это прекрасно помнят – возможно, здесь найдут пару новых интересных фактов.
Для начала – немного о письменной магии в целом.
Письменность обычно считалась менее сакральной, чем устное слово. Во многих письменных культурах священные тексты и ритуалы передавались только изустно, от учителя к ученику. Особенно этим отличалась Индия, где записывать поначалу запрещалось не только Веды, но и, например, некоторые буддийские сутры.
И тем не менее все народы активно применяли письменность в магии. Сборники заклинаний. Амулеты и талисманы, чтобы носить их на себе или зарывать в особых местах. Таблички с проклятиями врагам и приворотные заклинания для мужчин и женщин.
Буквы считались не носителями магической силы, а средством закрепить её. Сказанное слово уносит ветер, а надпись на подходящем материале может сохраняться столетиями.
Даже меньшая сакральность надписей играла на руку магам. Если ты произносишь имя тёмного бога, он тебя услышит и может прийти. А если ты пишешь его имя на свинцовой табличке – она сработает только тогда, когда тебе это будет нужно.
В конце концов неизбежно появились и специфические, чисто письменные магические техники. Бессмысленные, но экзотически звучащие «имена силы», написанные для надёжности много раз. Орнаменты и узоры из букв. Такие особенно любили в позднеантичном Риме, достаточно вспомнить амулет «абракадабра» или магический квадрат SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS.
Могущество таких амулетов – как раз в их бессмысленности. Они написаны на языке, который понимают только ангелы и демоны. Сейчас мы бы сказали, что это способ выразить своё намерение, не привязываясь к разговорным словам и их неизбежным побочным смыслам.
Китайцы со своими иероглифами поступили иначе. У них уже и так было искусство каллиграфии – превращения письменных знаков в украшение. Каллиграфически написанные талисманы стали популярным инструментом даосских магов.
Для своей письменности скандинавы позаимствовали латинские и греческие буквы, переделав их так, чтобы удобнее было вырезать их на дереве и высекать на камне. И использовали они их точно так же, как и все прочие народы. Археологи находят и заклинания, и обереги, и «слова силы», и орнаменты из нанизанных друг за другом одинаковых рун – в ряд или столбиком на общей палочке.
Исландцы, культура которых развивалась на острове своим отдельным путём, пошли дальше. Они начали составлять из рун причудливые узоры – гальдраставы. Средневековый исландский гримуар «Гальдрабук» содержит множество таких – чтобы наводить страх на врагов, чтобы отыскать вора, чтобы завоевать женское сердце... Вместе с этим там хватает и заговоров на латыни, и оберегов из «ложных букв» – знаков, не имеющих вообще никакого смысла.
Страница "Гальдрабука", где изображён самый известный став: эгисхьяльм, то есть "шлем ужаса", наводящий страх на врагов.
Так откуда же взялась легенда о северной рунической традиции – уникальной магии, в которой у каждого знака своё толкование и своя отдельная сила, а в комбинации они обретают ещё большее могущество?
У этой легенды несколько корней.
Тацит пишет, что древние германцы в первом веке до нашей эры вопрошали богов, кидая жребий – дощечки с вырезанными на них знаками. Он не пишет, что это были за знаки, но неоязычники двадцатого столетия решили, что это могли быть только руны.
«Старшая Эдда», записанная в 12-13 веках исландцем Снорри Стурлусоном, включает в себя и несколько поэм от лица самого Одина, отца богов. Там он похваляется, что открыл руны. Для этого ему пришлось принести себя в жертву себе же и девять дней провисеть на ясене Иггдрасиль, пронзённым собственным копьём.
В поэме Havamal Один перечисляет те руны, которыми владеет. Они могут нейтрализовать яд, покорить сердце женщины, заставить мертвеца говорить, сделать меч неотразимым.
Нынешние неоязычники полагают, что это наглядный пример существования рунической традиции уже в средневековье. Однако «рунами» назывались на севере не только, собственно, письменные знаки, но и вообще любые надписи, ими сделанные. «Такой-то высек руны» – стандартное завершение множества надписей на камнях в Скандинавии. В том числе и заклинательных, естественно.
Самих рун Снорри не приводит – судя по всему, он их и не знал. Дело в том, что и археологи практически не находят мечей или рогов с заклинательными надписями. Руны, вырезанные на этих предметах – чаще всего имя хозяина или мастера, их изготовившего.
А дальше в историю вступают евреи. Их религиозная мысль после Рассеяния шла извилистыми путями. От обожествления Торы они постепенно перешли к обожествлению самого текста Торы, отдельных слов этого текста и даже отдельных букв.
Иврит – язык Б-га. Тора – прямая речь Б-га. Комбинируя и переставляя буквы Торы, заменяя их числовыми значениями и ещё многими другими интересными способами, можно извлечь из этого текста скрытые смыслы, имена Всевышнего и ангелов и так далее. Их, в свою очередь, можно использовать для талисманов, оберегов и других надобностей.
Эти представления стали частью еврейской прикладной Каббалы. Пико делла Мирандола и другие ренессансные маги, познакомившись с Каббалой, модифицировали её на христианский лад, и в таком виде она вошла в инструментарий европейского оккультизма.
Христианская прикладная каббала обожествляла уже не Тору, а букву и звук как таковые. Каждый знак имеет божественное значение и силу, потому, правильно комбинируя их, можно приводить в движение небо и землю.
Естественно, таким могуществом обладают не вульгарные латинские буквы, а особые. Оккультисты пользовались еврейским алеф-бетом, на основе которого за пару столетий образовалось несколько стилизованных «магических алфавитов».
И вот со всем этим культурным багажом Германия и Скандинавия вошли в эпоху национального возрождения Европы.
Древняя традиция рунической магии была основана в 1903 году австрийцем Гвидо фон Листом, когда он восстанавливался после операции на глазах. Для этой цели ему пришлось даже придумать собственную версию рун – арманический футарк (вернее, футорк, как легко заметить) из 18 символов.
По сути, это была та же самая прикладная каббала, только с суровым арийским колоритом. Иронично, учитывая степень антисемитизма немецких националистов.
Среди высшего нацистского руководства нашлись поклонники и почитатели новой «древней магии». Особенно Гиммлер, создатель СС. Руны Гвидо фон Листа и составленные из них сложные знаки стали символом как самой организации, так и некоторых отдельных её подразделений и отрядов.
По этой же причине она резко сошла на нет после войны. Уже как-то неловко стало следовать мистическим традициям арийской расы, даже если ты сам немец. Особенно если ты сам немец.
В течение последующих сорока лет руны болтались где-то на окраине эзотерической мысли. Филипп Исаак Боневиц, автор книги «Реальная магия», изданной впервые в 1972 году, ассоциирует их больше с кельтами, чем со скандинавами, и не придаёт им никакого особого значения в своей универсальной системе.
Но в восьмидесятых эта традиция пережила второе рождение – в Америке. Именно там появилась та руническая магия, которой так восхищаются наши доморощенные эрили.
Её пионерами были Стивен Флауэрс (псевдоним – Эдред Торссон), Ральф Блюм и другие авторы, по большей части с совершенно не нордическими именами.
Из Америки, через несколько лет, эта традиция пришла и в Скандинавию, где в то время уже активно практиковали собственные неоязычники – асатру.
Так что руны в определённом смысле разделили судьбу пиццы, роллов и печенек с предсказаниями – все эти традиционные элементы итальянской, японской и китайской культуры были в этих культурах совершенно неизвестны, пока американцы не сделали их модными по всему миру.
Ну а наши отечественные долбославы заговорили о «славянских рунах» с подачи печально известного А. Хиневича, который начал издаваться примерно с 1999 года. Так что разница между «скандинавским оригиналом» и «русским импортозамещённым новоделом» составляет меньше двух десятилетий.
|
</> |